Уроки для волонтера-медиатора

Жизненные ценности детей

· Душевный комфорт и чувство защищенности. Обязательное наличие значимого взрослого в жизни маленького ребенка определяет его эмоциональное благополучие. Отсутствие этой важной составляющей детского мира приводит к состоянию потери или лишения душевного спокойствия и умиротворения.

· Добрые (дружеские) отношения со сверстниками. С того времени, как ребенок попадает в детский коллектив, для него начинает играть роль признание себе подобных. Отсутствие положительного опыта общения со сверстниками может привести к принятию ребенком роли «мальчиша-плахиша», что ведет к трудностям в жизни.

· Наличие игрушек или вещей, которые бы представляли ценность и в глазах других детей. Эту жизненную ценность детей в настоящее время нещадно эксплуатируют продавцы всевозможных товаров, создавая новые искусственные сегменты рынка за счет малолетних потребителей и навязывая детям выдуманные ценности.

Жизненные ценности подростков

К сожалению, жизненные ценности подростков в большинстве случаев формируются на основе мусорной информации (ТВ-рекламы, мнения сверстников). Подросток зависит от значимого взрослого. Но он быстро попадает под влияние сверстников или среды, и может легко войти в зону асоциального образа жизни. Зачастую материальные ценности и личностный рейтинг превалируют в шкале ценностей подростка. Значимыми людьми для подростков являются сверстники, которые задают систему ценностей и смыслов. Подросток стремиться занять новую социально позиции, с осознанием значимости для окружающих своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям в области общепринятых ценностей, а о том, что он хочет приобщиться к их делам и отношениям на уровне взрослого человека. Вследствие этого, именно подросткам необходим авторитетный взрослый.

Департамент образования и молодежной политики

Администрации г. Нефтеюганска

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр молодёжных инициатив»

отдел психолого-педагогической и социальной помощи

Уроки для волонтера-медиатора

г. Нефтеюганск.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к материальным и духовным благам. Ценности человеку нужны для удовлетворения потребностей.

Ценностный мир каждого ребенка и подростка необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести - трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.

Различают идеологические, материальные, духовные и витальные ценности.

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связаны с творчеством и историческим прошлым, настоящем и будущим. Вообще все первоосновы морали и нравственности, политики, права.

Материальные ценности включают в себя все, что связано с деньгами в широком смысле – это зарплата, накопления, карьера, место работы, должность, перспективы служебного роста, школьное и профессиональное образование и т.д.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека – это счастье, любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает их по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни и укрепление здоровья, семья, забота о родителях и т.д.

На вершине ценностней может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруистическое стремление жертвовать всем ради блага других людей. Личность может ставить во главу индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими коллективными мнениями, либо, наоборот, ориентироваться на коллективные нормы и мнения, а может и стремиться гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с коллективными.

Выше были показаны положительные ценности. Однако сверх того, у каждого человека есть и своя иерархия отрицательных ценностей. Это состояния, которых мы избегаем. Среди них можно назвать депрессию, печаль, гнев, разочарование, унижение, скуку, тревогу и чувство несвободы.

Положительные и отрицательные ценности - это некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, т.е. регуляторы поведения.

Ценности регулируют поведение человека и направляют его:

- совершать положительные поступки: «не лгать», «почитать старших», проявлять справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.;

- совершать отрицательные поступки: драться, воровать, оскорблять, проявлять насилие, ненавидеть человека.

Как у детей, так и у подростков через ценности складываются понятия «Добра», «Зла», «Совести», «Долга».

Добро и зло – это основные спутники жизни взрослеющего человека. В повседневной жизни мы редко употребляем слово «добро», но при этом необходимо различать его значение в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае это хорошее, т. е. приятное и полезное, а, значит, ценное для человека. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности, к идеалу.

«Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло - это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого - всё это есть моральное зло.

[*] Составитель: Ольга Викторовна Куркина, специалист по социальной работе с молодежью,

МБУ «ЦМИ», отдел психолого-педагогической и социальной помощи.

Наши рекомендации