Основные направления работы практического психолога
Круг проблем, которыми занимается психолог в школе сводится к 3 моментам:
1) выявлению причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста;
2) преодолению и профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников;
3) к помощи в решении сложных вопросов, конфликтных ситуаций.
Дубровина Ир. Владимировна провела исследование по изучению вопроса о том, нужен ли там психолог, и если нужен, то какую помощь от него ждут учителя, ученики и родители.
1. Администрация школы и учителя считают, психолог может помочь в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности; в составлении программ работы с трудными детьми; в выборе средств и методов работы с детьми с неблагополучных семей; в преодолении конфликтов; в налаживании взаимодействия между школой и семьей; в развитии ответственности учащихся, их интереса к учебной и другим видам деятельности. Молодые учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести профессиональные умения и навыки, сформировать личные качества, необходимые для педагога.
2. Родители обеспокоены плохой успеваемостью ребенка, формированием негативных личных особенностей, состоянием психического здоровья, его жизненными перспективами. Ждут от психолога помощи в установлении благоприятного контакта с собственным ребенком, в налаживании внутрисемейных отношений, в установлении взаимопонимания с учителями и др.
3. Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определенными учебными навыками и умениями, как преодолеть сложности в общении со сверстниками и взрослыми, как развивать те или иных качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др.
На современном этапе существует 2 направления деятельности психолога:
1) актуальное – ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формирование личности;
2) перспективное – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к жизни в обществе. Исходя из этого, основная задача – создание психологических условий для развития способностей всех и каждого.
Эти 2 направления неразрывно связаны между собой: психолог решает перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам и их родителям.
Таким образом, научный аспект работы школьного психолога задается главной целью его работы: максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников.
Основные задачи психолога, раскрывающие главную цель:
1) выявить психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью улучшения адаптации младших школьников к школе;
2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителем или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
3) держать под особым контролем переходные моменты в жизни школьников;
4) осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
5) диагностировать интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
6) выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителями, со сверстниками, с родителями, и др.;
7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей;
8) проводить индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам обучения, воспитания, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
9) вести профориентационную работу – в ходе которой осуществляется работа с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки и т.д.
Эффективность работы школьного психолога определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся:
1) максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития. Практический психолог должен способствовать активному формированию возрастных особенностей;
2) развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся на каждом возрастном этапе – интересов, склонностей, способностей, самосознания, направленности, ценностных ориентаций и т.д.
3) создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата.
Основными видами работы школьного психолога:
1) психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
2) психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащегося;
3) психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к нему обращаются учителя, ученики и их родители;
4) психодиагностика;
5) психокоррекция;
6) работа по развитию способностей ребенка, по формированию его личности.
В зависимости от специфики учреждения каждый из видов работы может быть основным.
Психолог, работающий в психологических центрах образования, выполняет следующие виды работ:
1) организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;
2) проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи;
3) осуществление углубленной работы в школьном классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определение совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития учащихся;
4) помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов;
5) организация постоянно действующего семинара для учителей района по психологии развития и педагогической психологии, психологии личности и социальной психологии;
6)участие в наборах в 1-ые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.