Тест «Художник – Мыслитель»
Инструкция: Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если , например, первый же вопрос поставит Вас в тупик. Поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям. Но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. постарайтесь поставить себе справедливую оценку.
Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет тому назад.
3. прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, я представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополшарный»)
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.
Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного типа.
Методика «Незаконченные предложения».
Цель: определение степени выраженности направленности на себя.
Инструкция: допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание.
1. В ситуации…
2. Легче всего…
3. Чем дальше…
4. По сравнению…
5. В действительности…
6. Несколько лет назад…
7. Это неверно, что…
8. Будет время, когда…
9. Основная проблема в том, что…
10. Самая большая…
При анализе результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма, направленности на себя. Увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма.
Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»
Исследование состоит из двух серий.
Первая серия. Испытуемым зачитываются пары слов. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Вторая серия. Испытуемым зачитываются пары слов, не связанных по смыслу. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, палка – завод, рыба – пожар, топор – кисель.
Результаты первой и второй серии сравниваются и делается вывод о преобладании механического и смыслового запоминания. Если у испытуемого больше результат в первой серии, то у него преобладает смысловое запоминание. Если же больше результат во второй серии, то преобладает механическое запоминание.
Исследование индивидуальных особенностей памяти.
Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в каждом, из них два ряда написаны на табличках для показа.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, группа, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.
Исследование начинается с прочтения всех слов первого ряда, испытуемые записывают все запомнившиеся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего испытуемые записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, испытуемые шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показываются карточки со словами четвертого ряда, экспериментатор читает их вслух. Испытуемые повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.
Полученные данные записываются в таблицу.
Вид памяти | Количество слов в ряду (а) | Количество удержанных в памяти (в) | Коэффициент воспроизведения ( С= в/а ) |
Слуховой | |||
Зрительный | |||
Моторно-слуховой | |||
Комбинированный |
На основе анализа табличных данных делается вывод о преобладающем типе памяти испытуемого. Даются практические советы по правильной организации запоминания учебного материала.
Исследование индивидуальных особенностей воображения.
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Материал и оборудование: три листа бумаги с изображением на первом – контура круга диаметром 2,5 см. на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2, 5 см. на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. карандаш и секундомер.