Формирование познавательной деятельности
Способность к познанию мира начинает проявляться у че-ловека с раннего детства. Сначала она осуществляется посред-ством внешних гностических действий, которые осуществляются посредством деятельности органов чувств: зрения, осязания, слу-ха, обоняния, вкуса. Гностическим продуктом этих действий являются представления о зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и осязательных свойствах предметов и явлений, а также представления об их форме, величине, объеме, про-странственном положении и перемещении.
В результате включения в процесс познания речи в раннем детстве происходит переход от внешних гностических действий к внут-ренним, благодаря чему дети могут осуществлять сравнение, обоб-щение и абстрагирование внешних свойств и качеств предметов и яв-лений. В результате этих умственных действий у детей формируются так называемые псеводопонятия, т. е. понятия, возникшие на основе абстрагирования и обобщения несущественных признаков познавае-мых объектов.
Познание дошкольником окружающего мира осуществля-ется в рамках практического поведения и игровой деятельности и направлено на приобретение знаний, навыков и умений, необ-ходимых в повседневной жизни. Их усвоение происходит легко и свободно и не требует, как правило, больших усилий.
Иначе дело обстоит в школьном возрасте, где учащиеся дол-жны усваивать научные знания, имеющие обобщенный и отвле-ченный характер. Приобретение этих знаний требует более вы-сокого уровня развития основных элементов познавательной де-ятельности и ее мотивационной сферы. Для того, чтобы учени-ки могли успешно усваивать научные знания, они должны овла-деть как внешними, так и внутренними гностическими действи-ями. Ученики должны научиться выделять объекты, наблюдать за ними, запоминать и воспроизводить воспринятую информа-цию, воссоздавать образы предметов и явлений на основе сло-весного описания, чертежа, схемы, рисунка, анализировать, срав-
нивать, выделять и обобщать существенных признаки изучаемых объектов. Степень сформированности гностических действий опреде-ляет уровень развития познавательной деятельности.
На первом низшем уровне гностические действия имеют в основном внешний поисковый характер. Они обеспечивают об-наружение и выделение непосредственно воспринимаемых объек-тов, их свойств и качеств. Ведущую роль на этой ступени по-знания играют чувственные познавательные процессы: ощуще-ния и восприятия. Они отбирают поступающую на органы чувств информацию и передают ее для обработки интеллекту-альным процессам. На чувственной ступени познания интел-лектуальные процессы только лишь фиксируют полученную информацию, в результате чего возникающие у субъекта зна-ния не выходят за рамки показаний органов чувств.
На втором высшем рациональном уровне познания гности-ческие действия приобретают внутренний характер. Они направлены на переработку, реконструкцию и обобщение образной и отвлеченной информации. Внутренние гностические действия связаны с функцио-нированием таких интеллектуальных процессов как память, вообра-жение и мышление. Эти процессы дают возможность выйти за рамки непосредственно воспринимаемой действительности и познать общие существенные свойства и качества объектов.
В младшем школьном возрасте ведущую роль в познавательной деятельности имеют чувственные процессы, на основе которых фор-мируются эмпирические знания. Но, как показали исследования В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и других психологов, что и в этом воз-расте можно развить абстрактное мышление и сформировать тео-ретические знания, имеющие обобщенный и отвлеченный характер.
Возможность усвоение теоретических знаний в этом возрасте свя-зана с перестройкой познавательной деятельности, которая должна приобрести произвольный характер. Благодаря этому учащиеся полу-чают возможность сознательно планировать познавательную деятель-ность и управлять ею в соответствии с поставленными целями и зада-чами. Кроме того, ученики должны научиться правильно оценивать ре-зультаты познавательной деятельности и уметь осуществлять самонаб-людение за функционированием познавательных процессов, что возмож-но только при развитии способности к рефлексии.
Большое влияние на результативность познавательной деятель-
ности оказывает уровень сформированности мотивационной сферы, в структуре которой особое место занимает познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет несколько уровней развития познавательного интереса у учащихся.
На первом элементарном уровне проявляется непосредствен-ный интерес ко всякой новой информации, которая сообщается на уроке, или которую ученики находят в учебных пособиях, осо-бенно если она является эмоционально привлекательной.
Затем познавательный интерес достигает более высокого уровня развития, где он побуждает учащихся изучать по соб-ственной инициативе предметы и явления внешнего мира, их свойства и качества, устройство и структуру, их изменение и развитие. На этом уровне знания, которые приобретает ученик, имеют описа-тельный характер. В них зафиксированы, прежде всего, внешние осо-бенности объектов и связи между ними.
На третьем, высшем уровне познавательный интерес при-обретает опосредственный характер. Он побуждает учащихся к изучению причинно-следственных связей, к познанию внутрен-них существенных свойств и качеств, определяющих законы су-ществования предметов и явлений. Приобретенные знания на этом уровне имеют не только описательный, но и объяснитель-ный характер.
Существует несколько показателей проявления познава-тельной активности учащихся. Одним из таких показателей яв-ляется наличие вопросов, возникающих в процессе познания. Вторым показателем будет проявление потребности поделиться результатами познавательной деятельности с другими людьми, критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения других результатов, стремление сделать какие-то практические и теоретические выводы. Показателем высшего проявления по-знавательной активности является самостоятельная организация и осуществление познавательной деятельности, применение эле-ментов исследования в процессе познания.