Техническая и специальная подготовка
Опытные специалисты считают, что даже на тренировочных мероприятиях ружье должно комплектоваться полным набором технических приспособлений: фонарь, оптический прицел, ЛЦУ.
Дело в том, что боец до автоматизма отрабатывает приемы эксплуатации: работа органов управления, изготовка, произведение выстрела, манипуляции и маневры. Если в процессе подготовки оружие будет иметь иные массогабаритные параметры, но в условиях реальных боевых действий эти параметры будут отличаться, то это неизбежно приведет к необходимости корректировки приобретенных навыков. Понимая, что постоянное применение дорогостоящего оснащения приведет к быстрому износу этого имущества, будет более рациональным использовать муляжи-имитаторы.
К примеру, вместо фонаря в крепежные элементы вставляется макет, по размерам и массе соответствующий реальному образцу.
В принципе, эта концепция достаточно универсальна и распространяется на другие виды стрелкового оружия. Внимание бойца концентрируется на цели/целях, общей тактической ситуации и на поступающих от командования оперативных вводных. Работа с материальной частью, в т.ч. с оружием, должна доводиться до определенной степени совершенства.
Это уже вопрос, относящийся к психофизиологии.
Вот пример из этой области.
У меня как-то возник спор с зарубежными коллегами по вопросам соотношения конструктивных особенностей стрелковых образцов с человеческим фактором, эмоционально-психическим состоянием стрелка в условиях боя.
Для сравнения, рассмотрели АКМ и М-16.
Мои оппоненты критиковали, что, дескать, у системы Калашникова большой по размерам рычаг переводчика огня. К тому же, почему именно в такой последовательности расположены режимы огня?
Ответ простой.
В стрессовых ситуациях, даже малоопытный боец без труда на ощупь находит рычаг и, в состоянии эмоционального напряжения, давит на него вниз до отказа. Если бы это было положение автоматического огня, опять же в состоянии стресса, боец одним нажатием на спуск может израсходовать весь магазин – такие примеры из практики есть. У АКМ нижнее положение рычага – одиночный огонь. Сделав один выстрел, за которым не последует очереди, несмотря на то, что палец все время жмет на спусковой крючок, боец осознает причину, и уже, контролируя свои действия, переведет оружие в автоматический режим, если это потребуется.
Привожу этот эпизод в качестве иллюстрации к тому, что связка «оружие + человек» может носить характер как осознанного, так и автоматического действия со стороны человека.
Подсознательный фактор необходимо учитывать и при выборе образца, и в методике тренировки/подготовки бойца.
Коли мы уж коснулись психологии, считаю уместным уделить несколько строк фактору психологического воздействия дробового оружия.
Как-то на одном из симпозиумов был представлен доклад о психологическом эффекте, производимом боевым гладкоствольным оружием на человека.
Было отмечено, что репутация дробовика как мощного, и даже зловещего, средства поражения стоит выше, чем у любого пистолета или револьвера, и уступает только автоматическому оружию.
Какие детали и особенности гладкоствольного оружия имеют повышенное психологическое (деморализующее) воздействие?
- Один ствол крупного калибра (внешняя отличительная черта, обособливающая образец в разряд боевого, отличного от охотничьей двустволки).
- Наличие дополнительных средств управления огнем. Оптический или коллиматорный прицел, ЛЦУ, тактический фонарь воспринимаются как признак повышенной агрессивности, повышенной вероятности поражения.
- Черный цвет. Интерпретируется как угрожающий.
- Характерный «металлический» звук затвора. Воспринимается как признак крайней опасности и угрозы.
- Выстрел оружия 12 калибра обладает мощным звуковым давлением. Даже от самого звука, человек в стрессовом состоянии, может потерять самообладание.
Конечно же, степень воздействия на психику человека существенно меняется в таких случаях, как:
- Человек находится под воздействием алкоголя или наркотических средств.
- Человек находится в крайней степени эмоционального возбуждения, граничащей с невменяемостью.
- Человек морально деградирован, когда его собственная жизнь уже не представляет для него никакой ценности.
Если на обычного, психически здорового и не находящегося под воздействием алкоголя или наркотиков человека оружие может возыметь предсказуемое воздействие, то в силу перечисленных выше трех факторов, ситуация может развиваться по иному, слабо прогнозируемому сценарию. Когда же призывы к здравому смыслу не имеют должного успеха, остается только воздействие силой.
Боеприпасы.
Патроны, применяемые в гладкоствольном оружии, принято подразделять на три основные группы:
- пулевого оснащения;
- оснащенные дробью;
- патроны специального оснащения.
При этом имеется в виду, что в качестве материала для гильзы промышленностью могут применяться пластические массы, картон (папковая гильза), металл (латунь или сталь). По размеру, гильзы обычно могут иметь длину 70 и 76 мм. Иногда встречаются гильзы длиной 73, 86 и даже 89 мм. Следует оговориться, что завальцованные пластиковые гильзы измеряются по полной, развернутой длине гильзы (до завальцовки или после выстрела).
Из первого типа патронов сегодня имеется большой выбор снарядов (пуль) по конструкции, материалам и характеристикам. В России наиболее часто встречаются пули свинцовые, изготовленные из цветных металлов, реже - металлокерамики, стали и пр. Разнообразен так же диапазон их применения. Главной же задачей боеприпаса с пулевым оснащением является обеспечение высокого уровня проникающего действия, кучности (компактности) огня на дальних (для данного класса оружия) дистанциях от 70 до 100 метров и более. И все же наиболее характерной зоной применения гладкоствольного оружия считаются дистанции 5 – 10 метров.
Зачастую пулевые патроны, а так же патроны с крупной дробью имеют усиленный заряд пороха. Такие патроны, в особенности с гильзой 76, 86 или 89 мм, в литературе называют «Магнум».
Дробовой заряд представляет собой, пожалуй, самый распространенный тип оснащения. В зависимости от размера дроби, от того, из какого материала она изготовлена, от массы заряда определяется, соответственно, и тип выполняемой работы. В основе поражения дробью лежит кинетическая энергия заряда. Воздействуя на цель силой давления, обычная дробь, имеющая сферическую форму, вызывает множественное поражение этой цели.
Существенной особенностью дробового заряда является фактор осыпания, т.е. распределения дробин по площади. Степень осыпания зависит от нескольких причин, главной из которых является дистанция, с которой ведется огонь. Немаловажным так же является конструктивная особенность канала ствола. Наличие дульного сужения (чока) существенно влияет на кучность и дальность боя. При переходе от получока к полному чоку кучность возрастает на 20-25%.
Кроме обычной дроби, свинцовой, стальной или твердосплавной имеется дробь со сложной конфигурацией в виде многогранника. В специальной литературе имеется описание «квадрантной дроби», изготавливаемой из стали. Заряд из 8 сегментов укладывается в гильзу в пластиковом контейнере-обтюраторе. При выходе из ствола, под действием пороховых газов и воздушных масс, заряд освобождается от контейнера и его сегменты, выполняя хаотическое вращение вокруг своего центра тяжести, поражают цель с высокой степенью проникающего действия. Однако такой боеприпас эффективен на ограниченных дистанциях – не более 20-25 метров. На более дальних дистанциях заряд резко теряет кучность. Впрочем, и этих 20 метров хватит за глаза.
Таблица 2. Характеристики пистолетно-револьверных боеприпасов в сравнении с патронами калибра .410 (10,4 мм)
Типы патронов и их ТТХ | ПМ 9х18 | ТТ 7,62х25 | Парабеллум 9х19 | Наган 7,62х39 | .410 (.410/70) | .410 (.410/76) |
Масса пули, г Начальная скорость, м/сек. Дульная энергия, Дж | 6,1 | 5,5 | 8,0 | 7,0 | 5,7 | 7,7 1.099 |
Учитывая, что дульная энергия, развиваемая патроном 12/76 с массой снаряда в пределах 53 г, составляет 2.300 – 2.500 Дж, то один выстрел из гладкоствольного ружья по энергетике равен суммарной энергии 7,5 – 8,2 выстрелам из пистолета ПМ. Таким образом, для выполнения работы одного патрона 12/76 потребуется произвести залповый огонь из 7 – 8 пистолетов ПМ!
Особо следует отметить патроны специального назначения. К этому типу боеприпасов чаще относятся низкоимпульсные травматические патроны, т.е. имеющие меньшую массу порохового заряда, однако это не всегда правильно. Так называемые «вышибные» патроны, оснащенные пулей из спрессованного мелкодисперсного керамического порошка или иных материалов, применяются для форсирования дверных проемов и разрушения преград. Патроны относятся к категории специальных, однако обладают высокой энергетикой. Снаряд способен выполнить необходимую работу, но при этом не обладает каким-либо проникающим действием в силу того, что при ударе о твердую поверхность он почти полностью дефрагментируется. Примечательно то, что огонь по дверной арматуре ведется практически в упор, и в этой связи, когда отвод дефрагментированного материала осуществляется совместно с пороховыми газами в районе дульного среза оружия, последний необходимо оснащать эффективными дульными насадками.
К специальным относят также патроны сигнальные, дымовые, маркировочные, оснащенные резиновыми пулями, пластиковой или резиновой картечью, заряды пониженной летальности и нелетальные (парализующие, обездвиживающие и т.д.). К специальным патронам высокой энергетики относятся боеприпасы, оснащенные металлокерамическим и керамическим зарядом, а так же «флашетами»- миниатюрными дротиками, уложенными в контейнер. Количество флашет в патроне может колебаться от 20 до 22, в зависимости от конструкции самого снаряда и от размера гильзы: 70 или 76 мм. Флашеты имеют самый дальний рубеж поражения – свыше 120 метров. Однако вопрос применения флашет требует отдельного рассмотрения в силу особенностей их [внешней] баллистики.
Активные эксперименты с флашетными зарядами проводились в США в середине 1960-х годов. Наиболее известны разработки фирм «Ремингтон» и «Винчестер-Олин».
«Ремингтон» разработал патрон модели «SP-12F-20», 12 калибра, оснащенный 20 дротиками длиной 25 мм и массой 0,49 г каждый. Начальная скорость заряда суммарной массой 9,8 г составляла 594-671 м/сек.
«Винчестер-Олин» представил патрон «ХМ258», оснащенный 20 дротиками массой 0,47 г каждый. Суммарная масса заряда составляла 9,4 г. Начальная скорость аналогична образцу «Ремингтона».
Флашеты укладывались в пластиковые контейнеры, черного цвета в зеленой гильзе «Ремингтон» и белого цвета в красной гильзе «Винчестер-Олин».
Опыт применения флашетных зарядов показал, что они наиболее эффективны на дистанции свыше 30-35 метров (дистанция стабилизации). На более коротких дистанциях дротики, до стабилизации траектории, наносили тяжелые раны, хотя и не обладали предусмотренным проникающим действием.
Были зарегистрированы попадания с летальным исходом на дистанции 300 метров. Однако оптимальным считается расстояние 100-110 метров, по открытой местности.
Во Вьетнаме, где морская пехота применяла оба патрона, было отмечено, что у «Ремингтона» лучшие показатели кучности огня и большая проникающая способность.
Вместе с тем, флашетный заряд обладал низким коэффициентом проникновения через растительные преграды – траву, тростник, подлесок, уступая в эффективности картечи. Если цель находилась в глубине «зеленки» порядка 2-3 метров, дротики буквально выкашивали растительность, но цель оставалась не пораженной.
Эксперименты с одно-дротиковым зарядом проводились и в СССР. Был разработан специальный снайперский 6-мм патрон, где дротик укладывался в контейнер-обтюратор. Однако и эти эксперименты были прекращены в силу их малой перспективности.
Маркировочные патроны находят свое применение даже в сельском хозяйстве при отслеживании больного или раненного животного. В наиболее типичных случаях, маркировочные патроны применяются когда, к примеру, необходимо пометить зачинщиков уличных беспорядков, к которым в отдельные моменты трудно подступиться (окружение толпы, «живые заборы»). Отметив специальным красителем хулигана или преступника, представители сил правопорядка могут потом его удерживать в поле зрения для принятия дальнейших соответствующих мер.
При разгоне уличных беспорядков, где нередко используются подразделения специального назначения, в нештатных ситуациях в местах заключения могут найти применение нелетальные заряды или заряды с пониженным порогом летальности: резиновые пули, резиновая дробь, кинетические пакеты. Если резиновые снаряды – дело практически всем знакомое, что представляет собой последний из перечисленных зарядов? Представьте себе разовый пакетик чая, только вместо чая в прочном и гибком пакете находится либо очень мелкая дробь, либо керамический порошок. Свернутый рулоном, пакет укладывается в патрон. При выходе из ствола, пакет расправляется и при попадании в цель, наносит ей удар, по силе равный крепкому нокаутирующему удару боксера.
Применяя резиновые снаряды, необходимо учитывать, что при стрельбе с близкого расстояния, менее 5-10 метров, по живой цели в летней одежде снаряд может нанести серьезное ранение. В целях уменьшения риска, летом лучше производить выстрел в область мягких тканей ног и ягодиц. Зимой, когда нарушитель тепло одет, резиновый заряд частично утрачивает или существенно снижает свою силу, в зависимости от расстояния, возможна стрельба по туловищу.
Огонь на поражение!
В практике боевого применения гладкоствольного оружия на поражение существуют две зоны, куда следует «положить» заряд: голова и так называемый «центр масс» - область грудной клетки и верхней части живота. Это обеспечивает и поражающий, и останавливающий эффект одновременно.
В каждой конкретной ситуации боец должен правильно ее спрогнозировать, выбрать необходимый тип патрона и зону поражения живой цели. Либо это должен быть бескомпромиссный выстрел на поражение, либо выстрел превентивный, сохраняющий жизнь, останавливающий правонарушителя от дальнейшего развития конфликтной ситуации. Обычно предпочтение отдается крупной дроби (картечи).