Пиаже о соотношении логики и философии
Логика отличается от психологии методом анализа, способом подхода к рассмотрению познавательного процесса. Психология изучает реальный, естественный процесс мышления, «как он есть», как он в «режиме реального времени» протекает у тех или иных конкретных субъектов познания (например, как формируется понятие о законе сохранения вещества у маленьких детей – как это показали знаменитые опыты великого швейцарского психолога Жана Пиаже, чьим именем назван соответствующий феномен). «Феномен Пиаже» - психологическое явление, подтвержденный опытами («задачами Пиаже») факт, что маленькие дети не способны уверенно владеть категориями количества, объема, размера и т.д. Так, когда при детях переливают воду из низкой, но широкой емкости в высокую, но узкую, они, несмотря на то, что видели, утверждают, что в высокой колбе воды больше. Аналогична ситуация наблюдается в опытах с кусочком пластилина, который представляется детям то в форме «шарика», то «колбаски» (они говорят, что «в шарике пластилина больше»), и с веревкой – изогнутая, она представляется детям более короткой. Предметов, если их расставить с большими промежутками, по мнению детей «становится больше».
Поэтому когнитивная психология – естественная, описательная наука, а ее законы (например, «Формирование логических понятий причинно-следственных связей, сохранения количества вещества и т.д. у психически здоровых детей заканчивается в среднем лишь к 7—10 годам») являются отражением (теоретическим обобщением) эмпирических процессов, происходящих в конкретной действительности. Статус же логики и ее законов совершенно иной.
Логика (по крайней мере, в своем «прикладном» по отношению к реальным аргументативным процессам значении) изучает не то, как мышление происходит, а то, как оно должно происходить.
Для того чтобы понять, как развивается человеческое познание, Пиаже изучал развитие интеллекта у ребенка. В психологии он искал ответ на фундаментальные философские проблемы о познаваемости мира, о происхождении и развитии научных понятий.
Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения? Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи продукты собственной умственной активности? А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каково происхождение и развитие основных научных понятий? При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений.
Прежде всего о взаимоотношении целого и части. Проблема связи целого и части существует, по мнению Пиаже, везде, во всех областях бытия. Всюду целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Всегда отношения между целым и частями варьируют в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены.
Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому. В социальной жизни устойчивое равновесие имеет форму кооперации, а в логике оно соответствует логической необходимости. Принцип равновесия Пиаже использовал впоследствии для объяснения интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем этот принцип всегда сильнейшим образом влиял на его анализ психологических фактов. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается.
В логике Пиаже был новатором, разрабатывая модели для интерпретации психологических фактов.
Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.
Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы главная из них с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания, мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым восприятиям Реализм бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер - это реализм интеллектуальный Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
Так же Пиаже проводил исследования в области биологии, социологии и истории науки.
Таким образом, Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числу последователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных.