Раздел «Психология установки»

  • Ранние этапы развития понятия "установка". Проблема установки, феноменология.

Установка – это целостное состояние субъекта, модус личности, готовность осуществлять деятельность определённым образом.

Термин установка появился в 1889 г. (Мюллер) – «моторная установка» для объяснения иллюзии веса.

1796 – случай в гринвичской обсерватории – личная ошибка наблюдателя показала, что у опытного наблюдателя появляется способность предвидеть.

1855 – Гельмгольц изучал трёхмерное пространство. Он вводит понятие «бессознательное умозаключение».

Конец 20 в. – Вундт проводит эксперименты на время реакций и на основе их вводит термины «ошибки ожидания», «мускульная (сенсорная) установка».

1901 г. – появляется термин «установки сознания»

1902 г. – Браун через тахитоскоп давал слоги из 3 букв, а также инструкции. Выяснил, что лучше всего воспроизводятся те признаки, которые оговариваются в инструкции. Он назвал это перцептивной готовностью.

1903 г. – задачу, как самостоятельную единицу анализа выделил Ватт. Состояние после принятия инструкции он назвал установкой.

1905 г. – вопросом о влиянии задачи на направленность процесса занимался Ах. Сила, задающая направленность, им была названа «детерминирующей тенденцией»

Все эти факты, накопившиеся к концу 20 в. Противоречили базовому постулату непосредственности

  • Постулат непосредственности в психологической теории и практике.

Суть постулата непосредственность – окружающая действительность действует на сознательную психику непосредственно и сразу, при этом полностью определяя её содержание. Узнадзе, получивший образование в Германии, проникся идеей выделить опосредывающее звено. С 1910 г. он занимался тем, что искал метод его вычленения. Он разработал метод фиксированной установки. Она была создана для преодоления постулата непосредственности. Узнадзе считал, что поведение человека обусловлено 2 факторами: со стороны субъекта – потребностью, а со стороны объекта – ситуацией. В совокупности они составляют установку.



  • Экспериментальные основы психологии установки (Д.Н. Узнадзе). Метод изучения установки (классическая процедура).

Основные положения теории установки и регуляции деятельности были сформулированы в середине 19 века. Этой темой активно занималась грузинская школа под предводительством Д.Н. Узнадзе.

Установка – это целостное состояние субъекта, модус личности, готовность осуществлять деятельность определённым образом.

Узнадзе получил образование в Германии. Он активно интересовался философией и психологией. У него возникла идея выделить опосредующее звено. Нужно было найти метод его вычленения, чем он и занимался с 1910 года. Основной метод, который он применял, это метод «фиксированной установки». По сути теория установки была создана для преодоления постулата непосредственности.

Свои опыты он проводил так:

Испытуемому предъявляется пара стимулов на зрительное восприятие. Задача испытуемого – выяснить, с какой стороны больше или тяжелее. Это установочная серия. Затем идёт тестовая серия, когда испытуемого предъявляются равные объекты. В этом случае возникают 2 вида иллюзий: контрастные и ассимилятивные.

По мнению Узнадзе поведение человека обусловлено 2 факторами: потребностью со стороны субъекта и условиями, в которых может быть удовлетворена эта потребность, со стороны объекта. Их единство – установка.

Данный эксперимент был поставлен практически на всех модальностях и были получены следующие иллюзии: веса, силы давления, зрительные, освещённости, количества.

Был сформулирован закон смены установки: после фиксации установки на неравенство при предъявлении равных объектов, имеющаяся установка должна смениться на другую, но на это нужно время, поэтому исходная установка меняется на противоположную.

То есть если ситуация меняется не сильно, то новая установка не образуется, а актуализируется старая, что экономит время и ресурсы.

Первый и второй уровни психической активности по Д.Н. Узнадзе Понятие и виды ОБЪЕКТИВАЦИИ

Узнадзе размышлял над фундаментальным вопросом: чем отличаются установки животных от установки человека?

Для того, чтобы ответить на него он рассматривает 2 уровня психической активности, которая развивается на основе двучленной системы (потребность+ситуация=установка).

На 1 уровне осуществляют своё поведение животные и наблюдается импульсивное поведение человека. Оно происходит без привлечения мышления.

На 2 уровне осуществляется поведение только человека, так как животное не может осуществлять свою активность на этом уровне, потому что для животного не существует повторения, оно не может вычленить из потока активности предмет или явление, которые препятствуют удовлетворению потребности и переживать их повторно в тождественности себе самим. То есть животное переживает, но никакого отношения к этому переживанию не имеет.

У человека же развивается способность приостанавливать свою деятельность и вычленять предметы, явления, мешающие удовлетворению потребности. При этом возникает теоретическая потребность – понять, почему поведение не может осуществляться дальше. Это и есть объективация.

В зависимости от того, что вычленяется, Узнадзе выделил 3 вида объективации, каждый из которых рассматривается через отношение человека с определённой реальностью:

1. Объективация предметов. Вычленяется предмет. В процессе этой объективации и происходит познание предметной действительности (качественных свойств предметов и материалов, их отношения друг с другом).

2. Объективация социального воздействия. В этом случае выделяется поступок или действие человека по отношению к закону, правилу, норме, традиции, ритуалу, обряду и т.п. Именно в процессе этой объективации происходит понимание социальной реальности (других людей, отношений между людьми). Отличие – если человек не может объективировать, то общество заставит его это сделать.

3. Объективация «Я» (психологический автопортрет). Из потока активности вычленяется поступок по отношению к нравственности и духовности. В теории установок развитие личности – развитие способности к объективации «Я».

  • Характеристика уровней установочной регуляции деятельности:
    • смысловые установки, целевые установки, операциональные установки

В зависимости от направленности выделяются три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы — как делаю, цель — что делаю и смысл — зачем делаю.

Операциональные установки изменяются в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, разъяснений и т.п. Все то новое, что носит характер практических рекомендаций, готовых методик и приемов, воспринимается вполне приемлемо практически в любом возрасте. Особенно если применять адекватные стили и способы обучения. Операциональные установки преодолеваются, и вполне успешно, но в процесс обучения, и тем более переобучения, «вмешиваются» установки более высокого уровня — целевые.

Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие (стремление к цели) по какой-то причине прерывается, то целевые установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижению намеченной цели порой даже тогда, когда объективная потребность в ней уже пропала. Достигнув однажды цель, человек предпочтет вновь воспроизвести ее, вместо того чтобы поставить новую. Такая подмена целей происходит неосознанно.

Наиболее трудны для корректировки смысловые установки. В процессе жизни у человека формируется тот или иной менталитет, ориентирующий его на определенные ценности и жизненные смыслы. Человек рождается и растет в конкретном обществе. Каждое общество имеет свою «идеологию» поведения и систему правил, свои взгляды и ценности, а также образцы «хорошего» и «плохого». В процессе воспитания человек усваивает социальные эталоны, которые преобразуются в его личное поведение, его личные взгляды и ценности, т.е. в психологические установки. Можно сказать так: эталоны и правила— явление социальное, а личные установки человека — их психологическая копия.

Барьер смысловой — непонимание между людьми — следствие того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов, высказываний, просьб, приказов создает препятствия для развития взаимодействия партнеров. Наиболее выраженно смысловые барьеры проявляются в ситуациях глобальных перемен, затрагивающих основы жизнедеятельности человека, его ценности, систему жизненных правил. В этом случае, даже понимая правильность новых требований и принимая их на осознанном уровне, человек продолжает действовать, опираясь на прежнюю систему своих личностных смыслов.

Смысловая установка сложна по своей структуре и содержанию. Она включает несколько компонентов:
• информационный — взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится;
• эмоционально-оценочный — симпатии и антипатии по отношению к тому, что для человека значимо;
• поведенческий — готовность действовать соответствующим образом по отношению к тому, что имеет для человека личностный смысл.

С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, обеспечивает себе психологическую защиту при встрече с «чужим», самоутверждается. В процессе многократного функционирования смысловые установки превращаются в черты личности, поэтому изменить их только убеждением невозможно. Даже если убеждают очень авторитетные люди.

Закономерности установочной регуляции деятельности,- их учет и использование в работе специалиста в профессиях человек-человек:

условия образования и смены установок, фиксация установки на основе воображения, проблема переключения установок - феномены "функциональной слепоты" и "гипервидения" в процессах общения и взаимодействия, ошибки и иллюзии восприятия, задержка выполнения действия, тенденция к завершению прерванных действий (Эффект Зейгарник-Овсянкиной)

Установка – это целостное состояние субъекта, модус личности, готовность осуществлять деятельность определённым образом.

Множество своих трудов установке посвятил Узнадзе, представитель грузинской школы.

По мнению Узнадзе поведение человека обусловлено 2 факторами: потребностью со стороны субъекта и условиями, в которых может быть удовлетворена эта потребность, со стороны объекта. Их единство – установка.

Был сформулирован закон смены установки: после фиксации установки на неравенство при предъявлении равных объектов, имеющаяся установка должна смениться на другую, но на это нужно время, поэтому исходная установка меняется на противоположную.

То есть если ситуация меняется не сильно, то новая установка не образуется, а актуализируется старая, что экономит время и ресурсы. Но если новая ситуация значительно отличается от исходной, то проявляется контрастная иллюзия, которая усугубляет несоответствие исходной установки и новых условий, что ускоряет образование адекватной установки.

Следствие: ситуацию и условия нужно менять таким образом, чтобы старые установки не могли актуализироваться, иначе в жизни тоже ничего не изменится.

Установочное действие воображения: человеческая деятельность проспективна (человек строит планы на будущее). Для того, что определить возможно ли зафиксировать установку только на основе воображения, ставят эксперимент: испытуемому предлагают представить, что в одну руку ему дают тяжёлый предмет, а в другую – лёгкий, затем дают одинаковые – возникают иллюзии.

Условия фиксации:

1. Играет роль тренеруемость

2. Чем активнее человек манипулирует образом, тем прочнее фиксируется установка

3. У некоторых испытуемых установка на основе воображения была прочнее, чем на основе действия реальных объектов.

Теперь становятся понятны причины социальной дезадаптации шизофреников, почему СМИ называют четвёртой властью, психологическое обоснование чёрного пиара.

Переключение установок: с переключением установок мы имеем дело тогда, когда субъекту приходится менять характер и направление своей деятельности в связи с изменениями в объективном положении вещей и в условиях ранее начатых, но ещё не оконченных действий. Исследователь Элиава пытался доказать, что переключение в большой степени связано с установкой, а не восприятием. Он проводит 3 эксперимента: парус – лотос, балерина – цветок, платье – ваза. Был сделан вывод, что переключение связано с установкой, а не вниманием, т.к. внимание не может внести нового содержания. При переключении установок могут появиться 2 феномена:

1. Феномен функциональной слепоты – субъект не может выйти за пределы установки и увидеть, что есть на самом деле.

2. Гипервиденье – субъект не может выйти за пределы установки и видит то, чего нет. Тут установка в отличие от стереотипа активна, т.к. установка достраивает образ в русле фиксированной установки.

Выводы: необходимо помнить о собственной апперцептивности восприятия.

Аспекты проявления: недостатки узкой специализации, установка исследователя, работа с преоктивными методиками. По отношению к другим, зная об этих феномена, мы становимся профессиональнее, не раздражаемся по поводу того, что другой не видит очевидного.

задержка выполнения действия, тенденция к завершению прерванных действий:

Работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете (Zeigarnik,1927Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной (Richers-Ovsiankina,1928), которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память.

Б. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Б.Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения.

*****

На основе лекционного материала Дополнительно могут быть заданы вопросы по отдельным психологическим закономерностям манипулятивного поведения и произвольному управлению внушаемостью .

Данные закономерности применимы только современном российском обществе, которое делают людей полуфабрикатами для манипуляции.

Закономерности мышления:

1. Логическая ошибка в рассуждениях (после этого значит вследствие этого)

2. Феномен партиципации (сопричастности). Характеризует установление причинно-следственных отношений между событиями, совмещёнными во времени. Содержание принципа партиципации, используемого для манипуляции, можно проиллюстрировать сказкой «Как сварить кашу из топора?». При манипуляции обязательно должно быть что-то реальное (телесные феномены, фокусы и иллюзии, ЗОЖ), к чему присоединяется нечто.

Закономерности внимания:

1. Словотворчество

2. Благоглупости

3. Эпотаж

Вероятностный характер жизни приводит к тому, что человек начинает верить в чудо.

Произвольное управление внушаемостью:

До появления гипноза появился магнетизм (Месмер). Он исходил из медико-астральных представлений о связи с космосом. Поворотный момент в его деятельности – это когда он решил, что его руки обладают лечебными свойствами. Комиссия пришла к выводу, что он не обладает способностями и запретила ему работу. Термин «гипноз» (сон) ввёл Брэд. Он разделили его на стадии и пришёл к выводу, что в гипнозе меняется чувствительность человека. Гипноз вошёл в медицину как метод лечения.

В нашей стране гипнозом увлекались Данилевский, Токарский. Отцом гипнологии считается Бехтерев. Именно он написал ряд фундаментальных работ и начал моделировать поведение человека в состоянии гипноза. Но более весовый вклад в изучение гипноза внёс Павлов, который рассматривал его через учение о высшей нервной деятельности и пришёл к выводу, что гипноз – искусственно вызванный сон.

Гипноз появляется при наличии следующих условий:

1. Деактивирующая роль монотонного раздражителя

2. Релаксация

3. Филогенетически закрепившаяся охранная роль внушаемости

Активным исследователем был Райков (80-е гг.) Он выснил, что гипноз – особое состояние сознания по типу сверхвнушаемости. Это особая резервная функция нашего организма. Гипноз сформировался в процессе фило- и антропогенеза как проявление максимальной пластичности и резервной управляемости человеческой психики. Структурная формула управления внушаемостью: ВНУШАЕМОСТЬ=F(НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ + РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ + ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ + УСТАНОВКА). Профилактика – опроизволить непроизвольное внимание.

Наши рекомендации