Изучение особенностей личности воспитанника и его жизненной истории
Орлова Лариса Юрьевна
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ПРОБЛЕМНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербург
Автор:Орлова Лариса Юрьевна
Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников / Под нач. ред. профессоров С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 116 с.
ISBN 5-91143-009-6 ББК 88.840
Рецензенты:
Г.О. Матина, к.пс.н., доцент кафедры управления ФМО ЛОИРО
Е.Е. Щурская, педагог-психолог высшей категории, ППМСО НМЦ
Кировского р-на
Методическое пособие предназначено для специалистов образовательных учреждений, непосредственно работающих с различными категориями детей группы риска: социальных педагогов, наставников, классных руководителей, а также может быть использовано заместителями директоров школ по воспитательной работе, педагогами организаторами, руководителями кружков, спортивных секций и детских объединений.
Пособие состоит из двух частей: алгоритма разработки программы индивидуальной помощи и приложений к каждому этапу.
Все права защищены
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
В случае необходимости воспроизведения и/или использования настоящего издания, необходимо направить письменный запрос в представительство Европейской Комиссии в России по адресу: 119017, Москва, Кадашевская наб., д. 14/1.
Данный материал опубликован при поддержке Европейской Комиссии.
Содержание публикации является предметом ответственности Консорциума компаний, возглавляемого компанией SOFRECO, и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.
© Европейская Комиссия
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 4
II. Алгоритм разработки программы............................................. 4
1. Изучение особенностей личности воспитанника и его
жизненной ситуации..................................................................... 4
2. Сопоставление полученных данных и выводы о направ-
лениях предполагаемой работы с воспитанником................. 8
3. Разработка плана действий по каждому направлению
предполагаемой работы с воспитанником............................... 9
4. Реализация пунктов плана по выбранным направлениям.... 12
5. Сопровождение воспитанника до устойчивых положите-
льных результатов........................................................................ 17
III. Приложения:
1. Сущность терминов и понятий, используемых в работе
социального педагога................................................................... 18
2. Особенности возраста, пола и темперамента в подрост-
ковом возрасте............................................................................... 32
3. Краткая характеристика типов акцентуаций............................ 45
4. Ошибки семейного воспитания и их последствия.................. 52
5. Алгоритм действия социального педагога в преодолении
неуспеваемости............................................................................. 58
6. Методика «15 качеств»................................................................ 63
7. а.- Метод контактного взаимодействия с проблемным
подростком...................................................................................... 65
б.- Памятка педагогам, работающим с проблемными
школьниками................................................................................... 66
8. «Учитесь властвовать собой» (рекомендации по само-
регуляции для педагогов, работающих с ДГР)........................ 68
9. Анализ поступков ученика............................................................ 72
10. Беседа о том, как научиться делать уроки: «один из
секретов успешности»................................................................ 80
11. «Напутствие»................................................................................ 84
12. Социально – жизненные навыки (зарубежный опыт)........... 85
13. Диагностический инструментарий в работе с ДГР............... 87
14. Методика формирования доброжелательного отно-
шения учителя (воспитателя) к проблемному шко-
льнику (методика ФДО)............................................................. 101
15. Список литературы, рекомендуемой для прочтения............ 115
I. Введение
Данное методическое пособие разработано для специалистов образовательных учреждений непосредственно работающих с детьми «группы риска»: социальных педагогов, наставников, классных руководителей, воспитателей.
Основные задачи данного пособия:
- Помочь педагогам осознать глубинные причины проблемности ребенка;
- Изменить стереотип восприятия проблемного школьника как испорченного, плохого, неспособного человека;
- Осмыслить оптимальные пути решения проблем ребенка;
- Определить долю участия в этом процессе специалиста, педагогов и родителей;
- Организовать конструктивное взаимодействие взрослых в раскрытии человеческого потенциала школьника и оказании необходимой помощи и поддержки.
Известно, что программа – это документ, отражающий факт осмысления деятельности специалиста в определенной логической последовательности.
Поэтому методическое пособие представлено как алгоритм действий, последовательное выполнение которых приведет к желаемому результату. Каждые действия по алгоритму сопровождаются комментариями, изложенными в приложениях. Приложения представляют собой необходимый минимум теоретических знаний и практических рекомендаций и приемов, которые предупреждают специалиста от возможных ошибочных выводов и действий, а также побуждают к более глубокому анализу ситуаций, поступков и проявлений ребенка.
Программу индивидуальной помощи конкретным детям следует рассматривать как часть общей программы преодоления педагогической запущенности в школе, которая возникает в результате неумелого или недобросовестного руководства со стороны взрослых процесса становления личности (см. приложение 1, п.14.).
II. Алгоритм разработки программы:
Изучение особенностей личности воспитанника и его жизненной истории.
Цель: понять что мы знаем о ребенке группы риска и почему у него возникли данные проблемы
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Возраст, пол.
3. Преобладающий тип темперамента, наличие акцентуации характера.
Специалисту для адекватной оценки ребенка, его проявлений и поступков необходимы определенные знания в области возрастной психологии: типичные особенности и психофизиологические потребности, присущие данному возрасту, типологии личности и акцентуации характера.
Изучение соответствующей литературы, умение соотносить между собой данные об особенностях пола, возраста, темперамента, тесное взаимодействие с психологом по этим вопросам убережет специалиста от возможных ошибок в понимании характера ребенка и станет залогом успешной работы с ним (см. приложения 2 и 3).
4. Состояние здоровья.
Неадекватные здоровью ребенка педагогические требования, нагрузки и подходы не только ослабляют физическое и психическое здоровье ребенка, но и негативно отражаются на его успешности и взаимоотношениях с педагогами, родителями и даже товарищами.
Педагогическая практика показывает, что именно дети с ослабленным здоровьем «не тянут» программу, попадают в разряд неуспевающих, а значит имеют проблемы и в поведении.
Специалист по работе с ДГР, призванный оказывать помощь и поддержку в процессе развития и социализации воспитанника, должен для себя понять (из сопроводительных документов, беседы с родителями или даже с врачом) следующее:
- каковы возможности развития ребенка для его дальнейшего обучения или трудовой деятельности в связи с заболеванием;
- какие необходимые условия для дальнейшего развития (лечение, меры воспитательного воздействия, адекватные здоровью школьника учебные нагрузки, виды педагогической помощи для профилактики развития заболевания)
5. Особенности жизненной истории и условия воспитания в семье.
Известно, что социально-экономические и бытовые условия, а особенно стиль семейного воспитания оказывают сильное воздействие на формирование характера ребенка, его поведение и поступки.
Грубые ошибки семейного воспитания формируют у ребенка искаженное представление о себе, отношениях с людьми, отношение к деятельности, побуждают ребенка защищаться от различных видов физического и психологического насилия взрослых. Чтобы помочь ребенку преодолеть сложившиеся стереотипы отношений и поведения, социальный педагог должен уметь выявлять их глубинные причины и находить пути нейтрализации (см. приложение 4. «Ошибки семейного воспитания»).
6. Проблемы, связанные с обучением в школе.
Неуспеваемость – яркий признак педагогической запущенности. Неуспеваемость всегда приводит к нарушениям дисциплины, поведения в школе, а в последствии и за ее пределами.
Причин неуспеваемости может быть сразу несколько. Важно выявить все и работать над устранением каждой из них (см. приложение 5 «Алгоритм действий в преодолении неуспеваемости», «Рабочая книга школьного психолога» М., Просвещение, 1991 стр. 189)
7. Симптомы риска, выражающиеся в поведении, проявлениях и отношениях воспитанника.
На основе сопроводительных документов, личных наблюдений, осторожных бесед с педагогами и социальным окружением ребенка специалист, работающий с ребенком должен составить перечень «симптомов риска» (см. приложение 1, сущность терминов и понятий п.8, 11, 12, 13, 14, 16, 20, 21, а также А. Лихтарников «Дети группы риска. Трудности в усвоении социальных норм и ценностей», 1998 г.; Рабочая книга школьного психолога М, Просвещение, 1991 г. стр. 171)
Напротив каждого симптома необходимо указать возможную, предполагаемую первопричину его возникновения, которую и необходимо будет нейтрализовать, работая с ребенком и его ближайшим социальным окружением.
№ п\п | Симптомы риска | Предполагаемые первопричины | Возможные пути нейтрализации первопричин |
8. Положительные и сильные стороны воспитанника (см. приложение 6 «Методика 15 качеств»).
В любом человеке есть хорошее и плохое. Верх несправедливости по отношению к ребенку со стороны взрослого – видеть в нем только плохое. А.С. Макаренко говорит о том, что дети похожи на зеркало, в котором отражаемся мы – взрослые. Если ребенок всем своим видом и поведением демонстрирует нам свои плохие стороны и качества, это значит, что он глубоко несчастен, обижен и не понят нами.
Найти и показать ребенку хорошее в нем, значит «пролить бальзам» на болезненные раны его души, подлечить их.
Вопрос для размышления: Подумайте, как Вы относитесь к людям, которые видят в Вас хорошее и говорят Вам об этом искренне, от души?
Поиск и нахождение положительных и сильных сторон личности (в облике, характере, проявлениях, отношении к чему-либо и кому-либо и т.п.) – это фундамент, на котором строится взаимодействие специалиста в работе с «трудным» (а поэтому несчастным и нуждающимся во внимании, принятии и заботе) ребенком.
9. Интересы, увлечения, мечты воспитанника.
Достоверные сведения о предпочтениях, интересах, увлечениях и мечтах можно получить от самого воспитанника только при установлении с ним контакта (см. приложение 7 «Метод контактного взаимодействия», а также приложение 1. «Сущность понятий» п. 21 тип 1, 2, 3, 4).
Некоторые воспитанники (особенно тип 3) склонны к бравированию, неожиданным негативным выпадам, пытаются «заморочить» голову, усыпить бдительность, «развести» взрослых. Однако, глубокое знание особенностей ребенка, достаточно большое количество собранной о нем информации и умение специалиста владеть собой (см. приложение 8 «Учитесь властвовать собой»») поможет справиться с ситуацией.
Информация об интересах, увлечениях, мечтах воспитанника поступает от него, когда, наконец, установится контакт, возникает уважение и доверие к взрослому. Необходимую информацию можно получить и на основе собственных наблюдений и от социального окружения воспитанника. Такая информация нужна для последующего вовлечения воспитанника в общественно-полезный труд, сферу положительного досуга, коллективную жизнь класса с целью постепенного расширения круга интересов и потребностей.
10. Чувства, которые испытывает воспитанник.
по отношению к: | чувства | причины |
- учреждению вообще | ||
- педагогам / воспитателям в целом | ||
- конкретным людям (другу, одноклассникам, отдельным педагогам, кумиру, девочкам, родителям и т.п.) | ||
- самому себе | ||
- учебе | ||
- труду | ||
- животным и т.д. |
Чтобы понять, что чувствует, переживает ребенок в данном учреждении (ОУ, Детский дом, школа-интернат и т.д.) необходимо прежде всего не только установить контакт один на один, но и сформировать некое доверие воспитанника к специалисту (социальному педагогу и д.р.). Процесс этот не быстрый и не простой. Однако, без этого работать с ребенком просто невозможно. Кроме того, завоевав его доверие, ни в коем случае нельзя злоупотребить им, разрушить его собственным равнодушием или несправедливостью. Иначе воспитанник перестанет доверять людям вообще и, возможно, будет мстить.