Психические состояния человека

Психические состояния представляют собой целостные ха­рактеристики психической деятельности за определенный пе­риод времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психи­ческом состоянии можно выделить три общих измерения: мо-тивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и акти-вационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макро­групп, народов, обществ). В социологической и социально-пси­хологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное на­строение.

Психические состояния человека характеризуются целост­ностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаи­мосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним мно­гообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное вза­имоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их из­менчивости, в наличии стадий протекания (начало, определен­ная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчи­востью, их динамика менее выражена, чем у психических про­цессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности тесней­шим образом взаимосвязаны между собой. Психические со­стояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строи­тельного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредо­точенности мобилизует процессы внимания, восприятия, па­мяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообрази­ем и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противополож­ное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний —личност­ные и ситуативные; 2} в зависимости от доминирующих (веду­щих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; 5) в зависи­мости от влияния на личность — положительные и отрица­тельные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекват­ности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицатель­ные психические состояния, свойственные большинству лю­дей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстре­мальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следу­ет отнести психические состояния профессиональной пригод­ности, осознание значимости своей профессии, состояние ра­дости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятель­ности имеет психическое состояние профессиональной заин­тересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности ха­рактерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, свя­занных с данной областью, и при этом указанные объекты на­чинают занимать господствующее положение в сознании спе­циалиста.

Разнообразие и творческий характер профессиональной де­ятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и струк­туре к состоянию творческого вдохновения, свойственного уче­ным, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно вы­ражается в творческом подъеме; обострении восприятия; по­вышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам — в частности.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, об­щения) могут возникать и отрицательные (астенические) пси­хические состояния. Например, нерешительность как психи­ческое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряжен­ности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операцион­ной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряжен­ности, которая возникает как результат сложности выполняе­мой деятельности (трудности сенсорного различения, состоя­ния бдительности, сложность зрительно-двигательной коорди­нации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, право­нарушителями и т. д.).

Наши рекомендации