Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

1-4 классы (6/7-10/11 лет).

Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деят-ти, новому положению в обществе, новые взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. Отличительная особ-ть положения школьника состоит в том, что его учеба явл-ся обязательной, общественно значимой деятельностью.

Жизнь ученика подчинена системе строгих правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Новый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель-это не просто взрослый, носитель общественных требований к ребенку, а оценка- объективная мера его знаний. Ребенок – учитель становится определяющей в отношении ребенка к родителям и сверстникам. Взаимоотношения между уч-ся класса тоже сущ-но отличаются от отношений в детском саду: главным мерилом ребенка в группе сверстников становится успехи в учебе.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, сущ-но меняющие мотивы его поведения, открывающие новые источники развития его познавательных сил.

Учебная деятельность изменяет поведение младшего школьника, они становятся более осознанными и содержательными. Изменяется эмоциональная сфера ребенка, и это изменение связано с тем, что с приходом в школу его горести и радости определяют не игра и общение с детьми, а процесс и результат учебной деятельности: оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Однако потребность в игре у младших школьников сохраняется, но в ее характере происходят значительные изменения: возрастает значение игры с достижением результата, в первое время пребывания ребенка в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебы деятельности является введение игровой ситуации па уроке, использование дидактических, интеллектуальных и других игр ( игра по правилам, ролевая коллективная игра ).

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируются более устойчивая структура мотивов в иерархии, которая мотивы учения (учебной деятельности) становятся основным.

· Возникают в обучении и связаны с содержанием и формирования учебной деятельности (интерес к процессу рисования, чтения).

· Широкие социальные мотивы, хорошо работать после окончания школы, поступить в институт.

· узколичностные- в них выражено стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку.

К 3-му классу важным фактором, стимулирующие успешное обучение, становится мнение класса. У школьников появляется свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Положительные и отрицательные мотивы учения зависят настроя класса, если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то некоторые учащиеся легко поддаются этой обстановке.

Ученикам 1–го класса трудно выделить любимый учебный предмет. Они называют 4-5 предметов. И на первое место ставится те, которые увлекли их способом действия: чтение, математика, труд. Во 2-ом классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к 3-му доходит до 1-2-х, причем ребят увлекает уже само содержание предмета.

Таким образом, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и постоянная работа учителя и родителей по развитию положительных мотивов уч-ка - важный фактор развитии личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте сущ-но развив-ся и мотивы поведения.

· идеалами явл-ся герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, смотрел кино. Эти идеалы неустойчивы и быстро сменяют др. др.

· ребенок подражает героям, но лишь внешней стороне их поступков.

Личность младшего школьника прояв-ся и формир-ся в общении, которое удовлетворяется в учебной деятельности.

В 1-ю очередь для школьника значима личность уч-ля, он для него главный и непререкаемый авторитет. В начале обучения ребенок одноклассников воспринимает также через учителя, который становится менее значимым. Устанавливаются тесные контакты с одноклассниками, дружеские отношения становятся более глубокими и прочными, образуются малые группы.

Учебный процесс предъявляет новые требования к восприятию школьника. Для восприятия учебной информации необходима произвольность и осмысленность деятельности уч-ся, им приходится воспринимать различные (эталоны) образцы, в соответствии с которыми они должны действовать.

Вначале ребенка привлекает сам предмет, его внешние, яркие признаки. Сосредоточиться и рассмотреть все его особенности, выделить главное,сущ-ое, дети еще не могут. Это проявляется в учебной деятельности.

Уже к концу 1-го класса уч-к должен уметь воспринимать предметы в соответствии с потребностями, возникшие в процессе обучения.

Память- в школе уч-ки систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Учитель должен научить ребенка рациональным приемам запоминания.

1.Формирование приемов осмысленного запоминания- деление на смысловые единицы, составление плана, сопоставление и соотнесение.

2. Формирование приемов восприятия: сначала самоконтроль развит слабо, уч-к может только многократно повторять материал при заучивании. При этом он не редко не понимает, выучил урок или нет. Просит старшего проверить, как выучил урок. В дальнейшем он пытается себя контролировать, заглянув в учебник.

К 3-му классу соверш-ся осмыслит-я деят-ть уч-ся и материалла обобща-ся и систем-ся, что позволяет более связанно воспринимать его содержание.

Внимание: 1-ое время у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Возм-ти волевого управл-я вниманием вначале этого возраста ограничены.

Учебный материал лучше усваив-ся в совместной работе со сверстниками. Дети, работающие в классе в виде кооперации, более успешно формир-т рефлексивные дей-я, дей-я по контролю и оценке, чем дети, работ-е традиционно. Постепенно школьник учиться руководиться самост-но поставленной целью, т.е. произвольно внешне станов-ся ведущим.

Развития и другие свойства внимания: объем, распределение- у уч-ся 1-го класса. Неумение распределить внимание проявляется во время диктантов, когда необ-мо одновременно слушать, вспоминать правила, применять их. НО уже ко 2-му классу наблюдаются заметные сдвиги в совершении этого свойства.

На начальном обучении устойчивость внимания-1-2 кл.- не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она не интересна, однообразна. Нужно чередовать умственные занятия с занятиями по составлению схем, чертежей, делать паузы.

Мышление и речь: у младшего школьника ярко выражены наглядно-образный хар-р мышления. При решении задач они опираются на реальные предметы и их изображения.

Процесс обучения стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, особ-но на уроках математики, где о дей-й с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числами.

В учении развив-ся способность к обобщению знаний и умений, рассуждениям, выводам, умозаключениям. Обогащается и речь ребенка, увеличивается его словарный запас, уточняются значения слов, язык становится более точным и грамотным. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: развитие и формирование всех познавательных процессов, их произвольности и осознанности: их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на самого себя в процессе учебной деятельности; развитие системы собственных отношений ребенка с окружающими.

Когнитивное развитие

 

Восприятие. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Выделяется аналитический компонент. Проявляется произвольность, обеспечивающая поиск, наблюдение, рассматривание. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи, позволяющей дифференцировать предметы и их отдельные качества и свойства. В этот возрастной период восприятие настолько тесно связано с мышлением, что можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое является переходным от наглядно-действенного мышления к словесному.

В начале младшего школьного возраста (7-11 лет) восприятие имеет еще черты дошкольного возраста: так, оно еще недостаточно дифференцировано, ребенок путает похожие буквы и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости более активно, чем по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем специального обучения (анализирующее восприятие), как и у дошкольников, а к концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие (также при соответствующем обучении).
Внимание. Серьезный прогресс в развитии внимания достигается в младшем школьном возрасте; без достаточной сформированности внимания обучение невозможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников – соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение.
Воображение. Репродуктивное воображение. Две стадии: 1) образы бедны деталями, скудны, статичны, в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует детального словесного описания. 2) увеличение количества признаков, воображение более полное и конкретное, появляются промежуточные признаки.
Развивается умение определять изображать подразумеваемые состояния объектов, умение понимать условность. Стремление указать условия происхождения построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у младших школьников творческого (продуктивного) воображения.
Происходит осознание промежуточных признаков. Воображение творческое, более реалистичное, начинает подчиняться логическим законам. Младший школьник опирается на нормативы социального пространства.
Память. Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту), младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.

Речь. После 5 лет слово приобретает обобщающее значение, а с 7-8 лет – главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти. Правополушарная функция, связанная с ориентацией в пространстве (и с осознанием этого акта) также стабилизируется постепенно после 6-летнего возраста у мальчиков и после 13 лет у девочек.
Мышление. В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно-образное мышление (или репрезентативный интеллект, по Ж. Пиаже). Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями.
Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие – думающим.
На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности.
К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватный, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения с взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного возраста происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…»).
Совместная деятельность увеличивает интеллектуальную активность детей, и, как следствие, лучше усваивается материал, повышается саморегуляция. Развивается рефлексия – осознание своих действий и поступков.

Личностное развитие

С поступлением в школу у ребёнка расширяются возможности для становления многих личностных свойств. Прежде всего, следует сказать о комплексе специальных личностных свойств, которые относятся к мотивации достижения успехов.

Как известно в дошкольном возрасте уже начинают складываться предпосылки формирования данного мотива. Однако окончательное формирование и закрепление в качестве личностной черты мотивации достижения успехов (избегания неудач) происходит в младшем школьном возрасте. Какие же свойства входят в комплекс, связанный с реализацией данной мотивации?

В первую очередь необходимо отметить ещё более усилившуюся, в сравнении с дошкольниками, безграничную доверчивость к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Это выражается настолько, что, характеризуя себя, младший школьник обязательно повторяет то, что говорят о нём взрослые.

Оценка взрослых напрямую оказывает влияние на самооценку ребят. А у младших школьников, в отличие от дошкольников, самооценка дифференцируется и может быть адекватной, завышенной, заниженной. Это необходимо учитывать взрослым и быть осторожными в своих выводах относительно способностей, качеств, успехов, неудач детей младшего школьного возраста.

Во вторую очередь необходимо отметить такую особенность как сознательная постановка целей достижения успехов и волевая регуляция поведения, что позволяет ребёнку добиваться её. Это говорит о том, что у ребёнка уже сформирована подчинённость целей мотивам деятельности. Так, дети, заинтересовавшись чем-либо, могут быть увлечены этим занятием часами.

Мотивация достижения успехов (избегания неудач) напрямую связана с самооценкой (о чём упоминалось выше) и с уровнем притязаний личности. Эта связь прослеживается следующим образом. Экспериментальные исследования показали, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной умеренно завышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей, необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Уровень притязаний ребёнка не обязательно зависит от успехов в какой-либо деятельности, но и от положения, занимаемого им в системе межличностного взаимоотношения со сверстниками. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников, имеют адекватную самооценку и уровень притязаний.


Наконец, третьим свойством комплекса свойств мотивации достижения является осознание своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Важным моментом является также (в случае осознания недостаточности своих способностей) представления о том, что недостаток способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот.

Таким образом, младший школьный возраст является периодом возникновения и закрепления важной личностной характеристики, которая, становясь устойчивой, определяет успех ребёнка в различных видах деятельности, то есть мотивации достижения успехов (избегания неудач). (Немов, с. 172-174).

Мотивация достижения успехов стимулирует развитие ещё 2-х личностных качеств: трудолюбия и самостоятельности.

Трудолюбие возникает вследствие многократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получения ребёнком поощрения за это. Благоприятные условия для развития трудолюбия создаёт то обстоятельство, что учебная деятельность вначале представляет для него большие трудности, которые необходимо преодолевать. В связи с этим важную роль играет стороны взрослых разумная система поощрений ребёнка за успехи. Она должна быть ориентирована не на те достижения, которые даются легко, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Взрослые также должны поддерживать веру ребёнка в свои успехи, даже если они поначалу и не так заметны. Это влияет на самооценку и уровень притязаний.

Ещё одним условием, благоприятно влияющим на развитие трудолюбия, является получение удовлетворения от труда. То есть, поощрения за успехи должны вызывать у ребёнка положительные эмоции.

Самостоятельность. Младший школьный возраст является переломным для формирования этого качества личности. В воспитании данного качества у ребёнка важно придерживаться «золотой середины», поскольку чрезмерная опека со стороны взрослых может привести к зависимости ребёнка, его несамостоятельности. С другой стороны, ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость.

Способы и средства развития самостоятельности:

1) поручать ребёнку самостоятельное выполнение дел и при этом больше ему доверять.

2) Необходимо приветствовать всякое стремление ребёнка к самостоятельности.

3) Важно поручить ребёнку максимально самостоятельно выполнять домашние задания с первых дней учения в школе.

4) Создание социально-психологических ситуаций, в которых ребёнку поручается ответственное дело, выполняя которое он смог бы стать лидером для окружающих. (Немов, с. 175-174).

Возраст 6-7 лет – период фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности единство личности, «Я».

Мотивационно-потребностная сфера. Ведущие потребности возраста – в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании. Сильна потребность в игровой деятельности, хотя содержание игры меняется. Играя, дети рисуют, считают, пишут.

Характерна потребность во внешних впечатлениях (любопытство к внешним сторонам предметов, явлений, к новым видам деятельности), на основе которых развиваются познавательные потребности, которые наряду с потребностями общения становятся ведущими. Большинство психологов утверждают, что у младших школьников развитие потребностей идёт в сторону доминирования духовных потребностей над материальными (1 класс – игрушки, сладости; 2 класс – книги, кино, компьютерные игры; 3 класс – путешествия, защита животных и т. п.) и социальных над личными.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность - student2.ru

Также характерны потребности в движениях, активности и др.

Для детей 1-2 классов характерны внешние мотивы учебной деятельности (обрадовать родителей, получить обещанный подарок), а после 3 класса формируются и внутренние мотивы (интерес к получению знаний).

Самосознание. Возникает личностное новообразование – позиция школьника. В связи с освоением учебной деятельности возрастает адекватность самовосприятия. Отмечается тенденция выделить свою индивидуальность, принадлежность к определённой группе.

Самооценка в разных видах деятельности может значительно отличаться (чаще – ориентация на взрослых в оценке). В целом у младших школьников встречаются все виды самооценок (устойчивая заниженная, высокая адекватная, неадекватная заниженная, завышенная самооценка).

С самооценкой тесно связан уровень притязаний ребёнка – уровень достижений, который по мнению ребёнка ему по силам.

Обнаружена зависимость между видом самооценки и успеваемостью ребёнка (Сапогова, с. 314-318).

На протяжении периода развивается рефлексия – способность взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Например, в 1 классе неуспехи учения ребёнок видит в окружающих обстоятельствах, а в 3 классе приходит осознание, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях его личности.

В младших школьном возрасте очень значимо быть отличником, а это влияет в свою очередь на самооценку, повышая её. У слабо успевающих часто фиксируется снижение самооценки, неуверенность, настороженность в отношениях. Это корректируется, если сравнивать ребёнка не с другими, а с ним самим.

Проходит проверку в младшем школьном возрасте нравственное поведение, которое заложилось в предыдущие возраста, так как в школе ребёнок впервые сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных норм, требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Для младшего школьника важно разъяснение смысла норм и контроль за их исполнением. Если взрослые не строги в этом контроле, то формируется установка, что соблюдение норм зависит от настроения взрослых, от складывающихся обстоятельств, то есть их выполнение не обязательно. Ребёнок может думать, что правила должны выполняться не из-за внутренней необходимости, а под влиянием внешних обстоятельств (страх наказания).

В младшем школьном возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Родине, способность к сопереживанию (эмпатия).

Изменяется и эмоционально-волевая сфера. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Осуществление учебной деятельности вызывает наиболее сильные эмоции, чем игровая деятельность.

Но полное осознание чувств своих и других людей ещё не доступно.

В 1-м классе отмечается сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни, что объясняет, например, смех на уроке, нарушение дисциплины. Но ко 2-3 классу дети становятся более сдержанными в выражении эмоций и чувств. Импульсивные моторные реакции, характерные дошкольникам, заменяются речевыми.

Возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Нарастает индивидуальность в выражении эмоций: различают детей спокойных и неспокойных (аффектированных).

Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (чувство прекрасного и безобразного), праксические чувства (на занятиях танцами, физкультурой; изготовлении поделок) (Сапогова, с. 318-320).

Чувства младшего школьника развиваются в тесной связи с волей: часто они побуждают волю и сами становятся мотивом поведения. Воля – есть умение совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Волевое действие развивается, если:

1) цели деятельности понятны и осознанны;

2) цели «видны» ребёнку (не отсрочены);

3) осуществляемая деятельность соразмерна возможностям ребёнка (задания должны быть и не трудными, и не лёгкими);

4) ребёнок знает и понимает способ выполнения действий, деятельности;

5) внешний контроль за действием ребёнка постепенно меняется на внутренний.

К 3-му классу формируется настойчивость и упорство в достижении целей.

Наши рекомендации