Задание для самопроверки 2.4

Почему существует мнение, что пропозициональные конструкты наи­более продуктивны?

Должно быть очевидным, что не все конструкты применимы ко всем элементам. Конструкт «хороший — плохой» может быть отнесен к наибольшему числу вещей. Однако конструкт «друже­любный — недружелюбный» не может быть применен к сырам (за исключением, может быть, сыра, покрытого перцем, который обжигает ваш рот), а конструкт «наглядный — абстрактный» в дей­ствительности не может быть использован нигде, кроме изобрази­тельного искусства. Таким образом, мы говорим, что каждый кон­структ имеет «диапазон применимости», или набор элементов, к которым он применяется.

Эмоции

Имеется очень важная группа конструктов, которые применя­ются для описания образа Я — это конструкты, которые исполь­зуются человеком для понимания самого себя и предсказания соб­ственного будущего поведения. Они называются ядерными конст­руктами, и поскольку очень важно, чтобы мы были способны понимать и предсказывать наше собственное поведение, любое на­рушение этих конструктов сопряжено с несколькими неприятны­ми эмоциональными переживаниями. Мы испытываем чувство вины в тех случаях, когда нам кажется, что наше поведение не согласу­ется с нашими прежними представлениями о себе в том, что каса­ется этих ядерных конструктов. Например, если человек, прежде использовавший конструкт «честный — нечестный» в качестве ядер­ного (определяя себя «честным»), вынужден истолковать некото­рые формы своего поведения как «нечестные» (это может быть

кража в магазине, чтобы удержаться в группе своих ровесников), то он, по утверждению Келли, будет переживать чувство вины.

Ощущение угрозы может возникнуть в случае, когда человек осознает, что его ядерные конструкты близки к тому, чтобы ради­кально измениться. Например, кто-то почувствует нависшую уг­розу, услышав диагноз какой-либо страшной болезни (это может быть СПИД, болезнь Альцгеймера и т.п.), который неизбежно означает, что образ Я должен быть основательно реконструирован. Страх близок к этому, но вовлекает явления, о которых мы знаем меньше. В результате чтения статей я кое-что знаю о симптомах СПИДа и о болезни Альцгеймера, сравнительно меньше мне из­вестно о последствиях укуса гадюки или попадания в автомобиль­ную аварию. Я чувствую угрозу со стороны первых и страх перед вторыми. Дети ощущают угрозу, если они чувствуют, что их роди­тели могут развестись, но боятся они привидений.

Враждебность возникает, когда человек продолжает пытаться использовать конструкт, который заведомо не работает. Наши враж­дебные действия имеют своей целью заставить окружающих дать доказательства того, что наше истолкование происходящего в ко­нечном счете правильно. Ситуация, когда футбольные болельщи­ки, чья команда оказалась в последних рядах лиги, будут продол­жать считать ее «превосходной» (противопоставляя неуспешной) и будут враждебно реагировать всякий раз, когда кто-нибудь выс­кажет противоположное мнение, представляет собой случай с за­ранее предсказуемыми результатами.

Тревога появляется всякий раз, когда возникает осознание того, что имеющаяся система конструктов не способна иметь дело с реальными событиями. Последнее означает, что происходящие события оказываются за пределами диапазона применимости сис­темы конструктов. Тогда за чувством тревоги могут последовать попытки расширить эту систему, чтобы понять непривычную си­туацию, Следует ожидать, что в этом случае, так же как и в ранее приведенном примере (речь шла о человеке, имевшем слишком мало конструктов для того, чтобы предсказывать поведение людей в группе), личности такого склада будут переживать тревогу в си­туациях группового поведения.

Удивительно, что взгляд Келли на агрессию диаметрально про­тивоположен его взгляду на враждебность. В то время как враждеб­ность рассматривается им как результат приверженности конст­руктам, которых оказывается просто недостаточно для прогнозирования событий, агрессия сопровождает эксперименты, кото­рые мы ставим с целью проверки валидности собственной систе­мы конструктов. Например, мы можем буквально «играть в игры» с людьми, чтобы посмотреть, будут ли они реагировать в соответ­ствии с нашими ожиданиями, или проверять собственную систе­му конструктов в новых обстоятельствах, реализуя новые виды активности или беря на себя роль какого-либо другого человека. Не трудно найти примеры этого в повседневной жизни. Напри­мер, писатель Джордж Оруэлл (псевдоним Эрика Блэра), интел­лектуал, получивший образование в Итоне, в течение многих ме­сяцев жил жизнью бродяги. Это эксперимент, который может иметь отношение к удовлетворению его потребности проверить общую валидность своей системы конструктов. Постоянная проверка си­стемы конструктов — жизненно важный аспект личностного рос­та, поскольку только путем выявления слабых мест в своей систе­ме конструктов можно продуктивно ее совершенствовать.

Наши рекомендации