Недостаток практического опыта
Апостол Павел пишет, что мы взрослеем по мере обретения навыка (Евр 5:14). Такой подход предполагает, что человек должен чувствовать себя свободным совершать ошибки и терпеть неудачу. Семьи, в которых к неудачам относятся слишком критично, не способствуют познавательной активности ребенка, хотя повзрослеть без этого невозможно. Дети, которые вырастают в подобной атмосфере, склонны избегать риска из страха последствий.
Один молодой человек рассказал мне, что в возрасте десяти лет он построил на дереве дом, которым очень гордился. Но когда дом увидел его отец, то сломал его, не оставив от творения сына и следа. Отец сказал, что дом не соответствует «архитектурным стандартам». Каждый раз, когда мальчик пытался сделать что–то новое, папа ругал его: родитель всегда находил, к чему придраться. В итоге сын перестал даже пробовать делать что–нибудь самостоятельно. Когда он вырос, то и на работе, и в личной жизни он очень боялся осваивать новые навыки: в его душе жил сильный страх потерпеть неудачу.
Воспитание, которое не оставляет места для ошибок, вкладывает в ребенка страх, который мешает обучению. Согласитесь, сложно учиться, когда все время ждешь, что сейчас плоды твоих усилий будут уничтожены, а тебя самого осудят или отругают. Посмотрите на отношение к нам, детям Божьим, нашего Небесного Отца. Он «знает состав наш» (Пс 102:14), а потому «долготерпелив» (Пс 102:8) и «медлен на гнев», к чему призваны и мы (Иак 1:19). Родители должны следовать примеру Господа, с великим терпением наблюдая за ростом своих детей и поощряя их попытки осваивать различные области жизни.
Недостаток ресурсов
Некоторые родители даже не пытаются выявить и взрастить таланты своих детей. Они не предоставляют детям ресурсы, необходимые для развития их способностей. Бог наделил талантами и дарованиями каждого без исключения человека, и родители обязаны дать ребенку все возможности для их развития.
Среди родителей встречаются даже такие, которые не представляют ребенку этих возможностей, хотя они вполне им доступны. Одно дело, когда на пути воспитания и образования ребенка встает бедность, хотя многие родители находят выход и при таком положении. Но нежелание поддерживать развитие сына или дочери, когда для этого есть средства, в том числе и финансовые, — дело совершенно другое. Отсутствие родительской поддержки выражается в самых разных формах: запрещение посещать кружки, клубы или тренироваться в спортивной команде, отказ покупать необходимое спортивное оборудование, книги, музыкальные инструменты, отсутствие необходимой помощи в изготовлении костюма для школьной самодеятельности и так далее. Когда ребенок проявляет какую–то способность, в здоровой семье родители радуются и стараются создать обстановку, максимально благоприятствующую ее развитию. Они помогают сыну или дочери поступить в соответствующий кружок, клуб или секцию и находят средства для оплаты занятий, покупают им необходимое оборудование, инструменты, интересуются их занятиями.
Безусловно, ребенок определенное время, иногда довольно долгое, будет искать ту области знаний или деятельности, которая по–настоящему его привлечет. Очень многие родители на этой стадии сдаются. Когда ребенок в очередной раз желает попробовать себя в чем–то новом, они говорят: «Ну уж нет, хватит. Я не разрешаю тебе записываться в баскетбольную секцию. Помнишь, что произошло, позапрошлой зимой, когда ты решил научиться кататься на лыжах? Я потратил столько денег, все тебе купил, отправлял тебя в поездки, а ты с тех пор так и не удосужился встать на лыжи». Я не призываю вас сорить деньгами. Но настоятельно рекомендую дать детям, которые пытаются найти себя, достаточно большую свободу. До того как они обретут свой интерес, им наверняка придется сделать несколько неудачных попыток. И это нормально. Никто ведь не знает, нравится ему какое–то занятие или нет, пока он его не попробует.
С другой стороны, я и не поддерживаю потворство. Если чадо пожелало научиться верховой езде, совершенно не обязательно покупать ему ипподром. Задача родителей — предоставление необходимых ресурсов, когда они доступны. Задача ребенка — ответственно отнестись к происходящему. При решении этих задач проследите, чтобы они «уравновешивали» друг друга.
Вседозволенность
Рассмотрим другую крайность — систему воспитания, противоположную авторитарной. Родители, которые придерживаются этой системы, не создают и не поддерживают здоровых границ. Дети, растущие в такой семье, имеют весьма смутное представление об авторитете. В доме царит вседозволенность. Ребенок не учится различать «что такое хорошо и что такое — плохо» и не получает других необходимых во взрослой жизни навыков (Прит 19:18), о которых мы не раз говорили выше. Но ведь в том, что мама и папа — «самые главные» для ребенка, нет никакой ошибки и никакого греха. Детям крайне необходимо авторитетное руководство — хотя бы потому, что родители действительно лучше них знают жизнь. Наличие родительского авторитета и здоровых границ — одно из главных условий нормального развития. Более того, разумную родительскую власть (но не диктатуру!) над растущим ребенком установил Сам Бог.
Проблемы возникают только в том случае, когда люди впадают в крайности — будь то излишняя авторитарность, либо вседозволенность. В результате таких экстремальных подходов к воспитанию вырастает личность, либо неспособная к самоидентификации [20], либо такая, для которой никакой закон не писан. Для того чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о себе, ему, помимо любви, необходима система здоровых, разумных ограничений.
Непоследовательность
При таком стиле воспитания родители, которые вчера проявляли строгость и авторитарность, сегодня вдруг разрешают своему отпрыску все, чего только не пожелает его душа. В результате ребенок постоянно испытывает внутренний разлад: он переходит от импульсивного поведения, не знающего никаких границ, к поведению, движущей силой которого являются исключительно жесткие границы и чувство вины.
Многие родители не имеют отчетливого представления о своей власти и авторитете. Именно поэтому они и бросаются из одной крайности в другую. В этом случае у ребенка не формируется ясного представления о власти. Он то проявляет импульсивность, то мучается от чувства вины, а порой вообще не знает, какова будет реакция родителей на одну и ту же ситуацию. В поведении ребенка, как в зеркале, отражается непоследовательность мамы и папы. В результате и в семье, и в формирующейся личности отсутствует порядок и необходимый контроль.