Практическое занятие 1

Тема. Предмет, история и методы социальной психологии

Семинар – практикум

Вопросы для обсуждения:

· Теоретические ориентации современной социальной психологии: необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Д. Хоманс);

· психоаналитическая ориентация (В. Байон, В. Беннис, В. Шепард, К. Шутц);

· когнитивное направление (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Таненбаум);

· символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г. Гарфинкель).

· Проблемы применения методов социально-психологического исследования и качества получаемой исследовательской информации.

Литература по теме семинара:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 20о8.С.310-317.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 46-61

3. Мэнстид Э., Симин Г. Методология в социальной психологии: проверка гипотез //Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 94-126

4. Социальная психология: Практикум / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 28-195

5. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С.563-564.

6. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С.61-182.

Самостоятельная работа студентов: трансформация предмета социальной психологии: исторический аспект проблемы.

Методы социально-психологического исследования

Задание: Выписать в таблицу положительные и отрицательные стороны методов социальной психологии. Выявить отличия этих методов друг от друга.

Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Семантический дифференциал. Социометрический тест. Контент-анализ. Фокус-группа.

Практическое занятие 2

Тема 1.1. Субъективная интерпретация социальной реальности

Семинар-диспут

Вопросы для обсуждения:

· Аффилиация, аттракция и близкие отношения: связь близких отношений со здоровьем и ощущением счастья;

· психология влечения и симпатии, любовь-страсть и любовь-дружба;

· привязанность и поддержание тесных взаимоотношений, проблема завершения отношений;

· Агрессия: понятие, теории, факторы влияния, факторы снижения агрессии.

· Конфликт (социальные дилеммы их решение, конкуренция, смещение восприятия участников конфликта, изменение восприятия);

· примирение в конфликте (контакт, сотрудничество, общая внешняя угроза, экстраординарные цели, кооперация, коммуникация, умиротворение);

· Конформизм/нонконфоромизм (классические эксперименты Шерифа, Аша и Милграма, ситуационные факторы, провоцирующие конформизм, личностные факторы проявления конформизма, проблема сопротивления социальному давлению).

· Альтруизм (просоциальное поведение): психология социального обмена, ситуационные и личностные влияния на оказание помощи, адресаты оказания помощи, усиление оказания помощи.

Литература по теме семинара:

1. Журавлев А.Л.,Соснин В.А.,Красников М.А. Социальная психология. М,2006.С206-211

2. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.13-14; 35; 78-81; 321-325

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С. 234; 269-309; 456; 448-672

4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. С. 194-225

5. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 241-247

6. Социальная психология: Практикум / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006

Самостоятельная работа студентов:

Опираясь на рекомендуемые источники литературы и дополнительную литературу (самостоятельный поиск) подготовьте сообщение по вышеобозначенным аспектам проблемы.

Практическое занятие 3

Тема 1.2. Личность как предмет социально-психологических исследований

Кейс-стади

Вопросы для обсуждения

· Социально-психологическая природа Я-опыта: теоретические подходы.

· Я-концепция как результат социально-психологического развития личности.

· Понятие и структурные компоненты Я-концепции.

· Социальная идентичность.

· Самопрезентация.

Литература по теме лекции:

1.Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 349-356

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. С.181-191

3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 356-364

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-229; 238-259

5. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.68-82; 264-271

6. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 58-60

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 64-98

8. Писаренко Н.В. Идентичность в аспекте коммуникации: теоретические подходы / Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология» - № 286. – Томск, 2005. – С.118-122. - http://www.tsu.ru./ru/vestnik

9. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М.,2005.С.257-261; 524-527

10. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999. С.181-211

Самостоятельная работа студентов

1. Заполните опросник ПВЯ (Л.Я. Дорфман,2002).

Подсчитайте полученные баллы, проинтерпретируйте результаты, в соответствии с теорией «Полимодального Я».

2. Протестируйте уровень Вашего контроля за действием (при неудаче, планировании, реализации). Выявите «западающие» субсистемы. Наметьте пути оптимизации их уровня.

Практическое занятие 4

Наши рекомендации