Концепции личности в отечественной психологии
Бихевиоризм в отечественной психологии . Иван Михайлович Сеченов (1829 —1905), ввел понятие «рефлекс». Александр Федорович Лазурский (1874–1917), разработал концепцию индивидуальных различий человека на основе темперамента, характера и ряд других психофизиологических особенностей. Владимир Михайлович Бехтерев (1857 —1927), изучал функции и строение мозга человека. Иван Петрович Павлов (1849-1936), изучал различие условных (приобретенные) и безусловных (врожденные) рефлексов. Наталья Петровна Бехтерева (1924 – 2008) исследовала соотношение мозга и психики человека.
Когнитивная психология в России. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960).Основатель кафедры и отделения психологии при факультете философии МГУ , журнала Вопросы психологии. Исследовал вопросы общей психологии.
Концепция личности в философии и науке (Николай Федорович Фёдоров (1873—1876), основоположник русского космизма. Константин Эдуардович Циолковский (1857- 1935) , основоположник теоретической космонавтики. Владимир Иванович Вернадский, (1863—1945), основоположник теории необратимой эволюции биосферы и её переход в стадию ноосферы. Николай Иванович Вавилов учёный-генетик (1887-1955), разработал учение о биологическом виде. Александр Леонидович Чижевский (1897 -1964), основоположник идеи биосоциогенеза.
Культурно-историческая теория личности. Лев Семёнович Выгодский (1896 - 1934) и его ученики А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А.Г. Асмолов. Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов, изучают роль «опосредования» (знак и слово), в развитии высших психических функций человека.
Александр Романович Лурия (1902 -1977), советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, являлся членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ и ряда университетов. Доказал, что для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979), советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Первый декан факультета психологии Московского государственного университета, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов, редактор работ Л. С. Выгодского, создатель теории деятельности.
Личность определена как иерархия деятельностей, а не психических процессов. Другими словами, личность – не биологическое, не социальное, а результаты в определенный период жизни. Деятельность конституируется мотивами (потребность) Личность выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою жизнь. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: Б.М. Теплов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.
Борис Михайлович Теплов (1896 - 1965) . Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965). Основатель школы дифференциальной психологии, согласно которой мотивы не сводятся к кальке этических, культурологических оценок, не должны определяться по шкале этических величин, нельзя посчитать индекс демократизма, патриотизма. Этическая оценка опасна, губительна. Личность не исчерпывается этическими качествами. Ввел понятия сильный и слабый (повышенная чувствительность к миру) тип нервной системы.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984), советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выгодского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным. Рассматривал общение как вид деятельности.
Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988), выдающийся советский психолог в области общей, возрастной и педагогической психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, закономерностях развития психики в фило– антропо– и онтогенезе.
Артур Владимирович Петровский (1924-2006) специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Сформулировал концепцию, описывающую динамику развития социальных групп, теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. А. В. Петровский подверг критике принцип ведущей деятельности как основание для построения возрастной периодизации.
Галина Михайловна Андреева (1924), социальный психолог, зав. первой кафедры социальной психологии в МГУ. Александр Григорьевич Асмолов (1949), заведующий кафедрой психологии личности МГУ. Анализирует различие понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность»; «биогенез», «социогенез», «персоногенез»; «адаптивное» и «неадаптивное» поведение. Личность – роль человека, возникающая в системе социальных отношений. Личность – «коллекция черт», «комформист», «адаптант». Адаптивное поведение – нормативное приспособление к жизни. Индивидуальность в переводе от латинского означает «неделимое», «особь». Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов). Итак, в отечественной психологии, неадаптивная сущность человека определена как жизненный путь личности, история отклоненных альтернатив, необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей.