Самостоятельная работа 1
· В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?
· Дайте краткий анализ известных психологических концепций в зарубежной психологии, рассматривающих развитие ребенка в системах «ребенок-взрослый» и ребенок-предмет»?
· Каково принципиальное различие теорий Л.С. Выготского и У. Бронфенбренера относительно психического развития?
· Что означает тезис о том, что Л.С. Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии?
· В чем принципиальное различие в трактовке понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?
· Как понимал Л.С. Выготский роль среды в развитии высших психических функций?
Самостоятельная работа 2.
· Что называется обучением и какие его психологические аспекты выделяются?
· Какие психологические концепции повлияли на осмысление обучения, его содержания и форм организации?
· Какие взгляды на соотношение созревания, развития и обучения известны в современной науке?
· Что такое учение и каково его содержание? Чем учение отличается от научения?
· Что такое мотив? Приведите примеры мотивов учебной деятельности?
· Почему учебная деятельность связана с преподаванием?
· Назовите типы обучаемости.
· Как может повлиять учитель на неуспеваемость?
Самостоятельная работа 3
· Перечислите основные психические новообразования периода новорожденности. Каково их значение для дальнейшего психического развития ребенка?
· Каковы особенности и в чем состоит значение развития предметных действий в младенческом возрасте?
· Почему предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Какова ее структура?
· В чем состоит психологическое содержание кризиса трех лет?
· Какие условия лежат в основе развития ребенка в дошкольном возрасте?
· В чем специфика игры как деятельности?
· Перечислите основные психические новообразования ребенка дошкольного возраста.
· Каковы основные параметры психологической готовности к школе?
· Какие перестройки в личностной сфере ребенка происходят в связи с началом обучения в школе?
· Каковы стадии формирования системы учебно-важных качеств в младшем школьном возрасте?
· В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?
· Каковы условия возникновения и признаки подростковых объединений?
· Каковы задачи развития в ранней юности?
· Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения?
· Опишите особенности развития личности в зрелом возрасте. В чем сущность понятия «зрелая личность»?
· Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?
· Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающие человеку достичь «акме»?
Самостоятельная работа 4
· Каково значение учения об основных свойствах нервной системы для психологии индивидуальности?
· Как проявляются основные свойства нервной системы в деятельности и поведении человека?
· Опишите методы оценки основных свойств нервной системы.
· Какова роль учителя в формировании у учащегося индивидуального стиля деятельности?
· Какова роль психодиагностики в образовании? Виды психологической помощи одаренным людям.
Темы для коллоквиума
· Базовые определения развития.
· Формы и цели развития.
· Факторы психического развития.
· Принципы психического развития.
· Закономерности психического развития.
· Теории психического развития.
· Механизм психического развития ребенка.
· Показатели психического развития ребенка.
Примерные темы эссе:
· Сравнительный анализ научения в разные возрастные периоды.
· Обучение как решающее условие развития.
· Сравнительный анализ моделей обучения.
· Как использовать гуманистические принципы в образовании?
· Стимуляция при обучении – «кнут» или «пряник»?
· Техники и технологии в обучении.
· Требования Л.С.Выготского к развивающему обучению.
· Развивающий характер учебной деятельности в концепции В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина.
· Нейролингвистическое программирование в обучении.
· Неуспевающие школьники (причины, диагностика, эффекты).
Примерные темы проектов:
· Кибернетическая модель обучения и техника поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), техника рефлексивного управления усвоением (А.И.Раев).
· Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» (Паоло Фрейер). Техники трансактного подхода в общении между учителем и учениками.
· Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения (Матюшкин А.А.), техники аудиовизуального обучения (Носкова Т.Н.)
· Технологии развивающего обучения в младшей школе.Методика Л.В.Занкова
· Принципы обучения младших школьников по методике Л.В. Занкова.
· Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
· Основные идеи и положения развивающего обучения по В.В. Давыдову.
Модуль III «Педагогическая социальная психология. Психологические проблемы в педагогической деятельности»