Разновидности эмпирических феноменов установления взаимосоответствия особенностей человека и объективных требований труда, работы, профессии
Уровни самостоятельности человека -как потенциального или актуального субъекта труда | Распределение возможных исходов из ситуации большего или меньшего несоответствия человека и требований деятельности, профессии, работы, трудового поста | |||||
выбор и согласование имеющихся возможностей | направленное формирование потребных возможностей | |||||
Отбор людей для имеющихся трудовых постов, профессий, работ О | Подбор имеющихся работ, трудовых постов, профессий для определенных людей П | Формирование профессионально ценных качеств человека Ф | Конструирование, создание все более совершенных объективных факторов труда К | |||
Самостоятельная активность человека, не располагающего помощью специалиста -человековеда | 1. "Естественный" профессиональный отбор ("отсев" кадров, их миграции в поисках удовлетворяющих вариантов) | 2. Самостоятельное профессиональное самоопределение (на этапе выбора профессии или в ходе профессионального становления) | 3. Профессиональное самообразование, самовоспитание, освоение новых внутренних средств труда, "профессионального роста" | 4. Самостоятельное улучшение, рационализация, построение все более совершенных социальных и предметных (технических) условий и средств труда | ||
Самостоятельная активность человека в условиях его оптимального научного обслуживания | 5. Профотбор на научной гуманистической основе (с рекомендациями по трудоустройству всех претендентов) | 6. Профконсультация по выбору профессии, адаптации к ней и по рациональной расстановке кадров | 7. Специальное (профессиональное) образование, трудовое воспитание, обучение. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. Психотренинг. Прикладная физкультура | 8. Специальное проектирование и внедрение все более совершенных социальных и технических — "эргономичных", эффективных — условий и внешних средств труда | ||
Деятельность человека в условиях, когда он рассматривается как некомпетентный и пассивный объект "научного" управления | 9. Профотбор, ограниченный функцией "отсекания" непригодных для учебы или работы претендентов | 10. Работа по профконсультации, профадаптции, расстановке кадров с позиций "жесткого" управления человеческим фактором | 11. Формирование подготовленности и профессионально ценных качеств с позиций "жесткого" управления этим процессом | 12. Совершенствование, проектирование, внедрение внешних технических средств труда с позиций "вытеснения" человека из эргатических систем | ||
Факт "соответствия — несоответствия" человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру. Наиболее очевидны признаки физической тяжести работы, временных и пространственных ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Так, если приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, принимать решения и действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то феномены "соответствия — несоответствия" человека и работы замечаются сравнительно легко как самим работником, так и окружающими.
Менее очевидны, но не менее "коварны" по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельности. Если, например, человеку практического склада ума приходится решать теоретические задачи, да еще находиться среди теоретиков, а человеку с недостаточно развитым "социальным интеллектом" (способностью разбираться в людях, их состояниях и взаимоотношениях) приходится решать задачи по оптимизации отношений в коллективе, если, например, шкалы приборов, показания которых надо быстро и ответственно считывать, мелки, плохо различимы, слишком удалены от глаз работника, вынужденного находиться на определенном месте, то возникающие при этом трудности могут рассматриваться и самим работником, и окружающими как нечто вполне естественное ("труд труден") и не стимулировать к оптимизации эргатической системы. В то же время объективная цена этих, казалось бы, само собой разумеющихся трудностей может быть очень высокой (низкая эффективность большой производственной системы, аварии, травмы, "развал" коллектива, сообщества и пр.).
Еще менее очевидны факты "соответствия — несоответствия" работы и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека — его идеалами, убеждениями, потребностями, характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют "крутые повороты" человека на профессиональном жизненном пути. От плохой досягаемости кнопки на пульте или "тугой" рукоятки никто менять профессию не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования тех или иных твердых взглядов (убеждений), моральных, понятий, представлений — да.
Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются'
а) ее успешность,
б) удовлетворенность человека избранным трудовым путем,
в) преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности (таких, как хорошая внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).
Основные компоненты пригодности человека к работе:
1. Гражданские качества — идейный, моральный облик человека как члена общества. В профессиях, связанных с руководством людьми, обучением и воспитанием их, оказанием медицинской помощи, торговым обслуживанием, правоохраной и т.д., человек оказывается непригодным, если названная группа качеств не развита у него нужным образом.
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия требует ответственной работы в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (объездчики, осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), выступает в роли особенно важного звена профпригодности. Еще: отсутствие интереса к биологии, физиологии животных — важное препятствие для успеха работы в качестве оператора индустриализированного животноводческого комплекса и т.п.
3. Дееспособность (общая). Она образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности: состоянием физического и психического здоровья, так называемыми общими способностями, в основе которых лежат активность и саморегуляция человека как субъекта деятельности. Частным выражением общих способностей являются, например, склонность к постоянной занятости, положительные качества ума, развитый самоконтроль, инициативность, "творческость" — непредвзятый подход к решению возникающих на трудовом посту задач.
4. Единичные, частные, специальные способности. Это стойкие личные качества человека, которые важны для данной работы, профессии или узкого их круга (например, "цепкая" память на эталоны вкусовых качеств для кулинара, товароведа, контролера пищевых продуктов; устойчивость к действию монотонных раздражителей для машиниста локомотива; тонкий звуковысотный и тембровый слух для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов и др.).
5. Навыки, выучка, знания, опыт. Эта составляющая профессиональной пригодности обычно с большей или меньшей полнотой бывает представлена в специальных документах — профессионально-квалификационных характеристиках, составляемых в разных ведомствах и ориентировочно задающих, "что должен знать" и "что должен уметь" тот или иной специалист.
Упражнение
Обратитесь к тексту упражнения в конце §1.5 и рассмотрите приведенные там факты с точки зрения "золотого правила" психологии труда:
1) в чем состоит возникшее несоответствие человека и трудового поста?
2) к чему это несоответствие в данном случае приводит?
вопросы и тем.ы для размышления и разработки
1. Человека подбирать к "месту" или "место" к человеку?
2. Самоопределение субъекта или "указующий перст" извне?
3. Если профотбор, то откуда возьмутся нужные люди?
Тема 1. Теория и практика формирования субъекта труда.
Тема 2. Теория и практика формирования внешних условий и средств труда сообразно особенностям трудящегося человека.
Тема 3. Пути противостояния отношению организаторов производства к трудящемуся как к "инженерному сооружению".