Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних? Молитвенная просьба — это сигнал, что человеку плохо и больно.
К сожалению, молитвенные просьбы обычно звучат тогда, когда положение дел уже дошло до кризисного состояния. Как правило, к этому моменту бывает слишком поздно предпринимать какие–то эффективные действия. Молодая женщина, прожившая в браке три года, прошептала, сгорая со стыда: «Помолитесь обо мне, пожалуйста, у моего мужа другая женщина, и он решил бросить меня». Обычно помочь семье на такой стадии бывает почти невозможно: скорее всего, один или оба супруга приняли для себя бесповоротное решение и, основываясь на нем, уже совершили какие–то действия.
Хорошо, что в конце концов прихожанка нашла в себе силы обратиться с просьбой к своим братьям и сестрам. Но, безусловно, было бы гораздо лучше начать молиться за эту семью года два назад. Может быть, тогда молитвенная просьба звучала бы так: «Пожалуйста, помолитесь о моем браке. Мы с мужем отдаляемся друг от друга… Наш брак начинает разрушаться, из него уходят любовь и благодать». Если бы молодая жена решилась поделиться своей проблемой в первый год семейной жизни, то исцеление ее брака началось бы гораздо раньше и почти наверняка привело к положительным результатам.
Так кому же нужны группы поддержки? Они нужны всем! Уходит из жизни близкий человек, и нам необходимо разделить скорбь с сочувствующими, понимающими людьми. Рождается ребенок — друзья порадуются этому замечательному событию не менее искренне, чем мы сами. Ухудшилось положение дел с работой или с финансами, и нам очень важно поделиться своими страхами и сомнениями с надежным, опытным человеком, который не только без осуждения нас выслушает, но и даст мудрый совет. А уж если мы работаем с воспоминаниями о насилии, перенесенном нами в детстве, то поддержка единомышленников становится жизненно необходимой.
Особое значение имеют группы поддержки для людей, страдающих от заболеваний с выраженной компульсивной компонентой. Преодолеть такие проблемы в одиночку, без посторонней помощи, практически невозможно. Даже если вы самостоятельно справитесь с проявлениями отдельных симптомов заболевания, само оно никуда не исчезнет. Да к тому же, подавляя эти симптомы волевым усилием, вы, скорее всего, доведете окружающих до белого каления, потому что не измените образ жизни. Возможно, вы не будете пить или употреблять наркотики, но без основательной поддержки группы все равно не освободитесь от компульсивности и станете «сухим алкоголиком» (об этом шла речь в главе 3).
Группа поддержки нужна и тем людям, которые пытались выздоравливать самостоятельно, но успеха не достигли. Возможно, вашу душу уже много лет терзают гнев и обида, и ничто не приносит вам облегчения. А может быть, вы вообще не вынесли из своей дисфункциональной семьи представлений о нормальном поведении, более того — вам не знакомо состояние душевного покоя. В таком случае группа окажет вам уникальную помощь: участвуя в ее работе, вы постепенно обретете этот драгоценный опыт, который станет частью вашей личности. Изменится не только ваше поведение в конкретных ситуациях, но и ваше отношение к ним.
Вы не знаете, как избавиться от тягостных душевных состояний? Вы запутались в отношениях с людьми и бессильны что–либо изменить? Значит, пришло время искать группу, в которой вы сможете свободно поделиться всем, что вас беспокоит. Разве есть люди, которые никогда в жизни не испытывали внутренней борьбы или тяжких страданий? Пока вы живете и дышите, в вашей душе будет происходить борьба между добром и злом. Но один в поле не воин: без верных и надежных соратников добиться нужного результата практически невозможно.
Группы разные нужны…
Похоже, что на свете есть столько же разновидностей групп, сколько и проблем.
Сразу скажу, что концепция групп поддержки применима не только к взрослым людям: существуют специальные группы как для детей младшего возраста, так и для подростков. Лечение физического заболевания на ранних этапах его возникновения, как правило, значительно улучшает прогноз и порой приводит к полному выздоровлению. Так же и лечение последствий жизни в дисфункциональной семье следует начинать как можно раньше — поэтому работа с детьми, проводимая при церкви, имеет огромное значение.
Дети от рождения наделены способностью чувствовать и непосредственностью выражения эмоций. Дисфункциональные семьи быстро подавляют непосредственность и заставляют ребенка загнать способность чувствовать «в подполье». Детские и подростковые группы поддержки помогают ребенку сохранить эти жизненно важные качества, какой бы болезненный этап ни переживала его семья в данное время.
Детские группы могут быть организованы по–разному. Например, в моей церкви дети в возрасте от четырех до одиннадцати лет под руководством детского психолога и специально обученных добровольцев учатся понимать, что представляют собой чувства и как с ними обращаться. В работе используются рисунки, песни, сказки и прочие подходящие к тому или иному возрасту средства, которые помогают детям не потерять или вновь обрести свои эмоции — например, такие как боль и гнев. Еще одна цель таких групп — помочь каждому ребенку осознать, что он не отвечает за те области жизни, за которые должны нести ответственность взрослые. Дети не отвечают ни за сложности в отношениях родителей, ни за их алкоголизм и другие зависимости.
В настоящее время все шире распространяются группы самопомощи для подростков. В основном они возникают в рамках движения «Алатин», которое объединяет подростков (тинейджеров), чьи родители злоупотребляют алкоголем.
Дети алкоголиков остро нуждаются в помощи. Проблема, существующая в семье, рождает в их душах самые разные чувства. Подростки любят и жалеют своих родителей — и одновременно боятся и ненавидят их. Дети из дисфункциональных семей не смеют (и часто не умеют) поделиться своими переживаниями и не могут разобраться в себе. В «Алатине» девочки и мальчики учатся думать и чувствовать, не испытывая стыда и страха. Здесь они обретают способность отделиться от проблем матери и/или отца, сохраняя любовь к родителям. Благодаря систематической работе в группах «Алатин» многие подростки нормально повзрослели и научились жить и наслаждаться жизнью.
Собрания подростковых групп проходят в атмосфере, которая способствует желанию открыто рассказать о своих сложностях. Наиболее эффективны группы, члены которых решают свои проблемы (например, связанные с каким–либо собственным компульсивным заболеванием или с жизнью в дисфункциональной семье, в том числе в алкогольной). Однажды молоденькая девушка рассказала мне, как в минуту беспросветного отчаяния хотела покончить жизнь самоубийством. К счастью, о ее намерениях узнала подруга и пригласила девушку на собрание подростковой группы, которая работала при церкви. Моя собеседница сказала, что ей трудно описать, какое огромное облегчение она испытала, когда поделилась своей болью с участниками группы. На собрании присутствовали ее сверстники, но от них можно было ничего не скрывать и не притворяться, что «все в порядке»: они глубоко понимали ее страдания, ибо сами прошли по тем же кругам ада. И мать, и отец девушки страдали от алкоголизма, и дома она не только не имела возможности поделиться своими переживаниями, а постоянно жила, как на пороховой бочке.
Польза групповой работы с детьми и подростками несомненна, однако основным назначением групп поддержки является работа с взрослыми. Такие группы, в том числе и при церквях, обычно организуются для работы по конкретной проблеме: например, для женщин, ставших жертвами инцеста, или для христиан, страдающих от склонности к гомосексуализму. Очень актуальны группы для родителей–одиночек. Такая группа есть при нашей церкви, и в течение недели ее посещают не менее семисот человек, причем не только наши прихожане, но и «внешние» участники. Любовь Христа дает этим людям силы полноценно жить и успешно растить детей. При многих церквях существуют группы, объединяющие тех, кто недавно пережил развод. Здесь люди исцеляются от травм, полученных в результате потери брака. А затем, преодолев боль, учатся жить, оставшись одни, и начинают интенсивную работу над вопросами воспитания детей. Любой специалист скажет вам, как много людей, в том числе и христиан, нуждаются в поддержке во время столь болезненного периода жизни. Потребности этих людей в поддержке намного превышают возможности их восполнения профессиональными психотерапевтами, психологами и консультантами.
Однако группы поддержки необходимы не только для тех, кто прошел через тяжелую травму или пытается преодолеть склонность к компульсивному поведению. Группы приносят очевидную пользу в любых тяжелых обстоятельствах — например, супругам, страдающим от бесплодия; родителям, у которых умер ребенок; взрослым детям, которые столкнулись с давлением со стороны стареющих родителей. Больные, страдающие от тяжелых хронических заболеваний (например, рака или СПИДа), и члены их семей свидетельствуют, что качество их жизни значительно улучшилось в результате участия в рабо… …ели редко бывали трезвыми, и в детстве Кэтрин хлебнула много горя. Повзрослев, она никак не могла найти свое место в церкви. Кэтрин чувствовала, что никто из прихожан не может понять ее боль. Люди, посещавшие службы, производили впечатление очень благополучных — казалось, что в их жизни абсолютно все хорошо. Впрочем, разговоры между прихожанами никогда не шли дальше обсуждения детей, новых покупок и планов на отпуск.
Когда Кэтрин начала посещать собрания группы взрослых детей алкоголиков (ВДА), она встретилась с другими христианами, которые носили в сердце такую же глубокую боль, переживали тот же стыд, который испытывала и она. На собраниях члены группы свободно говорили о своих чувствах и мыслях, делились жизненным опытом, в том числе опытом ошибок и неудач. Через некоторое время Кэтрин тоже стала рассказывать то, о чем она никогда и никому не говорила. Она открывала своим новым товарищам «секреты», которые долгие годы носила в душе — ведь раньше у нее не было ни малейшей возможности поделиться ими в безопасной обстановке.
Сама Кэтрин говорила так: «Моя группа ВДА показала мне дорогу, по которой я смогла действительно прийти в церковь. Я ведь жила в таком состоянии, что не могла по–настоящему участвовать в богослужениях из–за обиды, вины и стыда, которые с ранней юности были моими постоянными спутниками. Мне было стыдно перед Богом, перед людьми, даже перед самой собой. Но ведь хорошая, «правильная» христианка, считала я, не должна испытывать эти и подобные им чувства. В группе ВДА я обнаружила, что могу делиться любыми своими чувствами, а люди все равно меня принимают, какой бы я ни была. Однажды на группе я в полной мере ощутила любовь и принятие. А буквально на следующий день я вдруг почувствовать себя свободно и в церкви. Чем больше я делилась своими горестными переживаниями и чувствами, тем меньше власти они надо мной имели».
Ну и что?
— Ну и что? — возможно, подумали вы. — Очень хорошо: я поверил в ценность групп поддержки. Но в моем приходе их просто–напросто нет. И вряд ли кто–то поддержит людей, которые захотят организовать такую группу.
Все правильно. Людям вообще сложно воспринимать перемены. Новое всегда несет в себе неопределенность, угрожает сдвинуть равновесие, пугает. Выше мы не раз говорили, что семья вряд ли примет с распростертыми объятиями те изменения, которые будут происходить с вами по мере выздоровления. Точно так же и в церкви, и в любой другой организации вы можете столкнуться с негативной, даже враждебной реакцией на перемены.
В подавляющем большинстве случаев негативное отношение возникает из–за недостатка информации. У священников или других людей, принимающих решения, не было возможности узнать об опыте, о котором вы говорите. Скорее всего, они не в курсе тех проблем, которые вы пытаетесь решать. Может получиться и так, что работа предлагаемой вами группы поддержки задевает их за живое, заставляет испытывать боль собственных проблем, о которых они предпочитают не вспоминать. Возможно, они сами проходят через сложности ВДДС (об этом мы подробно говорили в 5 и 6 главах) и, обсуждая вопросы, связанные с работой группы, испытывают немалый душевный дискомфорт.
Людям, от которых зависит открытие группы при церкви, стоит рассказать историю вашего выздоровления. Имеет смысл предложить участие в организации группы тем прихожанам, которые имеют опыт выздоровления. Дайте вашему священнику и другим ответственным лицам прочитать эту книгу.
Я не наивен — мне хорошо известно, как трудно бывает убедить тех, кто не занимается работой над своим выздоровлением, в необходимости организации групп, работающих по разным проблемам. Весьма вероятно, что, начав разговор на эту тему, вы услышите категорический отказ. Что вам делать тогда?
Самым ярким и убедительным свидетельством необходимости групп являются благотворные изменения, происходящие в вашей жизни. Значит, самое важное ваше дело — ответственная работа над собственным выздоровлением, которую вы осуществляете, следуя Божьему руководству. Люди, входящие в инициативную группу (в том числе и вы сами) уже должны идти по пути исцеления и для того, чтобы работа организованной вами группы поддержки была успешной. Обдумайте и обсудите вопросы организации группы со своими единомышленниками: вы поймете, когда и как поговорить о начале вашего служения со священником и другими ответственными лицами прихода.
Ранее мы обсуждали семейные системы (глава 3) и пришли к выводу, что церковная община также представляет собой семейную систему (глава 6). Вспомните: в церквях и других христианских организациях, так же, как и в семьях, возникают сложности с принятием чувств, отношением к переменам и разрешением конфликтов.
Я вот уже более десяти лет наблюдаю за одной церковной общиной, где численность членов из года в год неуклонно снижается. Однако и духовенство, и многие из прихожан пребывают в непоколебимом убеждении, что ушедшие — грешные, «мирские» люди. Пусть уходят! Зато в церкви остаются самые «духовные», подлинные христиане! Община демонстрирует потрясающую слепоту и полное отрицание действительности — такое порой происходит с человеком, еще не вставшим на путь исцеления. А что сами ушедшие говорят о причинах, заставивших их покинуть данную церковь? В их словах много общего: хотя в церкви принято встречать людей улыбкой и радушным рукопожатием, подлинные чувства человека и его живая душа здесь никого не интересуют.
В этой общине основной движущей и направляющей силой является чувство вины (более подробно об этом сказано в главе 4). Однако далеко не все люди обладают способностью долго руководствоваться такой мотивацией. И многие прихожане начинают искать понимание, утешение и исцеление в других местах. В конце концов они уходят в другие церкви, где их по–настоящему принимают и нет необходимости постоянно притворяться, что все в порядке. На сегодняшний день положение дел в общине, о которой я веду речь, весьма плачевно. Очень хотелось бы, чтобы этот пример был исключением, но, к сожалению, он не единичен. В то же время меня радует, что существует обратная сторона медали: церкви, в которых принимают людей такими, какие они есть, сочувствуют им и стараются их понять, растут сегодня очень быстро.
Начинать работу группы поддержки в церкви, похожей на ту, о которой я только что рассказал, очень сложно. Если все держится на отрицании действительности, то людей, желающих организовать такую группу, воспринимают как единственных прихожан, у которых есть проблемы. Но ведь реальность как раз и состоит в том, что все остальные научились молчать о своих неблагополучиях, оставляя их за стенами церкви. Такая позиция неизменно приводит к тому, что положение дел внутри общины делается все более безрадостным: единственной стратегией жизни прихода становятся лицемерие и отрицание.
Если дело не идет…
Если церковная община или христианская организация открыта к переменам, ее лидеры сами проявляют интерес к поиску новых эффективных способов заботы о людях. К сожалению, чаще встречается обратная ситуация. Поэтому, решив организовать группу поддержки, запаситесь терпением, настойчивостью и, главное, не отчаивайтесь! В моей практике имеются примеры, когда церкви или организации требовалось около трех лет, чтобы понять: программа «Двенадцать Шагов» — вовсе не дьявольская уловка, а высоко эффективный способ решения различных проблем, возникший на христианской основе. Делайте свое дело и молитесь, а Господь будет вести вас в правильном направлении. Он поможет вам понять, какой подход нужен в вашей церкви.
Если терпеливая просветительская работа и другие методы, о которых я здесь упоминал, все же не приносят желаемого результата, то, возможно, вам придется поискать сообщество, которое будет более открытым и готовым восполнить ваши потребности. Очень часто изменения в общине невозможны, пока ее лидеры не столкнутся со своими собственными проблемами. К сожалению, обычно именно так и случается. Жизнь человека, от которого зависит принятие решения, рушится, и тогда он прозревает и делает то, что лучше было бы сделать задолго до постигших его несчастий.
Нередко при организации группы в церковной общине возникает конфликт. В его основе лежит неспособность многих прихожан взглянуть в лицо собственным дисфункциям и признать свои проблемы. Но ведь на кого–то надо возложить вину за происходящее, кто–то должен стать «стрелочником»! Мне известно много таких случаев. Например, священник одной церкви решил организовать служение по оказанию помощи прихожанам в духовном росте. Само собой, его новая программа предусматривала работу по исцелению душевных неблагополучий и решению семейных проблем. Многие семьи, входящие в общину, включая самые уважаемые, были крайне встревожены нововведениями своего пастыря. Разве у них, истинных христиан, могут быть проблемы? Гораздо удобнее жить, не замечая своих неблагополучий и подлинных потребностей. А чтобы их не замечать, надо всячески заниматься «спасением» окружающих и извлечением бревен из глаз ближних.
Прихожане, неспособные признать необходимость решения собственных проблем, очень быстро нашли виновника всех своих «несчастий»: они объявили, что священник — «плохой» (подробнее о том, «что такое хорошо и что такое плохо» рассказано в главе 9). Его осуждали, стыдили, обвиняли в том, что он мало внимания уделяет службам, проповеди, катехизации. В итоге священник ушел в другую церковь, где основал очень успешное служение, основанное на поддержке и заботе. И по сей день руководимая им церковь открыта для всех людей, нуждающихся в исцелении. Здесь работают как с христианами, так и с теми, кто еще только ищет свой путь ко Христу, — и находит его в этой прекрасной общине.
А в церкви, которую он возглавлял прежде, в течение последующих нескольких лет крайне обострились сложности в жизни многих семей, обвинявших священника. Углубились и стали очевидными и дисфункции в самой общине. И только тогда община смогла наконец перейти Рубикон и признала свою ответственность за рост и духовное здоровье входящих в нее людей. Но до того как это случилось, еще несколько священников пали жертвой дисфункции церкви. Слава Богу, в общине начались благоприятные изменения. Но как жаль, что для этого потребовалось столько страданий очень неплохих людей!
Как правило, любые изменения вызывают у людей страх, и лидеры церкви не представляют собой исключения. Однако в здоровой организации наряду с тревогой и страхом имеется готовность вникнуть в положение дел, оценить новые возможности и, если предполагаемые результаты оправдывают риск, то решиться на практические действия. К сожалению, во многих христианских организациях любое предложение даже о минимальных изменениях сложившихся традиций приравнивается к внесению корректив в фундаментальные библейские принципы.
Например, хотя формы проведения занятия по изучению Библии не являются чем–то священным и неприкосновенным, члены церкви очень легко перепутывают само Писание с методами его изучения. Слово Божье крайне важно для каждого из нас. Но разные люди постигают Библию по–разному. Для многих лучшим способом по–настоящему понять Писание являются молитвенные группы и группы по изучению Библии. А другим возможность встречи с живым Богом дают забота и любовь группы поддержки. На мой взгляд, служение церкви должно включать в себя различные подходы, охватывающие и разум, и чувства (об этом я говорил в начале данной главы).
Если же, затратив длительное время и перепробовав все подходы к организации группы поддержки, вы все–таки потерпели неудачу, не отчаивайтесь. Сейчас в большинстве стран мира существуют группы и движения самопомощи, на которых люди, благодаря программе «Двенадцать Шагов», решают самые разные проблемы. Ищите. Найдите любую группу, например, группу АА. Скорее всего, члены АА смогут дать вам контактную информацию других групп, среди которых окажется и та, что подходит именно вам. Если у вас нет возможности присоединиться именно к христианской группе, лучше все–таки найти подходящую вам «светскую» двенадцатишаговую группу, чем пытаться справиться с проблемами в одиночку [22].