Тендер на уровне взрослого индивида
Полоролевая идеология
Практически во всех человеческих сообществах женщины несут большую ответственность за различные виды деятельности, связанной с домом, в то время как мужчины в большей степени отвечают за деятельность вне дома. Эти черты пан-культурного сходства берут начало в биологических различиях между полами, в первую очередь в том факте, что женщины производят на свет детей, и в подавляющей части обществ ухаживают за ними (Williams & Best, 1990b). Однако в последнее время во многих обществах эти обязанности мужчины и женщины стали выполнять совместно, мужчины стали больше заниматься домашними делами, а женщины принимать более активное участие в практической деятельности за пределами дома. Разделение труда по половому признаку рассматривается ниже, при этом обсуждаются вопросы установок в отношении адекватного ролевого поведения каждого из двух полов.
Большинство исследователей классифицируют поло-ролевые идеологии в континууме от традиционных до современных. Традиционные идеологии предполагают, что мужчины более «значимы», чем женщины, и что им надлежит управлять женщинами и властвовать над ними. Современные идеологии же представляют эгалитарный подход, который временами определяют как феминистскую точку зрения, поскольку в соответствии с ним значимость мужчин и женщин одинакова и доминирование одного пола над другим отвергается.
Половые роли широко изучались в Индии, где бок о бок сосуществуют традиционная и современная идеологии. Когда индийских и американских студентов и студенток университетов спрашивали, какими качествами должна и какими не должна обладать женщина, принадлежащая к их культуре, индийские студенты выразили более традиционные взгляды, чем американцы. Женщины в обеих группах показали себя более современными или либеральными, чем мужчины (Agarwal, Lester & Dhawan, 1992; Rao & Rao, 1985). Студентки с нетрадиционной полороле-вой идеологией были родом из нуклеарных семей, имели образованных матерей и собирались приобрести профессию или сделать карьеру (Ghadially & Kazi, 1979).
Уровень образования и профессиональная административная работа служат достаточным основанием для прогнозирования поло-ролевых установок как у японских, так и у американских женщин (Suzuki, 1991). Американские женщины, имеющие работу, неважно какого рода, большие сторонницы эгалитаризма, чем женщины, не имеющие работы. Что касается японских женщин, то здесь эгалитарные установки в большей степени характерны для тех, кто имеет престижную профессиональную работу, по сравнению со всеми прочими женщиной, работающими и не имеющими работы.
Группа ученых (Gibbons, Stiles & Shkodriani, 1991) использовала уникальную исследовательскую возможность и изучила тендерные установки и распределение ролей в семье у подростков из 46 стран, посещающих школы в Нидерландах. Страны происхождения были сгруппированы в две категории в соответствии с культурными Ценностями по Хофстеде: более богатые, более индивидуалистические страны и менее богатые, более коллективистские страны. Ученики из второй группы стран
имели более традиционные взгляды, чем ученики из первой группы, а ответы девочек, как правило, отличались меньшей традиционностью, чем ответы мальчиков.
Во многих исследованиях полоролевой идеологии американцы являлись референтной группой и обычно оказывались более либеральными, что вызывало мысль об исключительности американцев в данном отношении. Однако Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990b) по результатам своего исследования социально-ролевой идеологии, проведенного в 14 странах, пришли к выводу, что это не так. Испытуемыми в исследовании были студенты университетов. Наиболее современная идеология была обнаружена в европейских странах (Нидерланды, Германия, Финляндия, Англия, Италия). США оказались в середине списка, а идеологии наиболее традиционной ориентации были выявлены в странах Азии и Африки (Нигерии, Пакистане, Индии, Японии, Малайзии). В целом, взгляды женщин были более современными, чем взгляды мужчин, но не во всех странах (например, Малайзия и Пакистан). Однако наблюдался высокий уровень соответствия между показателями мужчин и женщин в каждой из стран. В общем, влияние культуры было более сильным, чем влияние пола.
Прежде чем делать вывод о том, что наблюдаемые различия между странами имеют место благодаря культурным факторам, следует показать, что данные вариации связаны с переменными, которые дают возможность сравнения культур. Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990b) обнаружили явно выраженную связь между поло-ролевой идеологией мужчин и женщин и уровнем социально-экономического развития; то есть полоролевая идеология обычно является более современной в более развитых странах. Полоролевая идеология является также более современной в более христианизированных странах, в странах с высоким уровнем урбанизации и в странах, отличающихся широтой взглядов и свободой суждений.
Тендерные стереотипы
Тендерные стереотипы тесно связаны с полоролевой идеологией и часто используются для подтверждения ее правомерности. Они представляют собой психологические характеристики, которые считаются присущими в большей степени представителям одного из полов. В своем исследовании Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990a) предъявили 300 описывающих человека прилагательных из Контрольной таблицы прилагательных (ЛСЕ; Gough & Heilbrun, 1980) студентам уни-' верситетов в 27 странах и попросили их указать прилагательные, которые в их культуре чаще ассоциируются с мужчинами, прилагательные, которые чаще ассоциируются с женщинами, и прилагательные, которые не ассоциируются с определенным полом. Был отмечен значительный уровень согласия во всех 27 странах относительно психологических характеристик, которые ассоциируются с мужчинами и женщинами. Мужские и женские стереотипы сильнее всего различались в Нидерландах, Финляндии, Норвегии и Германии и меньше всего — в Шотландии, Боливии и Венесуэле. Стереотипные представления о мужчинах и женщинах различались больше в протестантских странах, чем в католических, в более развитых странах и в странах, где были относительно высоки показатели индивидуализма среди мужских ценностей, связанных с работой, по Хофстеде (Williams & Best, 1990а).
По каждой стране прилагательные, связанные со стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах, в отношении которых проявлялся высокий уровень единства мнений, оценивались с использованием системы учета аффективных значений (affective meaning scoring system)1. Во всех странах прилагательные, которые устойчиво связывались со стереотипом мужчины, несли в себе больше действия и силы, чем прилагательные, которые связывались со стереотипом женщины. Любопытно, что не наблюдалось панкультурного влияния предпочтительности мужского стереотипа в одних странах (например, Япония, Южная Африка, Нигерия) и женского стереотипа в других (например, Италия, Перу, Австралия). Использование второй системы показателей (Транзакцпоннын анализ состояний эго) говорит о том, что во всех странах такие состояния эго, как «Требовательный Родитель* и «Взрослый», в большей степени являются характеристиками мужчин, тогда как состояния «Обучающий Родитель» и «Адаптированный Ребенок» более свойственны женщинам; состояние «Свободный Ребенок» не ассоциируется с определенным полом. Третья система показателей, основанная на 15 психологических потребностях, показала, что во всех странах доминирование, автономия, агрессия, демонстрация и достижения ассоциируются с мужчинами, тогда как воспитание детей, оказание помощи, почтение, унижение ассоциируются с женщинами. Недавний повторный анализ данных, связанный со стереотипами с точки зрения ияти-факторной модели личности, показал, что панкультурный стереотип мужчины дает более высокие показатели экстраверсии, сознательности, эмоциональной стабильности и откровенности, тогда как женский стереотип дает более высокие показатели только по уступчивости (Williams, Satterwhite & Best, 1999).
Однако имели место и различия между странами. Например, различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины были больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении, в странах с низким уровнем грамотности и в странах, где процент женщин в университетах невысок. Вероятно, прогресс в экономике и образовании сопровождается постепенным уменьшением тенденции рассматривать мужчин как более сильных и активных, чем женщин. Однако наблюдается лишь уменьшение такой тенденции, но не полное ее исчезновение.
Высокий уровень кросс-культурного сходства тендерных стереотипов заставляет сделать следующий вывод: психологические характеристики, которые ассоциируются с мужским или женским полом, укладываются в панкультурную модель, при этом культурные факторы ведут к появлению незначительных отклонений от общей модели (см. Williams & Best, 1990a, pp. 241-244, где дано более
Под аффективным значением (affective meaning) или коннотацией (connotation) понимается ассоциативный, эмоциональный аспект слова — в отличие от его когнитивного значения (cognitive meaning) или деноташш (denotation). Делегация выражается тз общепринятом «словарном*- определении. А аффективное значение обычно в словарях не приводится, так как оно имеет субъективный характер. Например, для слова «летать» когнитивное (денотативное) значение — «передвигаться по воздуху», а аффективное (коннотатнвное) значение у некоторых людей может быть связано со страхом, тошнотой и т. д., а у других, наоборот, — с самыми приятными ощущениями. Эти два вида значении связаны с дуализмом интеллектуального-эмоционального в человеческом мышлении и поведении. — Примеч. науч. ред.
подробное описание такой модели). Вкратце, модель Уильямса и Бест основана на том, что биологические различия (женщины рожают детей, мужчины обладают большей физической силой) ведут к упомянутому выше разделению труда, при котором женщины несут ответственность за воспитание детей и уход за ними, а также за другие виды домашней деятельности, а мужчина отвечает за охоту (обеспечение) и защиту. Тендерные стереотипы складывались, чтобы закрепить сложившееся разделение труда. Стереотип предполагает, что представитель соответствующего пола обладает или может развить у себя качества, соответствующие отведенной ему роли. Однажды сформировавшись, стереотипы служат моделями социализации, которые заставляют мальчиков стремиться быть более независимыми и смелыми, а девочек — опекающими и аффилиативными. Таким образом, модель показывает, как люди в рамках широкого диапазона различных культур приходят к тому, что один набор характеристик ассоциируется с мужским полом, а другой — с женским полом, с небольшими отклонениями от исходной нормы.