Гл а в а 9. Интеллектуальные процессы

Основные понятия: интеллект, память, процессы памяти, виды памяти, типы памяти, воображение, процессы воображения, виды воображения, мышление, виды мышления, формы словесно-логи-ческого мышления, умственные действия, индивидуальные осо-бенности мышления.

Память.

Поступающая от органов чувств в сознание человека ин-формация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительнос-ти в результате функционирования интеллектуальных процес-сов: памяти, воображения и мышления.

Интеллект - высшая форма проявления познавательной де-ятельности, это способность человека оперировать, возникши-ми на основе полученной от органов чувств информации, обра-зами, мыслями, понятиями, закреплять и преобразовывать их, изменять и создавать новые, устанавливать связи между ними и, таким образом, получать новые знания о предметах и явлени-ях, о их связях и отношениях, о их сущности и закономерности.

Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллек-туальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сен-сорными процессами, так как оттуда поступает к ней информа-

ция о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преоб-разуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.

Память дает возможность индивиду накапливать опыт и ис-пользовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек стано-вится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и воспри-ятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему.

Память выполняет очень важные функции в познаватель-ной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, по-ступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накопле-нием и сохранением полученной информации в сознании человека. Тре-тья функция направлена на воспроизведение информации, необходи-мой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При вос-приятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тон-кий и т.д.

В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основ-ном смыслового характера: ассоциация между причиной и след-ствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассо-циации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имею-щих жизненно важное значение.

Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте-

чественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти оста-ется загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит час-тичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в дан-ный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памя-ти и т.д.

Память - это сложный познавательный процесс, направлен-ный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре па-мяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забыва-ние усвоенной ранее информации.

Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатле-ние нужной информации ее удержание и восстановление. Название “мнемические” действия связано с именем богини памяти Мнемо-зины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого чело-века памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим.

Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основ-ным условием успешного запоминания является активное взаимодей-ствие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запо-минания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влия-ние установка запомнить информацию на определенный срок. При на-личии установки запомнить информацию на длительное время она запо-минается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональ-ное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.

Ус п е ш н о е усвоение информации во многом зависит от правиль-ной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информа-ции называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на об-

работку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, уста-новление связей между структурными единицами текста, перекодиро-вание вербальной информации в образную, закрепление запоминаемо-го материала в целом и по частям.

Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной ин-формации в сознании человека. Воспроизведение может осуще-ствляться сразу же после запоминания, а также через определенный про-межуток времени. Наиболее трудным является восстановление информа-ции через длительное время после ее заучивания.

Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнава-ния, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме).

Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть пол-ным и неполным, определенным и неопределенным, четким и не-четким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание.

Воспоминание - это восстановление информации, воспри-нятой в определенное время и при определенных обстоятель-ствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным.

Воспоминание может осуществляться и без повторного вос-приятия информации. Это происходит тогда, когда человек пе-ребирает в своей памяти те события, предметы и явления, кото-рые имели место в то или иное время его жизни.

Припоминание является наиболее сложным процессом вос-становления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект дол-жен осуществить сложные умственные и мнемические действия.

Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой после-

довательности будет происходить ее актуализация. Мнемические при-емы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры. Использование неправильных опор и ассоциа-ций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является при-поминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фами-лия”.

Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемичес-кие процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельно-сти, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информа-цию для других людей посредством слов и других знаков.

Воспроизведение - это сложный процесс восстановления ин-формации во внешнем плане посредством устной или письмен-ной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстанов-ления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого пере-кодирования заключается в том, что информация во внутрен-ней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.

При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции под-вергается смысловое содержание информации, изменяется пос-ледовательность ее восстановления, происходит перегруппиров-ка частей, реконструируются отдельные элементы.

Воспроизведение как и запоминание может иметь предна-меренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запо-минание и воспроизведение осуществляется всегда с определен-ной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само со-бой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуще-ствляется легко и свободно, если оно связано с активной ум-ственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и вос-становление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный

характер.

Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, система-тизацию и удержание информации в сознании субъекта в пери-од между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение име-ет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспе-чивающая осуществление практической и теоретической деятель-ности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что свя-зано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, це-лями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жиз-ни, исчезает из памяти, забывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохра-нение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в со-знании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выде-лить ту, которая необходима в данный момент.

Забывание может быть полным и частичным, временным и по-стоянным. С временным забыванием связано явление реминисцен-ции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение инфор-мации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спу-стя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего ре-минисценция проявляется в детском возрасте, реже у взрослых.

При полном забывании человек не может восстановить ин-формацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не зна-чит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возрас-та. Это доказывает, что при полном забывании информация ухо-дит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться.

Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой информации из бессознательной психики в сознание и какие ме-ханизмы удаляют отработанную информацию обратно в под-сознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описа-ны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивле-

ния, другой - вытеснения. Механизм сопротивления ( отрицания) отби-рает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения ( подавления) уд а л я е т ненужную информацию, которая боль-ше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания ин-формации ее нужно все время повторять и применять в деятельно-сти. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восста-новление возможно только на основе осуществления тех умствен-ных и мнемических действий, которые применялись при запомина-нии.

Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания у всех людей функционируют по-разному. Поэтому имеют место индивидуальные особенности в продуктивности памяти. Воз-можны четыре уровня проявления продуктивной памяти.

На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысокая. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения не обеспечи-вают усвоение информации в полном объеме. Запоминание осуществ-ляется медленно, сохранение информации недолгое, воспроизведение неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью.

На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высо-кая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроиз-ведение неполное и неточное.

На третьем уровне продуктивность памяти довольно высо-кая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и вос-произведение полное и точное.

На четвертом уровне продуктивность памяти самая высо-кая. Запоминание быстрое и точное, сохранение длительное, вос-произведение полное и точное.

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Разли-чают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговре-менную.

Содержание образной памяти определяется существующи-ми в сознании представлениями, которые отражают ранее вос-принятые предметы и явления. Представления являются обоб-щенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осяза-тельными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в

пространстве и осуществляется предметно-практическая деятель-ность.

Образная память существует не только в форме представ-лений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринято-го объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же чет-кость и наглядность, которая характерна для образов восприя-тия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее вос-принятый объект во всех его деталях и может последовательно «рас-сматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового со-держания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой су-ществует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учеб-ный материал и запоминает его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зритель-ным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигатель-но-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепив-шиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и сты-да - являются основными стимулами высоконравственных по-ступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение раз-нообразных движений, являющихся составной частью двигатель-ных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение тру-довой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и лов-кость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является пока-зателем периода времени, в течение которого может функцио-

нировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновен-но воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова1, является промежуточной между основ-ными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме обра-за-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в крат-ковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепи-лась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, ак-тивизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запе-чатления образов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из созна-ния субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забы-вания полученной информации. Чтобы активизировать работу бу-ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направ-ленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговре-менную память.

Таким образом, основным условием развития памяти явля-ется активная познавательная деятельность субъекта и специ-альная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Воображение.

Воображение является самым важным для творческой дея-тельности человека, но в то же время и самым загадочным позна-вательным процессом. Развитие производства, науки, техники, культуры и искусства невозможно было бы без воображения.

Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опы-те, но которые существовали, существуют или будут существо-вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду-

щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос-тупным.

Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла-нов и проектов происходит путем преобразования представле-ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан-тастическими образами, а процесс их создания будет называть-ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре-альной действительностью, так как он создается на основе нео-бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред-метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, ми-фах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в кото-ром они создавались.

Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг-рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож-ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про-граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы-ход из самых сложных ситуаций.

Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам со-вершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоя-тельство используют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тык-вы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пи-щей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена вооб-ражения. Так она и попадает в руки людей.

Воображение тесно связано с мышлением, благодаря кото-рому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь вообра-жение дает материал для функционирования образного мышле-ния, с помощью которого человек может выдвигать фантасти-ческие гипотезы и предположения о сущности явлений, не под-дающихся логическому объяснению.

Воображение оказывает влияние на деятельность всего орга-

низма человека. Под влиянием воображения изменяются психичес-кие состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физические и физиологические процессы, на движения и действия. Во-ображение дает возможность человеку планировать свои действия, совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность.

Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес-тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви-жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров-ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре-зультаты спортивной деятельности.

Воображение оказывает влияние и на органические процессы, ул у ч -шая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мни-тельные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой-нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Из-вестный психолог А.Р.Лурия1 наблюдал как у одного испытуемого темпе-ратура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на 1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прика-сался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи, по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлитель-ных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в виде язв, котор ы е долго не заживали.

Создание образов воображения осуществляется на основе сложной умственной деятельности, направленной на преобразо-вание представлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые образы. Существует целый ряд про-цессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти.

Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “скле-ивание” представлений или их частей. Посредством агглютина-ции создаются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные об-

разы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применяется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных час-тях аэроплана и саней.

Другим процессом воображения является схематизация. Схе-матические образы создаются путем выделения в предметах и яв-лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре-татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб-страктные картины и т.п.

Близким к схематизации является процесс типизации. Типи-ческие образы создаются в художественной литературе. Они со-вмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя.

Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень-шения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей.

Возможен и такой прием создания нового образа как акцен-тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве-личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на других известных людей, имеющих отрицательные качества лич-ности. Посредством акцентирования создаются также дружес-кие шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора.

Создание нового образа возможно также путем уподобле-ния (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов все-гда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание лока-тора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными.

Образы воображения могут быть созданы посредством пе-реноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан-дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантасти-ческими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.

Возникновение образов воображения у человека может про-исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с

этим различают два вида воображения: преднамеренное (произволь-ное) и непреднамеренное ( непроизвольное).

Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастичес-кие образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место раз-личного рода галлюцинации.

Все эти образы не имеют существенного значения в жизни человека и не находят применения в его деятельности. Возника-ют они часто помимо желания человека и имеют иногда навяз-чивый характер.

Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще-ствления активной деятельности, направленной на создание но-вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра-зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре-альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та-кие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за-меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно-му виду воображения.

Активное воображение может быть воссоздающим и твор-ческим. Воссоздающее воображение направлено на создание но-вых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное зна-чение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литературных героев, картины исторических событий, представления о животном и растительном мире раз-личных континентов, представления о геометрических и стерео-метрических фигурах.

Для того, чтобы представления воображения соответство-вали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представ-ления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответ-ствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное представление о персонажах, описан-ных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит

1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.

без окон, без дверей...” У многих учащихся возникает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвос-том, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяс-нить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это дале-ко не так.

Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает реч-ная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют из-бушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обо-значало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах.

Творческое воображение направлено на самостоятельное со-здание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творче-ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются не-редко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.

Такие же яркие образы воображения нередко возникают у людей занимающихся творчеством: у писателей, художников, музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья: намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записы-ваю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же яснос-тью, как вижу окружающие меня предметы».

Образы творческого воображения могут быть реалистичес-кими и фантастическими. Реалистические образы создаются на основе творчества как в практической, так в теоретической де-ятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики, рационализаторы создают такие образы и идеи, которые вопло-щаясь в материальные предметы, способствуют развитию на-уки, техники, культуры и духовной жизни общества.

Фантастические образы создаются писателями, учеными, ху-дожниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказоч-но-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воп-лощены будущие достижения науки и техники, верования и чая-ния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы.

Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч-ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз-никших в процессе творчества.

Мышление.

Мышление является высшим интеллектуальным познава-тельным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явле-ния на земле и в космосе. Познание законов посредством мыш-ления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов, является то, что оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происхо-дит в окружающем мире и в самом человеке.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно-го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не явля-ется случайным нагромождением разнообразных предметов и яв-лений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыс-лить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.

Возможность для обобщенного познания заложена в самом мироздании, так как все предметы и явления имеют общие свой-ства и качества, а их бытие обусловлено общими законами су-ществования.

Познать общее, существенное непосредственно невозмож-но, так как оно является внутренней сущностью объекта. По-этому человек должен был научиться это делать опосредство-ванно, т. е. применять с этой целью специально создаваемые им

1 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М. 1968.

устройства в виде орудий труда, различных приборов и аппаратов. Воз-действуя ими на окружающий мир человек стал познавать внутрен-нюю сущность предметов и явлений, открывать законы их существо-вания и, используя их, создавать целенаправленно объекты с заданны-ми свойствами и качествами.

Результаты опосредствованного познания стали закрепляться в форме мыслей, отражающих в обобщенном и отвлеченном виде су-щественные свойства и качества, связи и закономерности, присущие предметам и явлениям. Мысли - это обобщенные и отвлеченные зна-ния, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей, наполненных абстрактным содержанием.

Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Кроме слова мысли-тельная деятельность стала опосредствоваться также знаками и символами, обозначающими реальную действительность. Та-ким образом, мыслительная деятельность человека стала опос-редствоваться различными устройствами, а также словами и раз-нообразными символами и знаками.

Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания, но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не только образами натуральных предметов и явлений, но и обра-зами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешне-го мира.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются прак-тические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Наши рекомендации