Задание для самопроверки 2.1
Что означает феноменологический подход к изучению личности?
Введение в теорию личных конструктов, разработанную Джорджем Келли
После того как Джордж Келли чуть было не стал авиационным инженером, он получил образование клинического психолога и организовал передвижную психологическую службу в Канзасе в
1920-е гг. Основу его образования составляла психоаналитическая теория, но постепенно он стал убеждаться в том, что его «клиентов парализуют длительные засухи, пыльные бури и экономические заботы, а отнюдь не переполнение либидонозными силами» (Rykman, 1992, р. 338). Он чувствовал, что традиционные теории личности (в то время это психоанализ, теории научения и бихевиоризм) не могут объяснить, каким образом люди концептуализируют или пытаются осмыслить окружающий мир. В самом деле, перечисленные теории, казалось, игнорировали то, что представлялось Келли очевидным, а именно: люди стремятся понять, что происходит в их жизни, и предугадать, что случится в дальнейшем. Он писал так:
В полдень, в час дня, меня легко найти беседующим со студентом и выполняющим все те обычные дела, которые должны делать руководители научной работы, поощряя студента точно определять ключевые вопросы, наблюдать, глубоко вникать в проблему, вырабатывать гипотезы, пользуясь либо индуктивным, либо дедуктивным методом, проводить предварительные серии испытаний, связывать полученные результаты с собственным прогнозом, контролировать свои эксперименты, чтобы узнать, что к чему может привести, осторожно обобщать и пересматривать свои мысли в соответствии с опытом.
В два часа дня у меня может быть назначена встреча с клиентом (т.е. пациентом). Во время этого собеседования я не склонен брать на себя роль ученого; я скорее просто стараюсь помочь находящемуся в беде человеку выработать какие-то решения его жизненных проблем. Итак, что же я стал бы делать в этом случае? Ну, я постарался бы подвести его к тому, чтобы он точно определил основные вопросы, понаблюдал бы, глубоко вникнул в проблему, сформулировал бы гипотезы, пользуясь либо индуктивным, либо дедуктивным методом, провел некоторые предварительные серии испытаний, связал бы результаты с ожиданиями, проконтролировал степень риска так, чтобы пациент отдавал себе отчет о возможных последствиях, осторожно обобщил бы и скорректировал свои представления в соответствии с опытом.
(Kelly, 1963, цит. по: Bannister and Mair, 1968, p. J)
Таким образом, теория Келли утверждает, что каждый человек действует в значительной степени как ученый: проводя наблюдения, делая индуктивные выводы, пытаясь сформулировать правила, объясняющие, как устроен мир, примеряя эти правила к новым фрагментам данных и наблюдая, соответствуют ли результаты тому, что ожидалось. Если правила действительно оказываются способными объяснить поведение, созданная таким образом «модель» полезна. В противном случае она нуждается в уточнении или отвержении в пользу альтернативной модели. Следовательно, каждая личность ориентирована в направлении будущего, стараясь предвосхитить события, руководствуясь мысленной моделью. Поскольку окружающие составляют весьма важную часть нашей жизни, много времени тратится в попытках оценить (или истолковать) других индивидуумов, чтобы предсказать их вероятное поведение. Как отмечает Келли (Kelly, 1955, р. 591), «именно будущее, а не прошлое обрекает человека на танталовы муки. Он всегда тянется к будущему через окно настоящего».
Люди или предметы, к пониманию которых стремится индивидуум, определяются как «элементы», и, следовательно, целью теории Келли является познание того, как люди истолковывают различные элементы. Это значит, что теория пытается установить, каким образом каждый из нас предпочитает интерпретировать свой уникальный чувственный («феноменологический») мир, и указать на некоторые возможные следствия использования одной системы конструктов по сравнению с другой. Разные люди могут строить совершенно разные модели, чтобы предсказать поведение других, — принцип, который Келли определил как «конструктивный альтернативизм». Ключевой признак «хорошей» мысленной модели состоит не в том, что она представляет вещи «в истинном свете» (что в любом случае не проверяемо), а в том, что она позволяет делать точные прогнозы в системе установок, имеющих значение для человека, который что-либо истолковывает.
Почему разные люди формируют (или думают, что формируют) разные системы конструктов
Теория Келли предполагает наличие трех этапов, следующих друг за другом: наблюдение поведения, стремление понять, что происходит, и проверку того, насколько действенно работает «мысленная модель»; иными словами, может ли она предсказать поведение других элементов (людей) в разных ситуациях. Первое: все мы имеем множество собственных неформальных представлений о поведении других, например: «люди, которые много смеются, в душе печальны и несчастливы», «необщительные люди лучше успевают в школе», «фанатически нетерпимые люди не в ладу со своими собственными чувствами», «агрессивных людей можно успокоить, если рассказать им что-нибудь смешное» и т.д. Каждое из этих утверждений может (или не может) быть использовано, помогая нам понять, как конкретные индивидуумы будут вести себя в определенных ситуациях, и мы постоянно стараемся определить типы людей, для которых эти представления обеспечивают точные предсказания и условия, в которых эти предсказания оправдываются. Например, мы можем попытаться пошутить с агрессивными людьми, хотя в этом случае, скорее всего, с огорчением обнаружим, что наше представление не подтвердилось, и откажемся от него. Однако решающую роль играет тот факт, что разные люди будут склонны замечать разные характеристики окружающих, чтобы интерпретировать и прогнозировать их поведение.
С моей точки зрения, в приведенном выше примере полезно выяснить, будут ли люди, которые много смеются, одновременно и спокойными, и нетерпимыми, и (может быть) агрессивными. Другие, наблюдая тех же самых индивидуумов и пытаясь понять и предсказать их поведение, могут заметить совершенно иные характеристики. Например, другой человек может заметить, насколько хорошо они воспитаны, импульсивны ли они, застенчивы, упрямы, пугливы... Список возможных определений почти бесконечен.
Таков же и диапазон вероятных последствий, которые мы можем выбрать для прогноза. Некоторые индивидуумы могут быть очень проницательны, наблюдая за тем, как ведут себя люди, когда они колеблются, делая покупку. Продавец, вероятно, будет иметь хорошо сформированное «эмпирическое правило» для решения того, кто, вероятнее всего, сделает покупку, а кто просто пришел поглазеть: в конце концов его комиссионные зависят от его собственного умения найти правильный подход к «реальному» покупателю. Поэтому, возможно, профессиональные продавцы будут замечать особенности поведения людей, которые скрыты от случайного наблюдателя, и будут совершенствовать свои способы интерпретации поведения покупателей, помогающие им решить, склонны ли те сделать покупку. Людям, не занимающимся продажей, будет просто не интересно предсказывать этот тип поведения, и, следовательно, их система конструктов не будет совершенствоваться так, чтобы обеспечить им подобную деятельность, Это первая причина, по которой люди не используют одинаковые системы конструктов: не каждый заинтересован в прогнозе одного и того же результата.
Второе: люди различаются по способам использования языка. Я могу иметь в виду, что слово «антисоциальный» соответствует значению «тихий и робкий», но кто-то другой может подразумевать иное значение этого слова — «агрессивный или деструктивный». Поэтому, даже если можно выяснить, какие понятия люди применяют, чтобы распределить других по категориям, это не означает, что два индивидуума, использующие одинаковые слова, подразумевают под этим одно и то же (например, одинаковую психологическую или поведенческую характеристику). Точно так же возможно, что два человека, использующие два разных слова для описания чьих-либо характерных особенностей, могут иметь в виду абсолютно одно и то же: у одного человека слово «отстраненный», а у другого — слово «застенчивый» может относиться к одной и той же психологической характеристике, хотя, конечно, проверить это достаточно трудно.
Третье: собственный внутренний опыт и ценности людей будут оказывать влияние на их способы истолкования поведения других. Предположим, что два человека были свидетелями того, как некто взял и перевесил дорожный знак на фонарный столб. Первый свидетель может воспринять сделавшего это человека как криминальную личность (в противоположность законопослушной), а второй может истолковать его как озорного человека (в противоположность скучному).