Неоконченные предложения
При всей внешней легкости выделения дезадаптивных установок в разговоре, для этого нужен навык.
· Лучше, конечно, если вы приобретете его не из книги, а на хорошем семинаре по психологической практике. Или в собственной практике. Но это как повезет.
Этот навык можно потренировать на пару с коллегой, взяв обычный тест неоконченных предложений. Вы предлагаете человеку продолжить предложения, то есть высказать суждение, опираясь на его собственное мировоззрение. Иногда такое высказывание сразу дает нам установку.
· «Если все против меня, то надо дать в лоб».
Иногда (и чаще) это высказвание служит отправной точкой: мы начинаем разворачивать установку от ее частного проявления к — обобщению: «Когда я был ребенком, мне не хватало тепла. Мне всегда хотелось иметь сестру. — Сестра давала бы больше тепла? — Да, папе с мамой часто было не до меня. — Вы бы хотели, чтобы родители относились к вам теплее? — Да, ведь людям нужно, чтобы их кто-то любил…» Вот и установка.
· Не факт, что она дезадаптивна сама по себе. Но в конкретной ситуации стать основой проблемного поведения или переживаний — может. Если мы просто тренируемся, то дальше идти не стоит. А если работаем с клиентом, отталкиваясь от своих вопросов или вопросов теста, то можно продолжать разбираться.
В качестве упражнения тест неоконченных предложений можно использовать так:
Работаем в парах, тройках или четверках. Берем список неоконченных предложений и предлагаем одному из участников продолжить тему. (Недолго, в одном-двух предложениях). Во-первых, отслеживаем, вызвала ли тема эмоциональную реакцию. А во-вторых, если вызвала, то либо сразу, либо через уточняющие расспросы выделяем установки.
· А если человек к теме равнодушен, то лучше дать другую.
Список неоконченных предложений:
- Думаю, что мой отец редко...
- Если все против меня, то...
- Я всегда хотел...
- Если бы я занимал руководящий пост...
- Будущее кажется мне...
- Мое начальство...
- Знаю, что глупо, но боюсь...
- Думаю, что настоящий друг...
- Когда я был ребенком...
- Идеалом женщины для меня является...
- Идеалом мужчины для меня является...
- Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
- По сравнению с другими семьями, моя семья...
- Лучше всего мне работается с...
- Моя мать и я...
- Сделал бы все, чтобы забыть...
- Если бы мой отец только захотел...
- Думаю, я достаточно способен, чтобы...
- Если кто-нибудь работает под моим руководством...
- Я бы мог быть очень счастливым, если бы...
- Надеюсь на ...
- В школе мои учителя...
- Большинство моих знакомых не знает, что я боюсь...
- Не люблю людей, которые...
- Считаю, что большинство юношей и девушек...
- Супружеская жизнь кажется мне...
- Моя семья обращается со мной как...
- Люди, с которыми я работаю...
- Моя мать...
- Моей самой большой ошибкой было...
- Я хотел бы, чтобы мой отец...
- Моя наибольшая слабость в том, что...
- Моим скрытным желанием в жизни...
- Мои подчиненные...
- Когда ко мне приближается мой начальник...
- Наступит тот день, когда...
- Хотелось бы мне перестать бояться...
- Больше всего люблю тех людей, которые...
- Считаю, что большинство женщин...
- Считаю, что большинство мужчин...
- Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
- Большинство известных мне семей...
- Люблю работать с людьми, которые...
- Считаю, что большинство матерей...
- Считаю, что хороший отец...
- Раньше я чувствовал себя виноватым, если...
- Когда мне начинает не везти, я...
- Больше всего я хотел бы в жизни...
- Когда я даю другим поручение...
- Когда я буду старым...
- Люди, превосходство которых над собой я признаю...
- Мои опасения не раз заставляли меня...
- Когда меня нет, мои друзья...
- Моим самым живым воспоминанием детства является...
- Мне очень не нравится, когда женщины...
- Мне очень не нравится, когда мужчины...
- Моя сексуальная жизнь...
- Люди, которые работают со мной...
- Я люблю свою мать, но...
- Я люблю своего отца, но...
- Когда я был ребенком, моя семья...
- Самое худшее, что мне случалось совершить...
Очень важно, чтобы участники работы не старались подделаться под “правильное” мировоззрение, а высказывали то, что у них есть на сегодня.
· Об этом нужно договориться заранее.
Поначалу может получаться несколько путано, установки могут ускользать, особенно если то, что человек говорит, совпадает с нашим родным мнением. Но постепенно мы приучаемся выделять установку по формальным признакам:
Это высказываение общего характера (вообще, все, никто…)
Это категорическое высказывание (всегда и только так…)
Это высказывание относится к области мировоззрения (не «все скамейки деревянные», а, к примеру, «все люди»… «мир устроен так, что в нем…») и соответственно претендует на характер аксиомы или закона — основополагающего знания о мире человеческих отношений.
· И тогда «все люди изначально добры и стремятся к самоактуализации» — это установка, как бы согласны мы с нею ни были. И для того, кто ее разделяет, она может (не обязана, но может) быть неадаптивной, мешать жить: если жизнь упорно в эту установку укладываться не хочет, а человек — переживает.
И, последнее:
Для результативной работы с установками у психолога должно быть свое осознанное успешное, широкое и адаптивное мировоззрение, чтобы работа с клиентом не превратилась в навязывание своих «заморочек».
Резюме
Итак, на втором шаге консультирования мы:
· Все время поддерживая контакт!
— Затрагиваем четыре основные проблемные области («Я сам», «Отношения с окружающими плюс работа», «Близкие отношения плюс секс», «Дети-родители») а также выясняем, не было ли непосредственного травматического опыта.
— Опираясь на наблюдение за внешними проявлениями клиента, знание о типологиях и «втором плане», ищем наиболее эмоционально дискомфортные области и, постепенно уточняя, подходим к наиболее болезненной проблематике.
— Помогаем клиенту осознать и проговорить, что это за проблематика.
— Выясняем дезадаптивную установку, питающую проблемное поведение и переживание.
И затем переходим к следующему этапу.