Личность и ее структура
Раздел IV. Психология личности и деятельности
Цель: сформировать представления об основных понятиях в области знаний о личности и ее структуры, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.
Задачи:
1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области знаний о личности и ее структуры;
2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о личности и ее структуры;
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития психических состояний человека.
Вопросы:
1. Понятие об индивиде, личности, индивидуальности.
2. Подходы к изучению личности (социодинамический, структурный, психоаналитический и т.д.).
3. Психологическая структура личности (по К.К.Платонову).
4. Понятие о психологических потенциалах. Понятие об эго-защитах личности.
Человек характеризуется многими понятиями, среди которых такие понятия как «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Индивид – характеристика человека как представителя своего биологического вида Homo Sapiens. В основе определения индивида лежит генотип человека. История человечества знает немало попыток выделить «наиболее чистую» расу, например, «истинные арийцы» при фашистском режиме, расистские концепции апартеида и т.д., но научно доказано единство генотипа у представителей различных рас.
Личность – характеристика человека как представителя социума. В отличие от индивида, личность формируется в процессе жизни: ориентировочно с 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать социальные взаимоотношения между людьми. Три ситуации, когда человек не является личностью: младенец, психически больной и «маугли», т.е. выросший с животными.
Индивидуальность – совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других. В отличие от индивида и личности, которые объединяют людей в биологическое и социальное сообщество, индивидуальность выделяет уникальность и неповторимость человека. Психологическая индивидуальность проявляется в особенностях мировоззрения, ценностной ориентации, характере и т.п.
Существуют различные теории личности:
- социодинамические (среда формирует личность),
- структурные (взаимосвязь компонентов личности),
- экспериментальные (обобщение результатов исследований),
- психоаналитические (бессознательное как основа поведения),
- динамические (личность в развитии).
Психодинамическая теория личности 3. Фрейда.По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта — сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос).
Сфера эго — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности.
Сфера суперэго — это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Можно сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими.
Индивидуальная теория личности А. Адлера.Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению.
Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».
Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение.
Стремление к превосходству. Это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх» и может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.
Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой.
Социальный интерес. Социальный интерес (или чувство общности), по Адлеру, включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. Концепция социального интереса в сущностном плане состоит в том, что у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы. В основе своей социальный интерес является врожденным, так как люди — по своей природе социальные существа.
Жизненный стиль. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, и определяют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании. Жизненный стиль — это компенсация конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого упрочивающие чувство превосходства.
Креативное «Я». Концепция креативного «Я» является самым главным и самым последним (в том числе и в хронологическом плане) элементом теории личности Адлера. Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и даже субъективный жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. То есть каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Таким образом, именно креативное «Я» является в теории Адлера первопричиной личности – той первопричиной, которая определяет и жизненный стиль, и развитие социального интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения.
Концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт.
Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.
Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.
В зависимости от сочетания параметров интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы (табл.).