Дифференциальная психология
ИНСТИТУТ МИРОВЫЦ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
____________
В.А.МАКАРОВ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа
Москва 2004
В.А. Макаров – кандидат психологических наук
Рецензент
Программа одобрена кафедрой___________________________
Протокол №___ от ___ _______ 2004 г.
Рекомендовано научно-методическим советом для студентов ИМЦ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………..
2. Тематический план изучения дисциплины………………….
3. Организационно-методические указания………………
4. Содержание учебной дисциплины………………..
5. Виды контроля по учебной дисциплине…………….
6. Планы практических (семинарских) занятий……………
7. Рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям..
8. Перечень вопросов для подготовки к зачету……………………….
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Учебная дисциплина «Дифференциальная психология» предназначена для изучения студентами индивидуально психологических различий и особенностей формирования личности, индивидуальности с учетом ряда социально-экономических, культурных и психологических факторов среды. Дисциплина дифференциальная психология предполагает усвоение будущими психологами основных понятий и проблем становления и развития индивидуальных различий. Основное внимание концентрируется на формировании у студентов правильных представлений о процессах индивидуализации и типизации характеристик личности. Предполагается, что изучение курса будет способствовать формированию умений и навыков обеспечения индивидуального подхода к личности в процессе оказания психологической помощи.
Главная цель учебной программы "Дифференциальная психология" заключается в обеспечении устойчивых знаний у начинающих психологов по существующим проблемам дифференциальной психологии и в частности: источникам индивидуальных различий, проявлениям индивидуальности в сфере психических познавательных процессов, интеллекта, гендерных различий, а также раскрытии возможностей этой дисциплины в практической области по оказанию психологических услуг.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
· изучение существующих подходов и концепций к исследованию основ индивидуальных и групповых различий;
· обеспечение адекватных представлений о сущности и содержании понятий дифференциальной психологии, исторических аспектах становления знания об индивидуальных различиях;
· содержательное наполнение основных направлений использования дифференциально психологической знания на практике в интересах развития личности и профессиональной деятельности людей.
Усвоение курса учитывает получение первичных навыков и умений в использовании исследовательских программ изучения общих и специфических характеристик поведения, деятельности и общения людей, личностных образований.
Организация учебного процесса по дисциплине "Дифференциальная психология" строится в соответствии с учебными планами.
Организация и методика проведения занятий основана на лекционных и групповых (семинарских) формах усвоения материала, консультациях и самостоятельной работе студентов. Основное внимание уделяется практике подготовки и проведения лекций и семинарских занятий.
Лекционный материал посвящен наиболее сложным проблемам курса и раскрывает преимущественно теоретические и методологические подходы к пониманию основных проблем дифференциальной психологии.
Главная цель семинарских занятий заключается в углубленном изучении узловых, наиболее значимых тем дифференциальной психологии в целом, которые могут вызвать затруднения в формировании целостных представлений о дисциплине.
Самостоятельная работа носит комплексный характер и основывается на диалектическом сочетании активности студента по доработке основного, лекционного и дополнительно изученного под руководством преподавателя теоретического материала.
По завершению курса обучения студент обязан:
· ориентироваться в специфике отечественных и западных теоретических и методических исследований дифференциально психологических проблем;
· вдадеть основными понятиями и категориями методического арсенала дифференциальной психологии;
· иметь представление о сущности индивидуальных различий в структурах познавательной сферы человека, характера, темперамента и интеллекта, половых различий психической сферы и способностей;
· на основе полученных знаний оценить эффективность тех или иных психологических подходов, методов, приемов обеспечения эффективности развития личности и предупреждения негативных отклонений;
· иметь опыти учебно-методической, просветительской и психолого-педагогической деятельности в рамках дифференциально психологического знания.
Учебная программа курса "Дифференциальная психология" соответствует требованиям ГОСТов и определяет необходимый минимум содержания учебной дисциплины, которую должны изучить студенты. Дифференциальную психологию желательно изучать после усвоения курса физиологии ВНД, психофизиологии, психогенетики и общей психологии.
Для изучения дисциплины курса используется один модуль. Объем модуля рассчитан на 60 часов учебного времени, что составляет в целом по дисциплине 1,7 кредита.
Тематический план изучения дисциплины
№"№ модуля, темы | Наименование модулей и тем; перечень видов занятий | всего | очн. | очн-заочн | заочн | очн. | очн-заоч. | заочн | очн | очн-заочн. | заочн |
М О Д У Л Ь № 1
1. | Дифференциальная психология: предмет, объект и основные направления исследования | ||||||||||
2. | Методы исследования дифференциальной психологии | ||||||||||
3. | Источники индивидуальных различий | ||||||||||
4. | Общая характеристика типов и черт личности | ||||||||||
5. | Хронологические характеристики индивидуального развития человека | ||||||||||
6. | Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека | ||||||||||
7. | Психология пола (гендерная психология) | ||||||||||
8. | Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности | ||||||||||
9. | Характерологические свойства индивидуальности | ||||||||||
10. | Диалектика способностей, креативности и девиаций в дифференциальной психологии | ||||||||||
Всего по дисциплине | |||||||||||
Вид отчетности | зачет |
Организационно - методичеcкие данные учебной дисциплины
№ п/п | Форма учебной работы | Всего (в кредитах) | Очная | очно-заочная | заочная | экстернат |
1. | Аудиторная работа - лекции - семинары - лабораторные работы - практические занятия | |||||
2. | Самостоятельная работа - курсовые проекты - курсовые работы - рефераты - домашние контрольные работы - учебные видеофильмы - компьютерная обучающая программа (АОС) - электронные учебники | |||||
3. | Всего по учебной дисциплине | 1.7 | ||||
4. | Вид отчетности | зачет | зачет | зачет | ||
5. | Итого | 1,7 |
Содержание учебной дисциплины
Модуль №1.
Тема 1. Дифференциальная психология: предмет, объект и основные направления исследования
История становления представлений об индивидуальных различиях людей Этология. Закономерности поведения животных, внутривидовое и межвидовое сравнение. Вариативность психических проявлений человека. Трудности и задачи на пути выделения предмета дифференциальной психологии.
Определение объекта исследования дифференциальной психологии: признаки и индивидуальность в целом. В.Штерн: четыре направления исследования. Основная методологическая тенденция индивидуальных различий.
Принципы дифференциальной психологии: реализации формального подхода; интегрального анализа; взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей; взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий; измеряемости и статической оценки изучаемых явлений.
Этапы и подходы исторического развития дифференциальной психологии. Сущность донаучного, естественнонаучного и гуманитарного подходов. Междисциплинарные связи. Статус дифференциальной психологии. Термины для обозначения индивидуальных различий: характерология, этология, индивидуальная психология и специальная психология.
Задачи дифференциальной психологии. Роль и место экспериментального метода, приемов статистического анализа в развитии дифференциальной психологии. Особенности становления дифференциальной психологии в России. Исследования А.Ф. Лазурского. Личности с эндопсихикой и экзопсихикой. Интерпретация психологических различий на основе норм и черт. Понятие психологической нормы.
Тема 2: Методы исследования дифференциальной психологии
Классификация методов: организационные, эмпирические, математические (количественно-качественные) и интерпретационные. Особенности методов исследования в дифференциальной психологии. Психогенетические и психологические методы исследования. Использование методического арсенала психогенетики для исследования наследственных и средовых факторов индивидуальных троекторий развития. Аппаратурные и психофизиологические методы: метод условного рефлекса; использование химических веществ; метод наблюдения "жизненных проявлений" животных и человека; анамнестический или монографический метод (самоотчет, опросник, тест и т.п.); методики исследования физиологические основы индивидуальных различий; электроэнцефалографический метод (ЭЭГ); вегетативные методики; математические методы; портативные экспресс - методики.
Возможности использования близнецового, генеалогического и популяционного методов. Метод срезов и лонгитюдный метод. Кросс-культурный анализ Положительные и негативные стороны используемых приемов познания индивидуальных различий.
Особенности и направленность использования наблюдения, беседы, интервью, анкетирования и эксперимента. Анализ продуктов деятельности и тестирование. Специфика социометрии, биографического и автобиографического методов.
Тема 3: Источники индивидуальных различий
Индивидуальные различия, наследственность и среда. Группы дифференциально-психологических теорий по объяснению формирования индивидуальности. Сущность биогенетические теории. Особенности социогенетического подхода. Двухфакторные теории. "Ортогенетичекая концепция". Учение о высших психических функциях и его связь с индивидуальными различиями. Исследования источников индивидуальных вариаций. Современное состояние и методология дифференциальной психологии. Понятия организм, индивид, личность и индивидуальность. Человек как субъект взаимодействия с миром. Различия между человеком и животным. Телесный фактор индивидуальности. "Индивидный" уровень свойств. Личность как системное качество. Подходы к трактовке понятия индивидуальность. Иерархия свойств и характеристик индивидуальности. Схема дифференциально - психологического анализа человека. Свойства нервной системы, психологические характеристики и индивидуальные различия.
Тема 4 Общая характеристика типов и черт личности
Способы описания индивидуальности: типологические обобщения и на основе теории черт. Сущность типологического подхода. Типологическая классификация и ее характеристики.
Два подхода при изучении индивидуальных различий в России. Сущность аналитического пути. Особенности синтетического пути. Павловская традиция типологии. Специфика современных типологических построений. Личностная типология К.Юнга, К.Леонгарда и Г.Айзенка. Соционика и ее общая характеритсика. Особенности типологии А.Миллера на основе кластеров.
Характеристика поведенческой типологии. Симптомокомплекс: свойства нервной системы, темперамент и личностные ориентации. Анализ тенденций.
Типологических особенностей отдельных познавательных способностей в дифференциальной когнитологии. Типология по восприятию, вниманию, представлениям, воображению, памяти, мышлению. Типология психомоторной экспрессии.
Черта и свойство личности как устойчивое предрасположение к определенному поведению. Основоположники теории черт или идеографического подхода к личности: Г.Оллпорт, Х. Одберт, Джо Пауль Гильфорд и В.Циммерман. Влияние стереотипных мотивационных побуждений, социальных установок и привычек. Количественные и качественные показатели черт личности. Выделение черт личности на основе: концептуализации, семантического сходства и факторного анализа. Семантическое сходство и ассоциативный эксперимент. Парадигматические и синтагматические ассоциации. Метод классификации (сортировки) и метод субъективного шкалирования. Особенности метода семантического дифференциала. Методика личностных конструктов. Большая пятерка устойчивых черт: экстроверсия, альтруизм, сознательность, невротизм, открытость новому опыту. Модель черт Р. Кэттелла и ее использование в России.
Тема 5. Хронологические характеристики индивидуального
развития человека
Индивидуальное психическое развитие и жизненный цикл. Хронологического подхода к индивидуальности. Микрохронология и макрохронология. Параметры: темп, длительность и направленность. Неравномерностью и сложностью становления психофизиологических функций. Неравномерности развития при изучении внимания и памяти.
Гетерохрония созревания. Термин «созревание». Содержанием процесса созревания. Гетерохронность инволюционных процессов. Разновременность инволюционных процессов. Долговечность отдельных функциональных систем человека.
Закономерности гетерохронии психические явления: интеллект, ощущения и восприятия, память, мышление, мотивация и способности. Изменение кинестетической чувствительности. Ухудшение показателей остроты зрения, сужения поля зрения и глазомера. Разнонаправленность и изменчивость развития функций человека. Мотивация и изменения. Значение деятельности для развития индивидуальных различий. Тактильно-вибраторные функции рук, речеслуховые и зрительно-пространственные функции. Функциональные новообразования. Изменние уровеня работоспособности нервно-психических функций.
Гетерохронность развития личностных свойств. Последовательность фаз оптимального развития и пиков эффективного сенсорного, когнитивного и поведенческого развития личности. Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста. Психологический возраст. Система личностных ориентиров, измеряемых шкалой «идентификация - ассоциированность». Мысли о смерти. Социально-экономическим, правовым, культурным, социально - психологическим и генетическим факторам развития личности. Идеи двухфазной эволюции психических функций человека.
Макрохронологические исследования . Социально-экологические, генетические, психологические, личностные факторы. Активный, здоровый образ жизни. Жизненный уклад и физические нагрузки. Активность человека как личности и субъекта деятельности. Реагирования на стрессогенные явления. Аксельрация и ретардация.
Тема 6. Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека
Исторические аспекты диагностики различий в развитии интеллекта. Первая шкала измерения интеллекта. Коэффициент интеллекта IQ. Классическая формула IQ. Основные подходы к исследованию интеллекта: психометрическая, когнитивная и теория множества интеллектов. Сущность эмпирического и социального интеллекта. Теория иерархии интеллектов.
Наследственные, генетических факторы интеллекта. Средовые факторы IQ. Диапазон вариативности. ДОПВ-гипотеза. Влияние на интеллектуальное развитие отдельных личностных свойств.
Подходы к пониманию когнитивного стиля. Полезависимость-поленезависимость. Сущность исследования стилей в Менингерской клинике. Типовые портреты личности: аналитики, синтетики. Рефлексивность-импульсивность. Когнитивная простота-сложность. Интернальность-экстернальность
Внутренний и внешний аспект стиля. Типология и анализ стилей: психомоторный, мышления, речи, сознания и деятельности. Общая характеристика значимости и успешности когнитивного стиля.
Тема 7. Психология пола (гендерная психология)
Предметная область исследования и структура гендерной психологии. Концепции индивидуальных различий между полами. Основные концепции гендера: как теория социального конструирования; как стратифицированная категория и как культурная метафора.
Специфика развития гендерных исследований в России. Половая роль и гендерная идентичность. Первичные и вторичные половые признаки. Источники мужских и женских отличительных признаков. Психологические различия между людьми разного пола. Социальная полоролевая дифференциация и стратификация. Культурные стереотипы маскулиности и феминности. Особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Психология идентификации личности как представителя определенного пола
Психология пола как научный предмет. Направления исследования в психологии пола. Психологии семьи и брака. Подходы к пониманию индивидуальных различий между мужчинами и женщинами. Эволюционная теория пола (В.К. Геодакяна). Особенности физиологической и психологической концепций. Гендерные различия по темпераменту, личностным качествам, моральному поведению, интеллекту, способностям и реакции на стресс.
Гендер в психоанализе и |
Индивидуальные различия мужчин и женщин в психоанализе, бихевиоризме и когнитивно-генетической концепции. Полоролевая социализация и гендерная идентичность. Модели и отклонения полоролевого поведения.
Тема 8: Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности
Сущность СЭС и его компоненты. Понятия статус, класс, страта. Социокультурные параметры индивидуальности. Критерии и показатели, используемые сегодня для оценки принадлежности человека к той или иной категории. Процесс стратификации общества. «Целостная индивидуальность». Групповые и типологические факторы поведения и взаимодействия людей с властью.
Анализ СЭС: род занятий субъекта, профессиональный статус родителей; уровень дохода; образование родителей; условия проживания; стиль жизни; установки и ценностные ориентации; ожидания на развитие (направленность) личности. Контекст СЭС. Показатели контекста СЭС и поиск индивидуальных различий.
Социологическое изучение индивидуальных различий и его пути. Выделение шкалы различий между группами (классами, стратами). Характеристика неблагополучного класса, «голубых» и «белых» воротничков. Группа выше среднего и группа высокого уровня. Метод сравнения тех или иных показателей группы со средним классом.
Кластеры признаков. Характеристики статуса и оценка ситуативных и личностных переменных. Характеристика отдельных компонентов СЭС: семейное воспитание ребенка, развитие интеллекта, окружающая среда, стремление к достижениям.
Социокультурные координаты личности. Исследования в Йельском университете (США). Влияние культурных факторов на различиях в личностных ориентациях и процесс воспитания. Явления самосознания и культура. Общественное мнение о справедливости и использовании лжи для достижения гуманных целей. Общие психологические причины лжи: корыстные побуждения, страх унижения, стремление избежать неудачу и повысить свой авторитет. Трансформации отношения к работе. Мечты о будущем. Подходы к анализу осуществления научной деятельности: саксонский, тевтонский, гальский и японский.
Тема 9 Характерологические свойства индивидуальности
Понятие характера в психологической науке. Аристотель, Теофраст и описание различных типов людей. Термины «этос», «физис» и «патос». Высказывания мыслителей 16-18 веков: Монтеня ("Опыты", 1580); Лабрюйера ("Характеры Теофраста", 1688) и Ларошфуко ("Сентенции и максимы о марали", 1655).
Область знания - этология. Научные исследования характера в России. Идеи А.Ф. Лазурского: эндопсихика и экзопсихика.Проблема отношений темперамента и характера, характера и личности. Концепции Г.Оллпорта, Г.Хейманса, Е.Вирсма. К.Леонгард и его книга "Акцентуированные личности".
Семейное воспитание и формирование характера. Эпилептоидная и психостеническая и гипертимная акцентуации характера. Способность к компенсации. Диагностика характерологических особенностей личности на основе использования теста ММРI. Смешанные, промежуточные и амальгамные типы. Исследование характера у нас в стране. Рефлексометрический подход. Характер как структурная составляющая личности. Национальный характер как проблема дифференциальной этнопсихологии
Тема 10: "Диалектика способностей, креативности и девиаций в дифференциальной психологии"
Сущность понятий : способности, одаренность, талант и гениальность. Требования к проявлению таланта и гениальности. Критерии и классификации одаренности. Гениальность и патология. Исследования В.П. Эфроимсона. Метод патографии. Пять составляющих "синдрома гениальности".
Склонность и способность. Склонность как направленность (В.Н. Мясищев). Понятие "интерес". Схема К.К. Платонова. Независимость склонности и способности (Б.М. Теплов). Единство склонности и способности. Определение связи способности и склонности через потребность в активности определенного вида (Э.А. Голубева).
Склонность и деятельность. Способность и деятельность. Измерение развития способностей у человека. Способность и "качество". Потенциал способности человека: генотипические и фенотипические факторы. Понятие "функциональное качество". Способности и компенсаторные отношения. Точки зрения на компенсацию. Социальный аспект компенсации. Проблема полной или частичной компенсации способностей.
Креативность: сущность и практическое значение. Грань между творчеством, патологией, гением и сумасшедшим. Позиция Ч.Ломброзо. Связь творчества с депрессией и манией. Психологические особенности творческих людей. «Пирамида успеха». Взаимосвязь триады: одаренности, таланта и гениальности. Факторы (механизмы) креативности.
Поведение: деконструктивное (патологическое) – дезадаптивное. Нарушения механизмов функционирования индивидуальности: компенсаторность, адаптивность, оптимальность и продуктивность. Усилия дифференциальной психофизиологии, дифференциальной клинической психологии, дифференциальной психиатрии и психотерапии. Причины тяжелых форм психических расстройств: генетические нарушения и альтернативный; средовые факторы; субъективный жизненный опыт Классификация патологий. Классификация современной клинической психологии: детские заболевания, неврозы, психозы и расстройства личности.
Симптокомплекс аномального развития. Антиличностные деформации и болезни. Три основные формы нарушений. Формы дезадаптации: психосоматический, когнитивно-эмоциональный, клинических синдромов поведения (риск) и патологии стилей жизни. Клинические синдромы поведения (риск) и патологии стилей жизни: синдром А-типа, синдром С-типа и синдром Т-типа.
Предпосылки личностных деформаций. Антисоциальное поведение. Сексуальные девиации. Деструктивные тенденции индивидуальности
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности: СБ.статей. - Л., 1962 г.
2. Ананьев Б.Г. Строение характера /Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982
3. Александров Ю.И. Психофизиология. СПб, 2001.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб, 2001.
5. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс 1988.
6. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М., 1995
7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.
10.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М., 1976
11.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
12.Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология \\ Тенденции развития психологической науки \ Отв. Ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1989 (в)
13.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и Дифференциальная психология. – СПб.: Питер,2001
14.Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: Педагогика, Т 1, 2., 1985
15.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.
Дополнительная:
1. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности./ Вопр. психол., 2001, №2
2. Белоус В.В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности. №5, 100-107
3. Бирюков С.Д. Дифференциально-психологические аспекты последствий аварии на ЧАЭС: пилотажное исследование темперамента. Подготовка популяционного мониторинга. \\ М.И. Бобнева (ред) Чернобыльский след. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М., 1992.
4. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Латард, 1997.
5. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности \\ Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения \ Отв. Ред. Б.А. Вяткин. Пермь. Изд-во ПГПедИ, 1992
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1994.
7. Гинзбург Е.Л., Глозман Ж.М., Кожинова А.В. Психолингвистический анализ как метод дифференциальной диагностики./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №1, С.53
8. Гржибкова Л.К. К проблеме таланта и вопросам его иденификации \\ Диагностика познавательных и профессиональных способностей \ Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Институт психологии РАН, 1988.
9. Деннис Кун Основы психологии. Все тайны поведения человека - Спб, М. ,2002
10.Егорова М.С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля: Автореф. Дис…канд.психол. наук. М., 1983
11.Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека \\ Вопросы психологии. 1990, №3.
12.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997
13.Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993
14.Знаков В.В. Почему лгут америанцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана \\ Вопросы психологии. 1995, №2.
15.Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии. /Вопросы психологии, 2003, №1, С.61-78
16.Никонов А.В., Беловол Е.В. Соотношение формально-динамических свойств индивидуальности и акустических характеристик речи. /Психол. журн., 2000, №5, С. 66-70
17.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986
18.Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
19.Интегральные исследования индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты \ Отв. Ред. Б.А. Вяткин. Пермь, 1988.
20.Павленко В.Н., Кряж И.В., Барретт М. Этнические и национальные идентификации и представления у украинских детей и подростков. / Психол. журн., 2002 №5, С. 60-72
21.Пейсахов Н.М., Кашин А.П., Баранов Г.Г., Вагапов Р.Г. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. - Казань, 1976 г.
22.Прохоров В.А., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов./ Вопр. психол., 2001, №3.
23.Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.П. Гиппенрейтер, В.Ю. Романова. – М., 1982
24.Ратанова Т.А., Шегонов А.А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии). / Психол. журн., 2001, № 3, С. 37-48
25.Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №, С.48.
26.Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере // Дисс. канд. псих. наук - М.: 1999 г.
27.Сафонцева С.В., Воронин А.В. Влияние экстраверсии/интроверсии на взаимосвяхь интеллекта и креативности. /Психол. журн., 2000, №5, С.57-65.
28.Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи./Психол. журн., 2000, №1, С. 116-124.
29.Холодная М.А., Костыкина И.С. Особенности когнитивных стилей "импульсивность/рефлексивность" и "ригидность/гибкость познавательного контроля" у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями. / Психол. журн., 2002, №6, С.72-82.
30.Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадрополярное измерение./ Психол. журн., 2000, № 4, С.46-56.
31.Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межполущарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы./ Вопр. психол., 2000, №5.
32.Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера./ Вопр. психол., 2001, №5
33.Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб - М., 1995
Виды контроля по учебной дисциплине
Изучение курса дифференциальной психологии заканчивается сдачей зачета студентами в ходе экзаменационной сессии.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ
(СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ
Перед семинарскими занятиями студенты самостоятельно дорабатывают материалы лекции, изучают рекомендуемую литературу, а также готовят ответы на вопросы. Особое внимание необходимо уделить пониманию психологических аспектов индивидуальных различий, перспективам исследований в дифференциальной психологии и актуальным проблемам развития \той области знания на современном этапе.
Подготовку к семинарам целесообразно начинать за 1-1,5 недели до их начала с подбора и изучения литературы, которая в сравнении с другими областями знания носит достаточно специализированный характер. Изучив рекомендованную литературу и доработав конспекты, студенты осуществляют подготовку по конкретным проблемам обозначенным в планах семинаров.
При подготовке к занятиям важно каждую тему связывать с предыдущим материалом и другими отраслями знания. Каждый студент должен быть готов к контрольным опросам на учебном занятии. Инициативные и самостоятельные выступления, доклады и рефераты по темам и вопросам семинарских занятий расцениваются как главное средство глубокого усвоения материала дифференциальной психологии.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 4. Семинарское занятие: "Общая характеристика типов и черт личности»
Время - 4 часа
Вопросы для обсуждения
1. Способы описания индивидуальности.
2. Сущность типологического подхода.
3. Изучение индивидуальных различий в России
4. Соционика и ее сущность.
5. Дифференциальная когнитология и ее специфика.
6. Сущность идеографического подхода.
Рекомендуемая литература
1. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.
3. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М., 1976
4. Гинзбург Е.Л., Глозман Ж.М., Кожинова А.В. Психолингвистический анализ как метод дифференциальной диагностики./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №1, С.53
5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997
6. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986
7. Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.П. Гиппенрейтер, В.Ю. Романова. – М., 1982
Тема 6 . Семинарское занятие: «Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека»
Время 4 часа
Вопросы для обсуждения
1. Исторические аспекты диагностики интеллекта.
2. Сущность теории иерархии интеллектов.
3. Наследственные, генетических факторы интеллекта.
4. Особенности ДОПВ-гипотезы.
5. Типовые портреты личности.
6. Типология и анализ стилей.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности: СБ.статей. - Л., 1962 г.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб, 2001.
3. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс 1988.
4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993
5. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.
Дополнительная:
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.
7. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М., 1995
8. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и Дифференциальная психология. – СПб.: Питер,2001
10.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.
Тема 8. Семинарское занятие: Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности
Время 4 часа
Вопросы для обсуждения
1. Сущность СЭС и его компоненты.
2. Групповые и типологические факторы поведения
3. Характеристика неблагополучного класса
4. Кластеры признаков.
5. Социокультурные координаты личности.
6. Национальный характер как компонент культурного влияния.
Рекомендуемая литература
1. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993