Уроки для волонтера-медиатора
Жизненные ценности детей
· Душевный комфорт и чувство защищенности. Обязательное наличие значимого взрослого в жизни маленького ребенка определяет его эмоциональное благополучие. Отсутствие этой важной составляющей детского мира приводит к состоянию потери или лишения душевного спокойствия и умиротворения.
· Добрые (дружеские) отношения со сверстниками. С того времени, как ребенок попадает в детский коллектив, для него начинает играть роль признание себе подобных. Отсутствие положительного опыта общения со сверстниками может привести к принятию ребенком роли «мальчиша-плахиша», что ведет к трудностям в жизни.
· Наличие игрушек или вещей, которые бы представляли ценность и в глазах других детей. Эту жизненную ценность детей в настоящее время нещадно эксплуатируют продавцы всевозможных товаров, создавая новые искусственные сегменты рынка за счет малолетних потребителей и навязывая детям выдуманные ценности.
Жизненные ценности подростков
К сожалению, жизненные ценности подростков в большинстве случаев формируются на основе мусорной информации (ТВ-рекламы, мнения сверстников). Подросток зависит от значимого взрослого. Но он быстро попадает под влияние сверстников или среды, и может легко войти в зону асоциального образа жизни. Зачастую материальные ценности и личностный рейтинг превалируют в шкале ценностей подростка. Значимыми людьми для подростков являются сверстники, которые задают систему ценностей и смыслов. Подросток стремиться занять новую социально позиции, с осознанием значимости для окружающих своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям в области общепринятых ценностей, а о том, что он хочет приобщиться к их делам и отношениям на уровне взрослого человека. Вследствие этого, именно подросткам необходим авторитетный взрослый.
Департамент образования и молодежной политики
Администрации г. Нефтеюганска
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр молодёжных инициатив»
отдел психолого-педагогической и социальной помощи
Уроки для волонтера-медиатора
г. Нефтеюганск.
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к материальным и духовным благам. Ценности человеку нужны для удовлетворения потребностей.
Ценностный мир каждого ребенка и подростка необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести - трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.
Различают идеологические, материальные, духовные и витальные ценности.
Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связаны с творчеством и историческим прошлым, настоящем и будущим. Вообще все первоосновы морали и нравственности, политики, права.
Материальные ценности включают в себя все, что связано с деньгами в широком смысле – это зарплата, накопления, карьера, место работы, должность, перспективы служебного роста, школьное и профессиональное образование и т.д.
Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека – это счастье, любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает их по-своему.
Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни и укрепление здоровья, семья, забота о родителях и т.д.
На вершине ценностней может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруистическое стремление жертвовать всем ради блага других людей. Личность может ставить во главу индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими коллективными мнениями, либо, наоборот, ориентироваться на коллективные нормы и мнения, а может и стремиться гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с коллективными.
Выше были показаны положительные ценности. Однако сверх того, у каждого человека есть и своя иерархия отрицательных ценностей. Это состояния, которых мы избегаем. Среди них можно назвать депрессию, печаль, гнев, разочарование, унижение, скуку, тревогу и чувство несвободы.
Положительные и отрицательные ценности - это некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, т.е. регуляторы поведения.
Ценности регулируют поведение человека и направляют его:
- совершать положительные поступки: «не лгать», «почитать старших», проявлять справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.;
- совершать отрицательные поступки: драться, воровать, оскорблять, проявлять насилие, ненавидеть человека.
Как у детей, так и у подростков через ценности складываются понятия «Добра», «Зла», «Совести», «Долга».
Добро и зло – это основные спутники жизни взрослеющего человека. В повседневной жизни мы редко употребляем слово «добро», но при этом необходимо различать его значение в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае это хорошее, т. е. приятное и полезное, а, значит, ценное для человека. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности, к идеалу.
[*] Составитель: Ольга Викторовна Куркина, специалист по социальной работе с молодежью,
МБУ «ЦМИ», отдел психолого-педагогической и социальной помощи.