Управление конфликтом

Конфликтология

3 сентября.

Введение в конфликтологию.

Конфликтология – система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Методы конфликтологии:

1. Методы изучения и оценки личности (лидера)

A. Наблюдение

· Стандартизированное (предполагает наличие определенной таблицы, критериев оценки)

· Свободное

ü Стороннее

ü Включенное (непосредственный контакт с наблюдаемым)

B. Опрос

· Опросники личностных характеристик

· Опросники поведения в критических ситуациях

· Многие другие

C. Тестирование

· Продолжение предложения

· Тест «якоря карьеры»

· Тесты интеллекта

· Многие другие

2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах

A. Наблюдение

B. Опрос

C. Социометрия

D. Бланковый метод

3. Методы диагностики и анализа конфликта как феномена

A. Наблюдение (в данном случае за конфликтом)

B. Опрос

C. Анализ результатов деятельности

D. Метод экспертного интервью

4. Методы управления конфликтами

A. Психолого-педагогические методы

B. Административные

История становления конфликтологии

Начало конфликтологии положила работа К. Левина «Разрешение социальных конфликтов».

Подходы:

1. Философско-социальный подход

· Теория равновесия (мир стремится к равновесию)

· Теория конфликта (конфликт является неотрывной частью общества; была сформирована Дарвином, описана Марксом и Зимелем, а также Дарендорфом и Козером)

2. Психологический

· Заложен Зигмундом Фрейдом

· Бихевиоризм – Ситуационный подход: «Конфликт – это форма реакции на внешнюю ситуацию»

· Когнитивная психология: «Конфликт выводы, сделанные из ситуации»

Характеристика конфликта как социально-психологического феномена.

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством.

ДОПИШИ ЛЕКЦИЮ

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия

4. Развитие открытого конфликта (заявление позиций и выдвижение требований)

5. Разрешение конфликта (зависимость от содержания предыдущего этапа, достигается путем педагогического или административного подхода решения конфликтов)

Фазы конфликта:

1. Начальная фаза (1-2 этапы конфликта). Возможность решение конфликта на этой стадии – 92%

2. Фаза подъема (3 этап). Возможность решения конфликта на этой стадии – 42%

3. Фаза пика (4 этап). Возможность решения конфликта на этой стадии – <5%

4. Фаза спада. Возможность решения конфликта на этой стадии – около 26%

17 сентября.

Теории механизмов возникновения конфликтов.

Конфликтоген – слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту.

Формула развития конфликтов:

1. Зависимость конфликтов от конфликтогенов (от их эскалации).

КГ1 -> КГ2 -> КГ3 ->…КГn = КФ

КГ1,3,5,7 Э S1

КГ2,4,6,8 Э S2

КГ1 < КГ2

КГ2 < КГ3

2. КС + И = КФ

КС – конфликтная ситуация

И – инцидент

КФ – конфликт

КС1 + КС2 + … КСn = КФ

3. Трансактный анализ (автор теории – Эрик Бёрн)

Виды анализа:

I. Структурный анализ (анализ отдельной личности)

II. Анализ трансакций – анализ того, как люди поступают и что говорят друг другу

III. Анализ игр – анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате

IV. Анализ сценария – анализ индивидуального, жизненного сценария, которому люди бессознательно следуют

Дополнительные трансакции происходят тогда, когда обращения идет из одного состояния, а ответ приходит из запрашиваемого состояния. Конфликт возникает тогда, когда ответ приходит из другого эго-состояния.

Характеристика трансакций:

I. Прямые или Косвенные

II. Откровенные или Разбавленные

III. Интенсивные или Вялые

1 октября.

Теория поведения личности в конфликте.

Модели поведения в конфликте:

1. Конструктивная – субъект настроен на поиск обоюдовыгодного решения, проявляет уважение к собеседнику, избегает оскорблений, говорит по существу

2. Деструктивная – субъект проявляет настрой выиграть конфликт, многословен, не стесняется выражений, как правило, привлекает к конфликту союзнику.

3. Конформистская.

При выборе модели учитывается предмет конфликта, ценность межличностных отношений и др.

Типы конфликтных личностей:

1. Стул (Демонстративный тип: истероидный, экзальтированный, ипохондрики). Эти люди очень любят быть в центре внимания, любят хорошо выглядеть в глазах других людей, отношение к другим людям определяется отношением к себе людей,

2. Стул (Ригидный тип: шизоидный, паранойяльные, циклоидные, эпилептоидные). Требуют от окружающих почтения, строят ожидания людям.

3. Стул (Сверхточный тип: психастеники, педанты). Скрупулезность, боятся осуждения окружающих

4. Стул (Неуправляемый тип: гипертимный). Импульсивность, малорациональность, несамокритичны, плохо соотносят поступки с целями и последствиями.

5. Стул (Конформный тип). Бесконфликтный, ориентируется на сиюминутную ситуацию.

15 октября.

Управление конфликтом.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Виды деятельности по управлению конфликтом:

1. Прогнозирование – направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми.

2. Предупреждение – направлено на недопущение возникновения конфликта.

3. Стимулирование – применяется в случаях, когда конфликт не удается предотвратить, либо когда возникновения конфликта пойдет на пользу. Бывает лишь в конструктивной форме. Если конфликт простимулирован, то возникает необходимость нести ответственность за его управление.

4. Регулирование – направлено на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Имеет несколько этапов, так как является длительным процессом:

a. Признание реальности конфликта всеми его участниками (приводятся аргументы, показываются негативные реалии и позитивные перспективы)

b. Легетимизация конфликта (обуславливаются правила, по которым ведется разрешение конфликта, не рекомендуется привлекать третьих лиц)

c. Институциализация конфликта (договоренность об условиях разрешение конфликта)

Технологии разрешения конфликта:

a. Информационная технология - информирование сторон, исключение ложной информации (сплетен, домыслов)

b. Коммуникативная технология – как я понял, тут вся суть в том, чтобы усадить конфликтующих за один стол и создать условия, в которых оба будут готовы конфликт решать.

c. Социально-психологическая технология – используется в условиях конфликта групп. Начинается с анализа лидеров групп.

d. Организационные технологии – речь идет об административно-управленческих решениях.

5. Разрешение

Полное разрешение конфликта возможно при условии:

a. Достаточной зрелости конфликта.

b. Потребность субъектов конфликта в его разрешении

c. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта

Формы разрешения конфликтов:

1. Компромисс – согласование интересов и позиций сторон на новой основе

2. Консенсус – сотрудничество, договоренность.

Все остальное – НЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

Виды удовлетворенности, доказывающие решение конфликта:

1. Удовлетворение по существу

2. Процедурное удовлетворение («о, я это уже делал, знаю, как это решать, все зашибись»)

3. Психологическое удовлетворение (совокупность предыдущих двух, «я доволен всем, мне лучше, чем до переговоров»)

Соотношение динамики конфликта и управления им.

1. Возникновение конфликта – прогнозирование, далее – предупреждение или стимулирование конфликта.

2. Начала конфликта – предупреждение или стимулирование конфликта.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия – регулирование конфликта

4. Разрешение конфликта.

Собственно, решение конфликта для руководителя:

1. Изучение причин возникновения конфликта

2. Ограничение числа участников конфликта (работа с лидерами конфликта/микро-группами)

3. Привлечение экспертов для дополнительного анализа («персональщики» с психологическим образованием, привлеченный конфликтолог/психолог)

4. Принятие решения «ЧТО ДЕЛАТЬ?! :О».

Принципы управления конфликтами:

1. Принцип объективности и адекватности оценки конфликта

2. Конкретность ситуационного подхода

3. Гласность

4. Демократическое воздействие на общественное мнение

5. Комплексность мер воздействия

Негативные факторы, влияющие на принятие мер по конфликту:

1. Одностороннее суждение руководителя о подчиненных

2. Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности

3. Стремление как можно быстрее погасить конфликт

4. Межличностные отношения с одним из конфликтующих

29 октября.

Наши рекомендации