Что является механизмами сознания?
В настоящее время единой теории познания нет. Поэтому существуют различные подходы к рассмотрению сознания. Так, биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Например, обычную способность к узнаванию лиц можно попытаться объяснить исключительно на языке нейронов и их взаимосвязей в определенном участке мозга. Поскольку такая попытка означает сведение психологических понятий к биологическим, объяснения подобного рода называются редукционизмом.Возникновение попыток объяснить психические явления с точки зрения биологии не случайно.
Во-первых, психика и физиология очень тесно связаны друг с другом. Многие психические явления сопровождаются отчетливо регистрируемыми физиологическими процессами.
Во-вторых, успехи физиологии высшей нервной деятельности, особенно эксперименты И.П. Павлова, предоставили возможность объяснить психические явления с биологических позиций.
Однако существует множество законов, сформулировать которые можно только на психологическом уровне. «Для иллюстрации рассмотрим закон человеческой памяти, согласно которому в памяти сохраняется смысл сообщения, а не те символы, которые реально использовались для передачи этого смысла. Так, через пару минут после прочтения этого абзаца, вы уже не сможете вспомнить, какие в точности слова использовались, хотя легко вспомните смысл текста. Этот принцип действует независимо от того, прочитали ли вы сообщение или услышали его. Но некоторая часть происходящих при этом биологических мозговых процессов будет различной для случаев чтения и слушания. При чтении вначале работает часть мозга, отвечающая за зрение, а при слушании вначале работает слуховой участок мозга; следовательно, всякая попытка свести этот психологический закон к биологическому закончится выдвижением двух различных законов — одного для чтения и другого для слушания. И единый объемлющий принцип будет при этом утрачен».
Приведенный выше пример из учебника американских авторов является не единичным. Подумайте, можно ли объяснить нравственные аспекты деятельности человека, его мораль с биологических позиций? Конечно же, нет. Психические явления, особенно сознание человека, не могут быть объяснены лишь биологическими механизмами.
3. В концепции Выготского[1] можно выделить три составные части.
Первая часть - «Человек и природа» можно сформулировать в виде двух тезисов.
Первый тезис - при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.
Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека.
Вторая часть - «Человек и его собственная психика» содержит два положения.
Первое положение заключается в том, что у человека появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторые события, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.
Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением с помощью специальных «орудий» - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.
Знаки были предметны: «узелок на память» или зарубка на дереве - как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
Третья часть - «Генетические аспекты». В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Первые слова - слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция - человек научился управлять своим поведением; возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Первоначально функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризанией (Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом). В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.). В онтогенезе: сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать - ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого - ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
4. В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения:
Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Концепция Выготского оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.
В отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.