Инструмент № 12: Контроль тембра
Тембр — это термин, который используется для описания степени твердости или мягкости человеческого голоса. Трудно описать или идентифицировать качество тембра, однако он способен оказывать очень сильное влияние на аудиторию.
Есть определенное сходство между тембром голоса и настройкой тона в высокоточной музыкальной системе. Многие аудиосистемы оснащены рукоятками контроля, которые позволяют слушателю повышать или снижать мощь басов или звучание дискантовых тонов в музыке. Более усовершенствованные системы дают возможность осуществлять очень тонкую подстройку тембра музыкального произведения с помощью графического эквалайзера. Низкие, высокие и средние частоты можно сбалансировать
Стр. 144
до уровней, устраивающих каждого отдельного слушателя. Повернув рукоятку контроля частоты, скажем басового регистра музыкальной системы, вы не просто повышаете громкость звучания, вы повышаете уровень басового резонанса. Если ваша музыкальная система уже включена на полную мощь, вы можете заметить, что басовые ноты в музыкальном произведении вибрируют настолько сильно, что слушатели могут ощущать эти вибрации всем телом.
Важно помнить, что, подобно музыкальному тембру, вокальный тембр представляет собой свойство, поддающееся изменениям, когда звук имеет определенную высоту и удерживается на одной ноте. Любую ноту, которую вы в состоянии без усилий пропеть, можно изменить так, что она приобретет более твердое или мягкое звучание.
Давайте исходить из представления о том, что вокальный тембр может быть твердым или мягким. Какие свойства приписывают слушатели голосу с твердым или мягким тембром? Мягкий голос создает впечатление, что его обладатель — человек добросердечный, предупредительный, спокойный. Примерами могут служить детский психолог или ночной ди-джей. Резкий, сильный тембр оставляет впечатление принадлежности очень энергичному, порывистому, наэлектризованному человеку. Представьте себе рыночного торговца или ведущего молодежного телеканала.
Как правило, местный акцент, связанный с городской средой, звучит несколько резче и, может быть, грубее, чем акцент жителей сельской местности. Люди используют дыхание, напряжение и резонанс несколько разным образом. Например, жителям сельской Ирландии свойственно в разговоре выпускать воздух достаточно
Стр. 145
плавным и непрерывным потоком, что более способствует усилению резонанса. Уроженцы Белфаста, напротив, чаше совершают вдохи и вьщохи в речи, что приводит к физическому напряжению в горле и ограничивает резонанс. Это происходит в результате перекрывания голосовой щели. В данном случае следует пояснить, что такое перекрывание голосовой щели.
Это явление происходит, когда задняя часть гортани мгновенно напрягается в процессе речи, перекрывая путь потоку воздуха. Попробуйте проделать это. Произнесите громко какое-нибудь слово, например, «автоматический», с сильным акцентом, словно проглатывая большую часть согласных звуков. У вас получится нечто вроде «а'о' ма'и'ч'кий», так что в пределах одного слова вы испытаете несколько перекрываний голосовой щели. Начните произносить слово заново. Только в этот раз прервитесь после произнесения первого звука «а». Отметьте положение гортани: она напряжена и сомкнута, так что через нее нет доступа воздуху.
Вспомните подраздел о громкости, в котором рассматривалось понятие резонанса. Резонаторы функционируют эффективнее всего, когда воздух имеет возможность проходить свободно и мышцы вокруг резонаторов расслаблены. Голосовой тембр — насколько резко или мягко звучит голос человека, — более всего зависит от двух факторов: прохождения воздушного потока и мышечного напряжения.
Что же можно сделать для изменения тембра собственного голоса? Значительное изменение тембра — задача нелегкая. Голосовой тембр напоминает местный акцент. Это нечто, выработавшееся у вас в течение всей
Стр. 146
жизни и ставшее инстинктивным. Если вы желаете изменить тембр, вам следует обрести полный контроль и над потоком воздуха, который вы выдыхаете, и над степенью собственной физической релаксации. Это помогает также выработать ощущение «позиционирования голоса» за счет визуализации «центрирования» голоса в определенной точке на пути прохождения воздушного потока.
Если вы стараетесь достичь мягкого тембра, вы можете представить себе, что ваш голос находится в центре грудной клетки: расслабьте как можно больше мышц и сосредоточьтесь на ощущении вибрации в вашем грудном резонаторе (вспомните о ночном ди-джее). Если вы добиваетесь «твердого» тембра, визуализируйте, как ваш голос размещается в гортани или в ротовой полости (можете вспомнить о ведущем молодежной телепрограммы).
Однако в театре следует быть очень внимательным. «Позиционирование» голоса в горле неминуемо приведет к определенной степени мышечного напряжения в этой области, и, если вы начнете делать усилия, чтобы ваш голос звучал нормально, излишнее напряжение может привести к длительной травме. На радио и телевидении, где программы часто идут в записи, такое напряжение вполне приемлемо, если у вас нет необходимости в «проецировании» голоса на аудиторию.
Полезные советы
Ваш собственный «природный» тембр, скорее всего, будет представлять нечто среднее между «жестким» и «мягким». Чем ближе тембр к одной из «крайних» точек диапазона, тем более вы нуждаетесь в развитии чуткости,
Стр. 147
необходимой для его изменения. Поэтому внимательно вслушивайтесь в различные голоса людей в повседневной жизни. Слушайте рекламные ролики на телевидении; тип рекламируемой продукции обычно диктует выбор конкретного голосового тона и тембра. Иногда можно слышать, как один и тот же актер в разных рекламных клипах говорит разным голосом. Если вы сумеете освоить способность изменения тембра, то, возможно, станете более востребованным как актер.