Биологический спад и возможности духовного развития
В поисках высшего «Я» человек попадает в мир духовных реальностей, где все психические качества становятся силами, с помощью которых можно завоевать или победить эту духовную действительность. С каждым духовным шагом открывается, выражаясь феноменологически, новый ландшафт, с новыми встречами, которые, однако, в начале фазы не всегда могут быть только положительными. Третья большая фаза жизни (по китайской поговорке, фаза, в которую становишься мудрым) начинается в сороковые годы, если быть точнее — в 42 года. При этом среднем значении в каждом отдельном случае устанавливается более быстрое или более медленное развитие.
В начале этой фазы жизни — очень бурные годы. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Для женщины на эти годы приходится, кроме того, отчетливо отмеченный конец репродуктивной фазы. Для мужчины это время повышенных сексуальных потребностей, которых женщина чаще всего не понимает. Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступать короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую.
Реакция на эту ситуацию может быть совершенно различной. Многие, кто попадает в нее неподготовленными, пугаются, видят в ней доказательство собственной слабости, и считают, что должны изменить ее как можно быстрее. Они работают еще больше, еще ожесточеннее и агрессивнее делают карьеру, или пытаются заглушить голос слабости алкоголем, сексуальными приключениями, или пассивно наслаждаются телевизором. Некоторые пытаются сделать козлами отпущения жену, мужа или шефа, отравляющего им всю радость жизни. У мужчины встречается знакомое: «Мари меня больше не понимает», у женщины: «Ганс больше не интересуется мной». <...>.
На своем жизненном пути человек оказывается на своего рода распутье, и выбор, который он делает теперь, определяет дальнейшее течение жизни. Теперь решается, возможно ли ревизовать желанный лейтмотив, или лейтмотив погружается в темные глубины подсознательного, где он весь остаток жизни представляет собой постоянную угрозу чувству самооценки. Сомнение в ценности экспансивной жизненной позиции, ориентированной на «Я», становится проблемой существования. Это заявило о себе уже в конце тридцатых годов. Кто до этого момента еще не занимался нематериальными ценностями жизни, должен воспринимать эту ситуацию как в высшей степени угрожающую. Для ощущения «Я» и самооценки открытие, что жизненные силы уходят и что становится все труднее делать ипланировать все самому, является жестким ударом. К этому прибавляется еще глубокая неудовлетворенность собственным положением. Понятно, что и Марта Мере рассматривает четвертую (по ее подсчетам) фазу жизни от 42 до 56 лет, время вокруг середины сороковых как фазу предрасположенности к кризису. Она сравнивает ее с периодом полового созревания, которому также предшествует период уверенности, прерываемый внезапно открытием, что человек не знает себя и жизнь. Большое различие заключается в том, что первый период полового созревания происходит при восхождении линии жизни, второй — при нисходящей или при убывании жизненных сил. Хотя в обоих случаях старая гармония подвергается опасности, содержание кризисов в том и другом случае совершенно различно: тогда пытались всеми силами пробиться в «настоящую жизнь», сегодня при убывающих жизненных силах растет сомнение в ценностях этой «подлинной жизни».
<...>
В психическом отношении мужчина переживает конфликт: с одной стороны, он хочет снова быть молодым, еще раз быть двадцатилетним и пережить еще раз всю экспансивную фазу, но уже с опытом, который он собрал в первый раз; с другой стороны, он хочет выполнить основную задачу своей жизни для реализации своего лейтмотива и для надежности духовной реальности, на которой основано собственное высшее «Я». Желание снова стать молодым (которое должно скрывать внутреннюю тоску по чему-то новому в жизни) может быть направлено в проекциях вовне: многие мужчины носят в этом возрасте свободную спортивную одежду, приобретают пружинящую походку и стараются быть остроумными. Петух в мужчине становится явно заметным.
Но и женщины вдруг омолаживаются у косметологов и хотели бы, чтобы их принимали за старшую сестру их дочери. Иллюзия, что все еще можно начать сначала, еще раз стать двадцатилетним, должна, конечно, рассеяться, но есть мужчины и женщины, которые очень долго могут сохранять эту иллюзию. В этот момент решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это Юнг. Это процесс перестройки, который я хотел бы описать с помощью понятия «духовное созревание».
Этот процесс идет рука об руку с новым чувством времени. До сорокалетия перед человеком только будущее. Все еще возможно, настоящее придет. Теперь будущее получает горизонт, границу. До пенсии еще двадцать пять лет, а что потом? Время бежит все быстрее, в то время как прошлое становится все продолжительнее. Волевой импульс становится слабее (требуется большее давление, чтобы иметь возможность сделать то же самое), прежде всего в работе с быстро меняющимся содержанием. Теперь больше интересуются работами, в которых играют роль знания, жизненный опыт и компетентность. В последние годы этой фазы ищут прежде всего творческой деятельности или большой работы комплексной духовной природы. Это относится ко всем профессиональным уровням <...>.
Процесс, который Юнг называет «освобождением из плена «Я», Марта Мере описывает следующим образом: «Слишком привязанный к «Я» стимулируемый желанием проявить себя и стремлением к власти, ориентированный на аспект полезности человек незадолго до приближающейся старости вступает в кризис переломного пункта своей жизни. Если он его преодолел, он должен наконец решить, каким образом он будет двигаться навстречу концу своей жизни».
Именно люди с духовными задачами, например, художники или политические руководители, по-настоящему могут развернуть бурную деятельность, они переживают пятидесятые годы как начало действительно творческой фазы. Леман называет поэтому годы после кризиса эпохой больших руководящих личностей. Особенно для людей, кто по работе имеет дело с молодежью, например, для преподавателей и доцентов, годы кризиса означают действительное испытание. Кто преодолевает кризис и может освободить из плена «Я», развивается в действительно ведущий авторитет, который придается молодежью; кто не справляется со своим кризисом, тот проигрывает у молодежи. <...> В этом отношении сороковые годы являются если не последней возможностью, то все же особым шансом в процессе потенциального созревания.
«Ни в один период жизни состояние души не является таким благоприятным для наиболее полного освобождения от плена «Я» и тем самым для развития подлинного сочувствия и самоотверженной готовности помочь, как теперь», — говорит Марта Мере. <...>
«Я» должно в средней фазе жизни поднять «наверх» все инстинкты и желания и потом сопоставить их в душе со стремлениями. Результатом этого процесса является развитие различных аспектов человеческой души, которые я вслед за Рудольфом Штайнером назвал душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной («Я»).
В сороковые годы в распоряжении человека находятся все эти аспекты его психики, они могут быть теперь применены в дальнейшем ходе его жизни. В связи с этим возникает большой вопрос: для чего я хочу их использовать? Что я должен, собственно говоря, делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?
<...> Достижение зрелости — это процесс развития, которого не минует никто, даже знающий. И все же знание о кризисе сороковых годов имеет большое преимущество. Зная, что речь идет исключительно о себе самом, не впадают в ошибку искать в своем окружении или обстоятельствах козлов отпущения или препятствия. Если слова X.Кюнкеля «судьба приходит изнутри» справедлива, то как раз для этой фазы. Судьба приходит изнутри, даже если об этом тебе говорит внешний мир.