Пропустил начало лекции, но что-то про критику
1. Деструктивная критика
2. Псевдокритика
3. Конструктивная критика (конструктивная обратная связь в проблемной ситуации)
· Дается исключительно один на один
· Без свидетелей, дается «здесь и сейчас»
· Имеет своей целью решить проблему, побудить собеседника к «поразмыслить»
«Я-сообщение»:
1. Описание объективной действительности («Когда ты смотришь не на меня, а в окно…»)
2. Выражение собственного чувства («Когда ты смотришь не на меня, а в окно, я злюсь...»)
3. Интерпретация через негативно-актуализированные потребности («Когда ты смотришь не на меня, а в окно, я злюсь, потому что мне кажется, что в этот момент мне не хватает твоего внимания...»). Потребности:
a. Уважение
b. Признание
c. Внимание
d. Понимание
e. Забота
f. Любовь
g. Признание значимости
4. Формулирование желаемого поведения партнера («Когда ты смотришь не на меня, а в окно, я злюсь, потому что мне кажется, что в этот момент мне не хватает твоего внимания, и я хочу, чтобы ты смотрел на меня»)
Ведение критикующей речи:
1. Вводная речь (ты такой хороший, все правильно делаешь, молодец, вау, но…)
2. Суть критики
3. Поддержка (да, ошибка допущена, но ты со всем справишься, давай, двигай)
4. Опущенные глаза – обида. Поднятые – выход из обиды.
5. Конструктивный диалог
6. В случае злости – лучше вообще ничего не делать и сваливать.
«Трехступенчатая ракета» - прием отражения чувств другого человека:
1. Описание наблюдаемой действительности
2. Предположение чувств другого человека
3. Присоединение к этим чувствам
Навыки эффективного слушания:
1. Перефразирование
2. Развитие мысли собеседника в контексте его высказывания
3. Конкретизирующие вопросы
Технология рационального поведения – совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля эмоций:
1. Спокойная реакция на эмоциональные действия партнеров
2. Рационализация эмоций – проговаривание чувства по имени
3. Поддержание высокой самооценки
Комплимент – небольшое преувеличение реально существующего достоинства.
19 ноября.
Переговорный процесс.
Переговорный процесс – процедура, направленная на разрешение конфликта в максимально возможной в данной ситуации степени.
Этапы:
1. Подготовительный этап – собрание как можно большей информации о себе и своем партнере.
1) Проблема (что будем обсуждать?) | 2) Интересы (почему важно решить эти вопросы?) | 6) Начальное предложение (мое идеальное видение исхода конфликта) | 7) Первое предложение (первая уступка) |
8) второе и последнее предложения | 5) Предложение отступления (последнее, что озвучивается) | 4) Финальное предложение (насколько должна измениться ситуация, чтобы я почувствовал изменения). Никогда не озвучивается. | 3) Последствия неразрешенного конфликта. |
2. Начало переговоров
3. Поиск приемлемого решения
4. Заключение договора
Модели поведения модератора/посредника:
1. Дизъюнктивная (разъединительная)
2. Конъюнктивная (объединительная)
3. Смешанная
Модели поведения:
1. Избегающий тип
2. Конформистский тип
3. Отрицающая
4. Неуступающая
Манипуляция – скрытое возбуждение у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Манипулятивные технологии:
1. Ссылка на авторитеты
2. Выдергивание фраз из контекста
3. Намеки
4. Шутки/высмеивания
5. Лесть
6. Уход от темы
7. Предсказание ужасных последствий
8. Имитация решения проблем
9. Хитрожопые вопросы
Манипуляция правилами:
1. Патетическая просьба войти в положение (давить на жалость)
2. Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна
3. Изображение из себя делового партнера
4. Изображение из себя умника
Манипуляции, направленные на унижение партнера:
1. Запугивание возможными последствиями критики
2. Постоянные упрямство и самоуверенность
3. Голословные отрицания
4. Риторические вопросы
5. Метод кнута и пряника
6. Стремление увеличить зависимость оппонента от третьей стороны
Стратегии:
1. Выигрыш – проигрыш (оппонент делает все ради проигрыша оппонента)
2. Проигрыш – выигрыш (уход или уступка оппоненту)
3. Проигрыш – проигрыш (я в очко, и ты туда же)
4. Выигрыш – выигрыш (цель – достижение взаимовыгодных отношений)
Тактики:
1. Видимое сотрудничество
2. Дезориентация партнера
3. Провокация чувства жалости
4. Создание образа беззащитного слабого человека
5. Жалобы на страдание и незаслуженное оскорбление
6. Ультиматум – требование, предъявляемое одним из участников конфликта другому в категоричной форме с указанием конкретных сроков выполнения этих требований и угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
7. Задержка начала переговоров
8. Сознательное опоздание или неприбытие на переговоры
9. Выжимание уступок
10. Закрытая дверь
11. Прием визирования (вне полномочий)
12. Психологическое давление
13. Прием последнего требования