Практическое занятие 1
Тема. Предмет, история и методы социальной психологии
Семинар – практикум
Вопросы для обсуждения:
· Теоретические ориентации современной социальной психологии: необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Д. Хоманс);
· психоаналитическая ориентация (В. Байон, В. Беннис, В. Шепард, К. Шутц);
· когнитивное направление (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Таненбаум);
· символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г. Гарфинкель).
· Проблемы применения методов социально-психологического исследования и качества получаемой исследовательской информации.
Литература по теме семинара:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 20о8.С.310-317.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 46-61
3. Мэнстид Э., Симин Г. Методология в социальной психологии: проверка гипотез //Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 94-126
4. Социальная психология: Практикум / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 28-195
5. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С.563-564.
6. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С.61-182.
Самостоятельная работа студентов: трансформация предмета социальной психологии: исторический аспект проблемы.
Методы социально-психологического исследования
Задание: Выписать в таблицу положительные и отрицательные стороны методов социальной психологии. Выявить отличия этих методов друг от друга.
Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Семантический дифференциал. Социометрический тест. Контент-анализ. Фокус-группа.
Практическое занятие 2
Тема 1.1. Субъективная интерпретация социальной реальности
Семинар-диспут
Вопросы для обсуждения:
· Аффилиация, аттракция и близкие отношения: связь близких отношений со здоровьем и ощущением счастья;
· психология влечения и симпатии, любовь-страсть и любовь-дружба;
· привязанность и поддержание тесных взаимоотношений, проблема завершения отношений;
· Агрессия: понятие, теории, факторы влияния, факторы снижения агрессии.
· Конфликт (социальные дилеммы их решение, конкуренция, смещение восприятия участников конфликта, изменение восприятия);
· примирение в конфликте (контакт, сотрудничество, общая внешняя угроза, экстраординарные цели, кооперация, коммуникация, умиротворение);
· Конформизм/нонконфоромизм (классические эксперименты Шерифа, Аша и Милграма, ситуационные факторы, провоцирующие конформизм, личностные факторы проявления конформизма, проблема сопротивления социальному давлению).
· Альтруизм (просоциальное поведение): психология социального обмена, ситуационные и личностные влияния на оказание помощи, адресаты оказания помощи, усиление оказания помощи.
Литература по теме семинара:
1. Журавлев А.Л.,Соснин В.А.,Красников М.А. Социальная психология. М,2006.С206-211
2. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.13-14; 35; 78-81; 321-325
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С. 234; 269-309; 456; 448-672
4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. С. 194-225
5. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 241-247
6. Социальная психология: Практикум / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006
Самостоятельная работа студентов:
Опираясь на рекомендуемые источники литературы и дополнительную литературу (самостоятельный поиск) подготовьте сообщение по вышеобозначенным аспектам проблемы.
Практическое занятие 3
Тема 1.2. Личность как предмет социально-психологических исследований
Кейс-стади
Вопросы для обсуждения
· Социально-психологическая природа Я-опыта: теоретические подходы.
· Я-концепция как результат социально-психологического развития личности.
· Понятие и структурные компоненты Я-концепции.
· Социальная идентичность.
· Самопрезентация.
Литература по теме лекции:
1.Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 349-356
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. С.181-191
3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 356-364
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-229; 238-259
5. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.68-82; 264-271
6. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 58-60
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 64-98
8. Писаренко Н.В. Идентичность в аспекте коммуникации: теоретические подходы / Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология» - № 286. – Томск, 2005. – С.118-122. - http://www.tsu.ru./ru/vestnik
9. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М.,2005.С.257-261; 524-527
10. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999. С.181-211
Самостоятельная работа студентов
1. Заполните опросник ПВЯ (Л.Я. Дорфман,2002).
Подсчитайте полученные баллы, проинтерпретируйте результаты, в соответствии с теорией «Полимодального Я».
2. Протестируйте уровень Вашего контроля за действием (при неудаче, планировании, реализации). Выявите «западающие» субсистемы. Наметьте пути оптимизации их уровня.
Практическое занятие 4