Истории десятая и одиннадцатая, Красноречивая буква «М»
У одного известного тренера было два ученика одного возраста, чем-то схожих по характеру. Борис Сергеевич, так звали тренера, работал с обоими учениками уже 5 лет. Оба теннисиста пришли из детской группы при клубе. Одного звали Саша, а другого — Андрей. Им еще не было и четырнадцати лет, а они уже неоднократно выигрывали турниры в своей возрастной группе. Заняв второе и третье места в рейтинге, они должны были вместе с тренером поехать на командные соревнования в Чехию. Вместе с ними в команду входил теннисист из Москвы по имени Петр, который занимал в рейтинге первое место. Борис Сергеевич отвечал за всю команду, т. е. за всех троих теннисистов. По правилам соревнований от каждой команды можно было выставить лишь двух теннисистов. Вне всяких сомнений первым на тот момент был Петр. Кого же поставить вторым, тренер решить не мог: оба его ученика играли примерно одинаково.
Когда Борис Сергеевич приехал с командой в Чехию, то узнал, что в первой игре им придется встречаться с очень сильной командой из Хорватии. Для того чтобы выиграть у хорватов, надо было не столько показать техничный теннис, сколько проявить волевые качества. У тренера был вечер на размышления. И думать ему было о чем.
Что касается Саши, то окружающим всегда было трудно понять, что творится у него в голове. Немногослов-ность Саши сочеталась с реалистическим восприятием мира, с ориентацией на все осязаемое, происходящее здесь и сейчас. Этого было достаточно, чтобы у людей сложилось впечатление о Саше как о человеке холодном и замкнутом. В житейских ситуациях и в спорте он обычно сначала анализировал ситуацию, а затем принимал решения. Однако в целом стиль его жизни был непредсказуем
и очень активен. Во время матча он мог неожиданно заинтересоваться зрителями или событиями, происходящими на соседнем корте. Борис Сергеевич очень сердился на своего ученика за невнимательное отношение к игре.
Психологи отнесли бы Сашу к сенсорному интроверту, мыслительному и воспринимающему. Саша не был ленив, скорее наоборот. Он предпочитают действовать, а не планировать свою деятельность, а особенно любил дела, обещающие вполне конкретный результат. Чем сложнее было задание, тем быстрее Саше хотелось за него взяться.
К сильным сторонам его характера можно было отнести умение самому себе давать задание и работать без посторонней помощи. Тренер подметил особенность Саши трудиться более эффективно, когда он был предоставлен сам себе. За ним можно было лишь украдкой наблюдать. Саша обычно укладывался в сроки, но при этом следовал своему внутреннему графику.
Он легко приспосабливался к незапланированным мероприятиям. Во время тренировки он должен был время от времени переключать свое внимание на что-то другое, иначе любая работа превращалась для него в рутину. Поэтому тренер разрешал ему во время тренировки вести дневник, иногда обсуждал школьные новости или результаты последних соревнований. Особенно Саша любил моменты, когда тренер давал команду поменять упражнения. В ответ Борис Сергеевич обычно слышал: — Нет проблем.
Была еще одна особенность в характере Саши. Он обладал очень хорошей наблюдательностью. Как никто другой, он подмечал особенности игры своих партнеров, но никогда не торопился рассказывать это тренеру или партнерам по клубу. Когда же тренер расспрашивал Сашу, то каждый раз удивлялся его наблюдательности.
К сказанному выше можно добавить следующее. Саша и в школе и на корте выделялся тем, что обычно умел зада-вать вопрос по делу. Выглядел он весьма уверенно, и школьные учителя считали его способным учеником. Саша обычно сам не затевают конфликты, но был и не из тех, кто от них уклонялся. Если уж он попадал в конфликтную ситуацию, то чаще всего знал, чем все закончится.
Те, кому приходилось общаться с Сашей, отмечали, что он от каждого нового дня хотел брать по максимуму. Аналогично он проявлял себя и на корте. Ему мешало одно: он, как уже говорилось, не любил рутины, поэтому отдельные его удары не были доработаны, что часто ставило его на корте в сложное положение.
Первое впечатление от Андрея было иное: спокойный, дружелюбный, легкий в общении, очень ненавязчивый, привлекательный, обычно уступчивый. Создавалось впечатление, что у него в душе царит мир и никакого желания переделывать или перевоспитывать других. Он тоже отличался хорошей наблюдательностью и конкретностью восприятия. Люди, хорошо знавшие его, давно заметили, что при принятии решений у Андрея определяющим фактором было его отношение к родным. Принимаемое им решение не должно было хоть как-то ухудшить их положение. К перечисленным уже особенностям можно добавить его повышенную восприимчивость, гибкость и способность адаптироваться.
Родные Андрея уже давно поняли, что со временем он станет надежной опорой для всей семьи, а пока он проявлял удивительную заботу о своей собаке. В жизни Андрей придерживался принципа — живи сам и давай жить другим.
В теннисном клубе Андрей зарекомендовал себя покладистым и скромным человеком. У некоторых ребят даже возникло ощущение, что за этим стоит неуверенность Андрея в себе, в своих силах и возможностях. Довольно часто он задавал тренеру и товарищам по клубу вопросы типа «Может быть, в другой игре все будет иначе?», «Может быть, я сыграю лучше на другом турнире?». Он был пер-вым критиком своей игры, хотя далеко не всегда самокритика приводила к каким-либо изменениям.
Чувствительность Андрея сродни женской. Люди подобного типа часто осознают свою повышенную чувствительность, но не все пытаются компенсировать свою тонкую внутреннюю организацию нарочитой резкостью. Андрей же в теннисном клубе надевал маску мужественного и резкого человека. Далеко не все люди догадывались, что на самом деле творилось в его душе.
Была еще одна особенность в характере Андрея, мешавшая ему во время соревнований. Он был склонен обвинять себя во всех ошибках на корте, при этом, конечно же, сильно преувеличивая свою ответственность. Если его противник играл очень хорошо, Андрей моментально начинал себя ругать. Если же противник делал несколько удачных ударов подряд, то Андрей терялся и на какое-то время просто выпадал из игры.
Андрей не стремился руководить людьми. Когда он играл с кем-нибудь из более слабых партнеров, то тренер мог уговорить его взять на себя лидерство. Какое-то время ему удавалось это делать, и весьма эффективно. В сложные моменты игры, вместо того чтобы руководить игрой напарника, он начинал поддерживать его словами и жестами. Если возникал конфликт с судьей, то все вопросы обычно улаживал Андрей. Умение поддерживать партнера всегда было сильной стороной характера Андрея в спорте.
Андрей обычно заметно прибавлял в игре, когда тренер на тренировке хвалил его. Если во время соревнований зрители хлопали ему, то победить его было практически невозможно. В тех же случаях, когда тренер критиковал его, Андрей начинал играть заметно хуже. Поэтому тренер всегда должен был четко знать, когда нужно похвалить Андрея, а когда и покритиковать.
Андрей тоже не любил однообразные тренировки. Ему нравилось выполнять новые задания, а неожиданные си-туации только добавляли ему энергии. Если кто-то из ребят получал травму на тренировке, то ему было важнее прийти на помощь, чем продолжать выполнять задание.
Борису Сергеевичу часто приходилось ломать голову, как заставить Андрея выполнять монотонное упражнение. Теннисистам очень много приходилось бегать кроссов, иногда минут по тридцать — сорок. Для Андрея это превращалось в пытку.
Борис Сергеевич каждый раз что-то придумывал, чтобы разжечь интерес своего ученика. Андрею разрешалось не просто бегать, а бежать с кем-нибудь из партнеров и перебрасывать теннисный мяч. В другой раз Андрей не просто бежал, а одновременно гнал ногами мяч и т. д.
Конечно же, Борис Сергеевич за несколько лет работы с обоими учениками узнал их, понимал особенности характера. Как опытный тренер, он придавал большое значение здоровой агрессивности спортсменов на корте. Но каждый раз, делая выбор между своими учениками, он терзался сомнениями. Не всегда ему удавалось сделать правильный выбор, за что он себя, конечно же, сильно ругал. Особенно его смущал характер Андрея. Иногда тот играл так, что можно было только удивляться, в других же случаях просто «сливал» игру.
Оба его ученика вели дневники тренировок, заполняя их до тренировки, после тренировки и, конечно же, после матчей. Борис Сергеевич уже давно обратил внимание на различия в почерке обоих ребят. Он не был специалистом по графологии, но, как и каждый профессиональный теннисист, обладал хорошей наблюдательностью.
Борис Сергеевич обратил внимание на закругленность почерка Андрея и угловатость почерка Саши. Возможно, он заметил и некоторые другие отличия. Но в первую очередь его внимание привлекло написание заглавных букв у обоих учеников. Борис Сергеевич вглядывался в буквы, стараясь понять, почему во многом похожие ребята столь неодинаково их пишут. В библиотеке он нашел руководство по психографологии, заглянул в раздел, где трактовалось написание заглавных букв. Особенно его заинтересовало написание составных букв. Еще раз просмотрев дневники ребят, Борис Сергеевич обнаружил наиболее сильные различия в написании заглавной буквы «М».
У Саши буква начиналась с очень небольшого крючка, ось буквы составляла с горизонталью примерно 60-70°, затем в написании буквы выявился различный нажим. Вторая палочка выглядела существенно толще остальных.
Из руководства тренер узнал, что такое написание заглавных составных букв характерно для человека сильной воли, открыто высказывающего свои мысли, обдуманно совершающего поступки. Второй элемент буквы «М» обычно у Саши был несколько выше, что свидетельствовало о заниженной самооценке. Тренер чувствовал в ученике хороший волевой настрой, теперь он получил этому подтверждение.
Что касается почерка Андрея, то первая палочка у буквы «М» была выше, написана с нажимом, вторая — ниже, написана с меньшим нажимом. Буквы начинались не с маленького крючка, а с петельки. Первый элемент буквы имел наверху заострение, а второй элемент наверху заканчивался закруглением. Из руководства Борис Сергеевич узнал много нового для себя. Подобное написание заглавной буквы «М» характерно для людей, желающих выглядеть более мужественными и решительными, такому типу людей не всегда удается владеть собой в сложных ситуациях, в их поведении много показного. Написание в таком виде буквы «М» свидетельствует о некотором разладе в душе Андрея, в нем желаемое пока еще трудно согласуется с реальностью. Тренер нашел в руководстве еще кое-что интересное. Оказывается, Андрей не только был очень отзывчивым человеком, но и обладал хорошим вкусом, чувством прекрасного. Теперь тренеру стало легче принимать решение, кого и когда выставлять на игру. Для себя тренер решил и еще один вопрос, который затрагивал судьбу обоих учеников. В силу характера, несмотря на большой талант обоих, они с большим трудом доводили начатое дело до конца. Особенно это касалось Андрея. Тренер осознал ответственность за формирование в них желания и умения доводить нячятпр ттп кпнття
Интроверт — мыслительный — сенсорный - воспринимающий | |
Черты характера | Особенности почерка |
Замкнутость | Закрытые гласные |
Умение слушать | Маленькие петли в буквах |
Реалистичность | Ясность написания, маленькие петли |
Внимательность к деталям | Аркадичность письма |
Твердость | Угловатость элементов |
Объективность | Примерная одинаковость букв по высоте |
Гибкость | Волнистость строк |
Интроверт — чувствующий — сенсорный — воспринимающий | |
Черты характера | Особенности почерка |
Замкнутый | Закрытые гласные |
Умение слушать | Маленькие петли в буквах |
Реалистичность | Ясность написания, маленькие петли |
Внимательность к деталям | Аркадичность письма |
Мягкость | Округлость букв |
Человечность | Неровность по величине букв |
Гибкость | Волнистость строк |