Примерные тестовые задания
1. Методологией называется
а) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
б) учение о методе научного познания и преобразования мира;
в) совокупность приемов исследования, применяемых в науке.
2. Метод как средство познания
а) это способ воспроизведения мышлением образца изучаемого предмета;
б) это применение разных способов познания истины;
в) это та или иная методика, применяемая в исследовании.
3. Наука – это
а) исторически развивающая система объективных, обоснованных знаний о мире;
б) особый вид познавательной деятельности и специальный институт, обеспечивающий выработку объективных знаний;
в) совокупность теорий и концепций.
4. Критерием научной теории в психологии не является (ются):
а) относительная завершенная логическая структура;
б) принципы и основания построения психологических теорий;
в) положения, доказательства, соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами, другими теориями;
г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов.
5. Выделяются уровни методологии
а) философский;
б) структурный;
в) общенаучный;
г) методический;
д) конкретно-научный.
6. В психологии выделяют
а) функциональную парадигму;
б) естественнонаучную парадигму;
в) гуманитарную парадигму;
г) экспериментальную парадигму;
д) когнитивную парадигму.
7. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
а) развития;
б) детерминизма;
в) целостности;
г) системности.
8. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
а) индетерминизма;
б) развития;
в) детерминизма;
г) системности.
9. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении:
а) детерминизма;
б) развития;
в) перехода количественных изменений в качественные;
г) объективности.
10. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
а) персонализмом;
б) экзистенциализмом;
в) рационализмом;
г) иррационализмом.
11. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
а) механистического;
б) биологического;
в) психологического;
г) социального.
12. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
а) единства психики и деятельности;
б) единства содержания и формы;
в) единства и борьбы противоположностей;
г) всесторонности.
13. Методология психодинамического направления характеризуется
а) оперированием не объектами, а интерпретацией объектов;
б) оперированием герменевтическими конструктами;
в) использованием клинических методов;
г) математическим моделированием.
14. Методология когнитивной психологии
а) использует психотерапевтические практики;
б) связана с позитивистской методологией;
в) использует математическое моделирование;
г) оперирует герменевтическими конструктами.
15. Конструктивистское направление психологии
а) использует создание информационных моделей;
б) ориентировано на методологию экзистенциализма, герменевтику;
в) широко использует дискурсивный анализ;
г) основывается на методологии диалектического материализма.
16. Психология деятельности
а) основывается на методологии диалектического материализма;
б) использует психотерапевтические практики;
в) рассматривает интериоризацию основным механизмом психического развития;
г) выдвигает психометрические требования к применяемым методам.
17. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип
а) детерминизма;
б) развития;
в) активности;
г) системности.
18. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом
а) системности;
б) развития;
в) управления;
г) детерминизма.
19. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как
а) иррационализм;
б) противопоставление личностного смысла жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий развития человека;
в) гипертрофия роли сексуальности;
г) рационализм.
20. Философской основой гуманистической психологии является
а) позитивизм;
б) экзистенциализм;
в) прагматизм;
г) рационализм.
21. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления;
г) интроспекции.
22. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа
а) единства психики и деятельности;
б) деятельностного опосредования межличностных отношений;
в) единства строения внутренней и внешней деятельности;
г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.
23. Основные принципы психологии – это принципы
а) системности;
б) релятивизма;
в) единства сознания и деятельности;
г) гуманизма;
е) детерминизма;
ж) развития.
24. К характеристикам системы относятся:
а) целостность;
б) комплексность;
в) взаимосвязь;
г) структурность;
д) иерархичность;
е) универсальность;
ж) множественность.
25. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) Г.А. Ковалев;
г) Л.С. Выготский.
26. Принцип системности в психологии впервые предложил
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) Б.Ф. Ломов;
г) Л.С. Выготский.
27. Кризис методологических основ психологии – это
а) противоречие между старыми методами и новым содержанием науки;
б) исчезновение предмета психологии;
в) кризис концепции сознания.
28. Соотнесите уровни методологиии понятия
1. Общая методология | а) методика |
2. Частная методология | б) методы |
3. Конкретная методология | в) категории и принципы психологии |
г) принципы и законы познания |
29. Соотнесите понятия между собой
1. Принципы психологии | а) детерминизм |
2. Категории психологии | б) опрос |
3. Методы психологии | в) личность |
г) психодиагностика | |
д) общение | |
е) развитие | |
ж) проекция | |
з) образ | |
и) системность | |
к) лонгитюд |
30. Соотнесите принципы психологии и их положения