Использование кинестетического якоря
Последовательность работыс клиентом (в несколько сокращенном и схематическом виде)
1. Клиенту говорят: «Представьте себе то, что вы хотели бы изменить в своем поведении». (Например, не испытывать чувства страха в присутствии начальника.)
2. Клиенту говорят: « Какой ресурс был бы вам тогда нужен, чтобы правильно отреагировать на ситуацию? » (Большая уверенность, большая напористость, большее доверие, большая забота - любой внутренний ресурс.)
3. Клиенту говорят: «Выберите из своих наличных ресурсов такой, который позволил бы вам тогда получить совершенно иной опыт». Как только клиент в полной мере воспроизводит в сознании состояние, которое он хочет изменить, психолог в этот момент слегка касается левого плеча клиента. Теперь прикосновение связано с переживанием методом прямого обусловливания. Прикосновение в данном случае якорь - кинестетический якорь. В следующий раз прикосновение должно привести к воспроизведению связанного с ним состояния.
4. Синхронизация с будущим, наведение моста - процесс, связывающий новую реакцию с соответствующими условиями. Клиента спрашивают: «Что будет первым сигналом, который вы увидите, услышите или почувствуете и который позволит вам понять, что вы находитесь в тех условиях, в которых хотите по-новому отреагировать на ситуацию? » Клиент может ответить: «Это внешний вид одного человека». Психолог говорит ему: «Попробуйте воспроизвести сейчас в сознании этот образ». Заметив по невербальным реакциям клиента, что это достигнуто, психолог слегка касается левого плеча клиента. Подобного рода тренировки могут повторяться по несколько раз. Цель: связать тревожный сигнал (например, внешний вид некоторого человека) с определенным ресурсом, который может помочь конструктивно справиться с ситуацией, методом прямого обусловливания.
Рефрейминг
Это специфический способ контакта с тем фрагментом или частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое. Это делается, чтобы выяснить, в чем заключается вторичная выгода некоего поведения, которое требуется изменить, и позаботиться о ней как о неотъемлемой части процесса порождения изменения, чтобы изменение стало действительно возможным.
Последовательность работы с клиентом(в несколько сокращенном и схематическом виде)
1. Клиенту предлагается определиться, что он хочет изменить в своем поведении (например, избавиться от избыточного веса). Этот элемент своего поведения ему предлагается обозначить буквой X. О том, что скрывается за этим символом, он может даже не говорить консультанту.
2. Установление отношений с частью личности клиента, которая отвечает за поведение X. Предполагается, что эта часть пытается сделать что-либо хорошее для клиента. Эта неосознаваемая часть его личности, иначе изменения уже давно бы произошли. Клиенту предлагается задать самому себе вопрос: «Будет ли моя часть, ответственная за поведение X,
общаться со мной на уровне сознания?» Дальше клиенту предлагается следить за всеми изменениями в телесных ощущениях, за всеми кинестетическими изменениями, образами или звуками, которые появляются в ответ на вопрос. Часть, ответственная за поведение X, должна дать о себе знать посредством одного из каналов восприятия. Психолог помогает клиенту обнаружить ответ с помощью специфических вопросов. Вот пример подобного диалога.
Психолог: Что вы испытали? Клиент: Замешательство.
Психолог: Какой свой опыт вы назвали замешательством?
Клиент: Прилив крови.
Психолог: Сопутствовало ли этому изменение температуры или ощущение давления? Было ли это локализовано в какой-либо части вашего тела?
К л и е н т: В желудке.
Психолог: Можете ли вы осознанно вызвать прилив крови?
Клиент: Нет.
Психолог: Значит, это было общение с подсознательным.
3. По предложению психолога клиент обращается к своему подсознательному: «Я бы хотел понять твое сообщение. Если это «да», то усиль первое ощущение; если «нет», сделай наоборот, ослабь ощущение». Согласно М. Эриксону состояние глубокого транса - ограниченный фокус внимания, направленный вовнутрь. Клиент ограничивает фокус своего внимания сигналом, который рождается изнутри. Предположим, что его ощущения усилились - отношения установлены. Клиент теперь знает, когда его подсознательное говорит ему «да», а когда «нет».
4. Психолог говорит клиенту: «Та ваша часть, которая вам отвечает на подсознательном уровне, имеет некоторое намерение, связанное с поведением X, и пытается воплотить его в жизнь ради вас». Клиенту предлагается задать этой части вопрос: «Не хочешь ли ты дать мне знать на уровне сознания, что ты стараешься для меня сделать с помощью этого стерео-
типа (поведения X)?» В ответ клиент может получить далее осознаваемую информацию о намерении. Это может быть заметно по изменениям в его мимике (например, стал широко улыбаться).
5. Создание таких альтернатив поведению X, которые были бы более эффективны в осуществлении намерения бессознательной части личности клиента. Это поиск лучших способов реализовать намерение, более согласных с личностью клиента. Клиента спрашивают: «Есть ли у вас часть, которую вы считаете своей творческой частью?» Как правило, клиент получает из подсознательного сигнал, что такая часть у него существует. Клиенту предлагают обратиться к своей творческой части, не хочет ли она взять на себя задачу порождать альтернативные поведению X варианты, какими часть, ответственная за поведение X, могла бы осуществлять свои намерения. Творческая часть может создать 10, 20, 1000 способов по-,лучения результата. Части, ответственной за поведение X, предлагается из всего этого многообразия выбрать хотя бы 3 способа, которые, по ее убеждению, сработают, по меньшей мере, так же эффективно, как и поведенческий вариант, используемый сейчас. Если ни один из вариантов, созданных творческой частью, не оказался приемлемым, разворачивается новый диалог между частями. Часть, ответственная за поведение X, просит творческую часть учесть свои пожелания. Так работают до тех пор, пока в распоряжении части, ответственной за поведение X, не окажутся 3 способа решения проблемы, лучшие, чем старый (поведение X).
6. Клиент спрашивает свою часть, ответственную за поведение X: «Поскольку у тебя есть 3 способа, более эффективных, чем старый, возьмешь ли ты на себя ответственность за то, чтобы эти варианты действительно появились в моем поведении в соответствующих условиях?» Ожидается ответ «да».
7. Клиент обращается внутрь себя: «Есть ли у меня какая-то другая часть меня, имеющая хоть какое-то возражение против новых поведенческих выборов, которые должны появиться?» Если клиент нигде не почувствовал никакого напряжения, значит, ответом будет «нет». Иногда, однако, напряжение может
означать то, что одна из частей сильно взволнована. В этом случае следует обо всем переспросить остальные бессознательные части своей личности еще раз.
Если через некоторое время после завершения работы поведение X все-таки вновь возобновится, возможно, изменились обстоятельства и новые варианты поведения перестали быть эффективными. В таком случае следует вновь провести переговоры с бессознательными частями.