Раздел 2. Изучение технологий скрытого воздействия на человека
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина | Психология воздействия |
Специальность | Психология |
Кафедра | Психологии |
Форма обучения | Очная / заочная |
Курс | 5 / 5 |
Семестр | 5 / 6 |
Объем учебных занятий (часов)
Лекции | 14 д/о / 6 з/о |
Семинарские (практические) занятия | 14 д/о / -- |
Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | 14 д/о / -- |
Самостоятельная работа студентов | |
ВСЕГО: | 45 д/о / 6,9 з/о |
из них аудиторных: |
Курсовая работа | - |
Контрольная работа | - |
Итоговый контроль
Экзамен | - / - |
Зачет | 2,8 / - |
Минск 2009
Составитель: Кандидат психологических наук, доцент | И.М. Павлова |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии
"____"____________ ______г., протокол N _____ .
Заведующий кафедрой, Кандидат психологических наук, доцент | Н.Я. Кушнир |
Одобрена учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске
"____"____________ ______г., протокол N _____ .
Председатель учебно-методического совета, Кандидат педагогических наук, доцент | И.В. Тимошенко |
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ГОС ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ
Цель курса:изучение психологических основ скрытого управления человеком.
Специалист должен:
Знать | · предмет, задачи и методы психологии воздействия; · особенности эксплуатации потребностей человека; · специфику использования стереотипов поведения с целью воздействия на человека; · приемы и методы принуждения к действию; · варианты психологических защит от скрытого управления и манипулирования; |
Уметь | · применять психологические знания в рамках профессиональной деятельности; · применять техники пассивного и активного защитного сопротивления; · использовать алгоритм психологических защит от скрытого управления и манипулирования; |
Иметь представление | · представлять роль механизмов психологических защит в повседневной деятельности индивида; · о психологическом содержании аттракции. |
Уметь использовать информацию в ситуациях | · уметь анализировать и эффективно использовать полученные навыки в ходе организации своей профессиональной деятельности; · правильно применять техники пассивного и активного защитного сопротивления; |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (очное отделение)
Номер темы | Название раздела, темы | Объем в часах | |||||||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия, практикумы, тренинги | Самостоятельная работа студентов | Всего | Текущие консультации | Форма контроля | |||
1. Методологические основания психологии воздействия | |||||||||
1.1. 1.2 | Эксплуатация потребностей человека. Использование стереотипов поведения с целью воздействия на человека | ||||||||
2. Изучение технологий скрытого воздействия на человека | |||||||||
2.1. | Психологическое содержание аттракции | ||||||||
2.2. | Приемы и методы принуждения к действию | ||||||||
3. Изучение механизмов использования психологических защит от скрытого управления и манипулирования | |||||||||
3.1. | Роль механизмов психологических защит в повседневной деятельности индивида | ||||||||
3.2. | Использование алгоритма психологических защит от скрытого управления и манипулирования | ||||||||
3.3. | Применение техник пассивного и активного защитного сопротивления | ||||||||
ВСЕГО: | Зачет | ||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Организационно-методический раздел
Значимость изучаемой дисциплины для подготовки специалиста с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологических дисциплин».
Предмет изучения дисциплины «Психология воздействия»
Цель курса.
· ознакомить студентов с основами психологии воздействия;
· сформировать навыки практического использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Задачи курса. В результате освоения курса студент получает возможность овладения следующими профессиональными ресурсами:
1. Сформировать представление о психологии воздействия;
2. Охарактеризовать основные психолого-педагогические способы и приемы успешной организации своего профессионального потенциала;
3. Рассмотреть практические особенности применения усвоенных профессионально-психологических закономерностей в рамках получаемой студентами специальности.
Содержание теоретического курса
Раздел 1. Методологические основания психологии воздействия
Основные направления изучения человека в процессе общения: психология общения, психология управления, психология воздействия, психология влияния. Цели, задачи, предмет и содержание психологии воздействия. История развития психологии воздействия.
Тема 1.1. Эксплуатация потребностей человека
Основные источники манипулирования: потребности, слабости, пристрастия, ритуалы. Виды потребностей. «Феномен толпы». Потребность в безопасности. Потребность принадлежать какой-либо общности. Потребность в уважении и признании. Потребность в самореализации.
Тема 1.2. Использование стереотипов поведения с целью воздействия на человека
Характеристика ритуалов и традиций. Анализ эффектов восприятия: эффект ореола, эффект неудачника, эффект проекции. Манипуляции в общении с учетом особенностей мужской и женской психики. Схемы манипуляций. Использование особенностей психики в целях воздействия на человека.
Раздел 2. Изучение технологий скрытого воздействия на человека
Тема 2.1. Психологическое содержание аттракции
Характеристика этапов скрытого управления человеком. Мишени воздействия: упрек, замечание, постановка на вид, обвинение в алкоголизме, порочащие слухи, вызовы «на ковер», лишение любимой работы, специальные способы. Аттракция. Принуждение адресата к действию.