Личностной тревожности
(Методика Спилбергера– Ханина)
Цель исследования: определить уровень реактивной
и личностной тревожности.
Инструкция 1: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Ответы: «Нет, это не так – 1 балл», «пожалуй, так – 2 балла», «верно – 3 балла», «совершенно верно – 4 балла».
Утверждения:
1. Я спокоен.
2. Мне ничто не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
Инструкция 2: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов здесь нет. Ответы: «Почти никогда» – 1 балл, «Иногда» – 2 балла, «Часто» – 3 балла, «Почти всегда» – 4 балла».
Утверждения:
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
25. Нередко я проигрываю из–за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из–за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Обработка результатов
Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной и личностной тревожности.
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле РТ=1–2+35, где 1– сумма полученных испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а 2 – сумма остальных полученных цифр, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле: ЛТ=3–4+35, где 3– сумма полученных цифр по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а 4– сумма остальных зачеркнутых цифр, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Анализ результатов
Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, тревожностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений.
Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Определенный уровень тревожности – естественная особенность активной личности. Существует для каждого человека уровень «полезной тревоги».
Оценить уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно по единой шкале:
до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности могут означать, что у человека проявляется тревожность в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае нужно пересмотреть значимость данной ситуации, перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Кроме того, для формирования чувства уверенности в успехе можно использовать ряд психологических упражнений для саморегуляции.
В отличие от высокой тревожности низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда низкие показатели теста могут скрывать за собой защитный психологический механизм вытеснения реальной тревожности.
2.2. Воля
Воля– это сознательное регулирование человеком своей деятельности и поведения. Воля – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Благодаря волевой регуляции, человек способен осуществлять целенаправленную деятельность, концентрировать активность в необходимом направлении.
Проявление воли у человека связано с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Выделяют такие волевые качества, как сила воли, настойчивость, выдержка, решительность, самообладание, ответственность и т.д.
Волевые действия подразделяют на простые и сложные. При простом волевом действии переход мотива в само действие происходит почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует осознание мотивов, принятие решений, составление плана и т.д.
Признаками волевого поведения являются: сознательный выбор цели, наличие трудностей, мобилизация усилии, направленность.
На подготовительном этапе, исходя из потребностей личности, происходит осознание цели, определяется способ действий по преодолению трудностей, реализуется борьба мотивов и принимается конкретное решение.
На этапе выполнения прилагаются усилия для исполнения принятого решения, для превращения осознанной цели в конкретный результат деятельности.
На заключительном этапе осуществляется анализ полученных результатов деятельности, степень их соответствия планируемой цели.
В зависимости от того, в какой мере человек осуществляет контроль над своим поведением и ответственностью, локализует причины в окружающей его среде, судьбе, обстоятельствах или ищет причины поведения и ответственности в самом себе, определяют его «локус контроля».
Ниже представлены две методики – оценка уровня субъективного контроля и уровень развития силы воли.