Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя? – СПб.: Интан, 2011.
Сабунаева Мария
Оглавление
Внешняя и внутренняя гомофобия. 1
Проявления внутренней гомофобии. Как ее распознать?. 5
Бифобия, гей-фобия, лесби-фобия и трансфобия в ЛГБТ-сообществе. Причины и проявления. 20
Что я могу делать с внутренней гомофобией?. 26
Что МЫ можем делать с внутренней гомофобией?. 31
Заключение. 34
Глоссарий. 36
Рекомендуемая литература: 39
Рекомендуемые сайты и блоги: 39
Внешняя и внутренняя гомофобия[1]
Знаете ли вы, что мы живем в матрице? Нет, не в той, которая из фильма. Мы живем в социокультурной матрице, созданной из различных общественных представлений о том, как «нужно» и «не нужно» жить, как «правильно» и «неправильно» себя вести, кем быть «хорошо», а кем «плохо». Например, «хорошо» получить высшее образование и «плохо» бросать институт; «хорошо» быть вежливым со старшими и «плохо» грубить в школе учителю; «хорошо» быть стройным – и «плохо» быть толстым; наконец, «хорошо» быть гетеросексуальным – и «плохо» быть гомосексуальным.
Эта матрица существует не только вокруг нас, но и в наших головах, внутри сознания каждого человека. Откуда она там берется? У психологов есть специальный термин: социализация – формирование из человека члена данного конкретного общества, «социальной единицы». Т.е. нужно научить ребенка всему тому, что считается нормальным и правильным именно в данном обществе. Если нормально есть ножом и вилкой – значит, научить детей ими пользоваться. Если нормально есть палочками – значит, обучить этому. Если в данном обществе принято уничижительное обращение с представителями какой-либо расы, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации, то и этому будут обучать детей. Причем если некоторые знания взрослые закладывают в головы подрастающих поколений сознательно, то другие – как бы случайно, сами того не подозревая. Например, большая часть взрослых людей в курсе, что нельзя обращаться плохо с другими людьми только из-за их расы, пола или возраста. Но в повседневной жизни родители могут даже не замечать, что они сами употребляют по отношению к этим людям презрительные наименования, что они охраняют детей от контакта с какими-то людьми именно по этим признакам и т.д. Результат очевиден – ведь это все равно что читать ребенку лекцию о вреде курения, затягиваясь при этом сигаретой!
Итог – мы живем в системе социальных норм, словно в выстроенных декорациях, и вынуждены проявлять себя определенным образом. К чему, впрочем, мы довольно быстро привыкаем и перестаем это замечать.
Например, многие даже не замечают, что в обществе существует и поддерживается феномен «внешней» гомофобии (в научной терминологии ее называют «институционализированная», а в обычной речи часто называют просто «гомофобия»).
Институционализированная, «внешняя» гомофобия – это понятие, обозначающее ситуацию, «когда социальные институты[2] проявляют дискриминацию в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов»[3]. Это осуществляется многими путями и способами. Так, чаще всего в обществе:
а) о гомосексуальности и бисексуальности умалчивают (как, например, детям в общеобразовательной школе и даже студентам в высшем учебном заведении вряд ли расскажут об отношениях Марины Цветаевой и Софии Парнок – а ведь понять некоторые их произведения без этого чрезвычайно трудно);
б) всё гомосексуальное и бисексуальное обозначают как плохое и неправильное, определяют грубыми словами («педики», «гомики»); эти уничижительные наименования начинают использоваться также в других контекстах, не связанных непосредственно с сексуальной ориентацией;
в) факты о гомосексуальности и бисексуальности искажают и гипертрофируют, т.е. преувеличивают (например, на политической арене гомосексуалов могут обвинять в негативном влиянии на демографическую политику);
г) гомосексуалов и бисексуалов дискриминируют (отказывают/ограничивают в каких-либо правах), заставляют молчать и «таиться» (сюда попадают отказы в согласовании публичных ЛГБТ[4]-мероприятий, запрет на легализацию однополых союзов и любые ограничения возможности адекватно представить вопросы гомосексуальности в публичном пространстве, введение понятия «пропаганда гомосексуализма» и др.);
д) в самом худшем случае – к ним применяют физическое насилие и уничтожают (так, в ряде стран мира за гомосексуальность все еще предусмотрена кара в виде смертной казни: в Иране, Йемене, Мавритании, Нигерии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Судане).
Некоторые ученые предпочитают использовать вместо термина «институционализированная (внешняя) гомофобия» термины «гетеросексизм» и «гетероцентризм». Гетеросексизм – это такая система общественной идеологии, при которой единственно «нормальной», естественной, «здоровой» оказывается только гетеросексуальность, а иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми (Дейвис Д.[5], Кон И.С.[6]). Гетероцентризм - это отношение к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям[7] как к периферийным, вторичным по сравнению с доминирующей гетеросексуальностью (Клейн Л.С.[8]). Итак, в основе этих феноменов лежат представления о том, что все люди должны быть гетеросексуальны (а если у них иная сексуальная ориентация, то это просто не учитывается, как будто этих людей нет). Приведем «живые» примеры таких ситуаций.
Например, в РФ любая женщина имеет право прибегнуть к услугам анонимного донора, забеременеть с помощью новых репродуктивных технологий и родить ребенка. Для этого ей нет необходимости состоять в браке, она может родить ребенка и воспитывать его как мать-одиночка. При оформлении медицинской карты незамужней женщины, пришедшей в репродуктивный центр, ставится отметка «одинокая женщина». Можно видеть, что наша медицинская система исключает возможность какой-либо альтернативы гетеросексуальному браку, и женщина-лесбиянка, прожившая много лет в партнерских отношениях с другой женщиной, будет учтена медицинской статистикой как «одинокая»! А все потому, что, согласно гетероцентристской модели семьи, женщина не может составлять семью с другой женщиной.
Сюда же можно добавить многие другие примеры: когда в некоторых службах знакомств отсутствуют варианты для поиска партнера того же пола; когда состоящие в однополых отношениях гомо/бисексуалы обязаны при заполнении каких-либо биографических анкет отмечать пункты «незамужем/холост»; когда в учебниках, учебных программах и материалах все люди по умолчанию представлены как гетеросексуальные (начиная от учебников биологии и психологии, заканчивая учебниками литературы и истории); когда в СМИ обсуждаются различные детали взаимоотношений с противоположным полом, а иные формы партнерств представлены преимущественно в неадекватном свете.
Внешняя гомофобия и гетероцентризм приводят к тому, что общество не видит и не замечает гомосексуалов и бисексуалов, а также к «разрешению» на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Приводит она и к еще одному последствию…
Вернемся к идее социокультурной матрицы, существующей в общественном пространстве и воспроизводящейся в сознании каждого индивида. Эта матрица является единой для всего общества, и в головы тех, кто «отклоняется от правил матрицы», все равно будут заложены те же самые правила! Каков итог? Человек, осознавая свое отличие, чаще всего серьезно страдает и стремится «вписаться обратно». Ведь в его голове есть четкая установка: отклоняться от правил – нехорошо. Так рождается внутренняя гомофобия – вторичное явление по отношению к внешней (общественной) гомофобии.
Внутренняя гомофобия (она же «интернализированная», т.е. «усвоенная») – негативное отношение гомосексуалов к собственной сексуальности и своему Я, усвоенное в процессе социализации. Фактически, гомосексуалы с момента осознания своей «инаковости» осознают также, что она «плоха», так как общество не одобряет подобных форм сексуальности. Негативное самоотношение не обязательно заключается в том, что гомосексуалу совершенно не нравится его сексуальность – это крайний вариант; обычно подразумеваются любые негативные чувства, эмоции, мысли относительно своей «иной» сексуальности – тревога, беспокойство, неполное принятие и т.д.