Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 5 страница

[lxxxvii] Как отмечают исследователи, обычно женщины больше, чем мужчины, страдают от морализаторской социализации и «бдительности» воспитателей на всех этапах становления Я-концепции и, в частности, сексуальности. Так, например, по данным Г. С. Васильченко (С. 397), нередко среди обращающихся по поводу отсутствия полового влечения и даже отвращения к половой жизни встречаются женщины, которые в свое время крайне испугались первой менструации, так как они ничего не знали о ней, но, — как подчеркивает Г. С. Васильченко, — о дефлорации с кровью и «позором на всю жизнь» инициативные «воспитатели» их успели предупредить.

[lxxxviii] О сознании мужчины и его преимущественно социальном происхождении говорилось выше.

[lxxxix] Лутошкин А. Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 162–175; он же. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. С. 22–23.

[xc] Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990. С. 37–53.

[xci] Цит. по: работе: Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: ВШ, 1994. С. 159, 179.

[xcii] См., к примеру: Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 173.

[xciii] Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 135.

[xciv] Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., (б/и), 1913.

[xcv] Так, по данным сравнительного анализа А. С. Горева, в каждой возрастной группе 10–15% испытуемых детей характеризовалось существенно большим диапазоном (относительно среднегрупповой) регуляции. (Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния ЦНС // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 111–133). По данным В. И. Здравомыслова, мужское оволосение лобка у женщин встречается в 7,25% случаев (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 13).

[xcvi] Именно поэтому понятие нормы для интеллекта в хроматизме не используется. Это обусловлено экспериментальными данными по гендеру, согласно которым, к примеру, фемининные мужчины с низкой маскулинностью имеют более высокий показатель интеллекта по тесту OTIS, чем мужчины с высокой маскулинностью.

[xcvii] Hanna J. L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989.

[xcviii] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 12.

[xcix] В современной психологии «чисто по-советски» (Секса у нас нет!) эта проблема не ставится даже по отношению к полу. Так немецкий профессор У. Бер (U. Beer) в издании 1993 г. пишет: «Что касается пола, большинство цветов, даже красный, не имеет существенных «половых» признаков». См. русск. Перевод: Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 110. В этом с ним до сих пор солидарно большинство исследователей, не разделяющих ни личность, ни семантику цвета не только по гендеру, но даже и по полу. Следует признать, однако, что изредка исследователи приводят данные по полу, но без учета гендера, и, разумеется, получают противоречивые результаты. См. к примеру, обзор в книге Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: СамГПУ, 2001. С. 197–208.

[c] Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 22.

[ci] Так, например, как полагает Р. Джонсон “развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая где только сможет. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир” (Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.: Харьков, 1995. С. 41). (Цит. по: Кораблина Е. П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 176).

[cii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001, Часть 1.

[ciii] В хроматизме исследуются репрезентативные функции и свойства нормального человека в его гендерно-половом диморфизме при нормальных и экстремальных условиях. В психиатрии же, психоанализе и аналитической психологии принято подразделять все индивидуальные состояния человека на норму и патологию. Поэтому для устранения каких-либо разночтений с самого начала следует учесть, что хроматизм принципиально не затрагивает патологию человека. В то же время в медицинской норме он выявляет нормальные и экстремальные состояния, определяемые релевантными условиями (жизни, эксперимента и др.). Вместе с тем, как показали результаты дискуссии на III конференции Группы Аналитической Психологии, психиатрия, психоанализ и аналитическая психология, могут выявлять и в нормальных, и в экстремальных условиях существования и норму и патологию. Однако это не является задачей хроматизма, поскольку здесь возникает парадоксальная проблема поиска критериев для нормальных или экстремальных состояний в патологии. Для нормы же они представлены ниже.

[civ] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 416.

[cv] Детализацию и перераспределение компонентов интеллекта в этих состояниях см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6.

[cvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[cvii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 89.

[cviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 212.

[cix] На мой взгляд, понятие «измененное состояние сознания» является нонсенсом («несознающее сознание»). Поэтому в хроматизме это состояние названо «измененным состоянием интеллекта» или, строго говоря, состоянием с перераспределенными доминантами компонентов интеллекта.

[cx] Сегодня же игнорирование этого факта приводит к совершенно необъяснимым семантическим казусам. Так, например, ссылаясь на проведенный мной анализ данных в «Хроматизме мифа», «Лечении цветом», «Античном хроматизме» и т. п.) ряд авторов смешивает смысловое значение цвета и по гендеру, и по различным условиям существования. Любопытно, что смешение хроматических данных по гендеру разными авторами приводит к большей адекватности результатов, чем при сравнении со смешением по условиям существования. На мой взгляд, это объясняется репрезентативным характером пола для гендера (85 %), тогда как нормальные и эктремальные состояния являются своего рода взаимоисключающими.

[cxi] Согласно констатации А. А. Невской и Л. И. Леушиной, репрезентативно систематические ошибки в левом («вербальном») полушарии взаимно симметричны и одинаковы для всех наблюдателей, тогда как в правом — несимметричны и неодинаковы для разных лиц (Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 81–82).

[cxii] Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7.

[cxiii] Дорошенко В. А., Конева Н. М., Смирнов В. А. Регистрация и анализ электроэнцефалограммы // Методы исследований в психофизиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 39.

[cxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144.

[cxv] Как отмечается в психологии личности, потребность в аффилиации (межличностном общении и стремлении быть в обществе) связана с высоким уровнем эмпатии. Экспериментальное изучение этой потребности выявило, что у женщин она выражена сильнее, чем у мужчин (Аверин В. А. Психология личности. С. 59).

[cxvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144–145. Как сторонники, так и противники этой точки зрения проводят эксперименты без подразделения испытуемых по гендеру. Иначе говоря, к примеру, сторонники могут набрать группы испытуемых мужчин с ярко выраженной маскулинностью для определения характеристик мужественности, а противники для этих же целей — группы мужчин с ярко выраженной фемининностью. Разумеется, результаты будут диаметрально противоположными.

[cxvii] Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985. С. 235. Если мы используем этнологический подход, означает ли это, что философия объявляется этнологией? Нет, это значит только, что мы принимаем стороннюю точку зрения, дабы понять вещи более объективно, — так считал Людвиг Витгенштейн в своих Философских работах (Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 446).

[cxviii] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 18–19.

[cxix] Вполне можно допустить, что этот маркер мог передаваться парнерам и без осознаваемого ими взаимодействия именно путем эмпатии. Об этом говорят достоверные опытные данные о непосредственном (бессознательном) взаимодействии партнеров путем био- и электромагнитных полей. См.: Иванов-Муромский К. А. Нейроэлектроника, мозг, организм. Киев: Наукова думка, 1983; Холодов Ю. А. Магнетизм в биологии. М.: Наука, 1970; он же. Мозг в электормагнитных полях. М.: Наука, 1982; Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. М.: Наука, 1968; он же. Электромагнитная сигнализация в живой природе. М.: Советское радио, 1974.

[cxx] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 392–393.

[cxxi] Итак, на основе определений Канта и опыта Джеймса можно представить образование чувства веры из подсознательного и, главное, бессознательного компонентов интеллекта. Отсюда становится понятным и преобладающее число истинно верующих женщин (доминанта бесссознания как нельзя лучше объясняет переход в «мистическое» состояние). Сюда же «вписывается» и более адеватное отражение символа веры мужчинами-священниками (экстериоризировать глубинные чувства может лишь самосознательное отношение к религии; самосознание же доминирует преимущественно в мужественном интеллекте). Главная задача хроматизма — объяснить женщине величественную ипостатичность ее духа в целеположенности жизни, ибо мужчине всегда и так все ясно.

[cxxii] Evdokimov P. La femme et le salut du monde. P., Desclee de Brouwer, 1978.

[cxxiii] Цит. по: Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 11.

[cxxiv] Там же. С. 124.

[cxxv] С позиций хроматизма именно вера и послушание являются сущностной характеристикой женственного сознания, которое призвано Богом хранить традиции во имя сохранения жизни на земле. И именно поэтому женщина сознательно участвует телом в божественном акте, в вере своей отдавая свое сознание избранному божеству на земле как Мария — Богу на небесах.

[cxxvi] Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М.: ББИ, 2002. С. 112.

[cxxvii] На уровне интеллекта (как модели личности) это завершение означает сущностно экстремальное заполнение Ид-планом субдоминантного информационного пространства между женственными доминантами М- и С-планов. Завершение же мужчины осуществляется (матерью, социумом) лишь как становление М-плана («не плачь», «не бойся»), тогда как С-план мужчины может уподобиться женственной ипостатичности Святого Духа лишь в истинном творчестве. Таковым было всегда мое мнение. И это мнение недавно нашло любопытное подтверждения в герметических текстах каббалистов: «тексты называют золото как воспринимающую материю для Всемирного разума» (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91). В главе о желтом цвете мы убедимся, что золото — цвет женщины, — цвет ее тела, которое искуснейшим образом связано с естественностью воспринимающей материи — будущей Матери.

[cxxviii] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233. В связи с тем, что эти цвета постоянно смешиваются с другими в западных языках, смею поправиться вслед за словами великого философа, но Церковью были канонизированы — не красный, а пурпур, и не синий, а голубой — для мантий, соответствующих указанным состояниям (см. семантику этих цветов в последующих главах).

[cxxix] Reynolds V., Tanner R. Biology of religion. N.Y.-L., 1983. P. 10.

[cxxx] Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991. С. 25.

[cxxxi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995 // Приложение II. С. 371.

[cxxxii] Сублимат — хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его семантику по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах и других характеристиках хроматизма (см. 5 Часть книги).

[cxxxiii] Белик А. А. Психологическая антропология. История и теория. М.: РАН, 1993. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

[cxxxiv] В тантризме для усиления этого восходящего движения издавна использовалась энергия сексуальности человека (либидозная, как ее много позже назовет З. Фрейд). Мощный заряд биоэнергии волевым усилием медленно шаг за шагом посылается «снизу вверх» через весь позвоночник (спинной мозг) опять же в глубины затылочно-теменной части головы (подкорку мозга). Определенные свидетельства этого принципа (семантического общения с миром божественного и непознаваемого) дают и электроэнцефалограммы в кризисных (в некотором роде трансовых) фазах взросления человека. Фазах, когда наибольшая биоэлектрическая активность мозга фиксируется именно в затылочно-теменных отведениях.

[cxxxv] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 398, 409.

[cxxxvi] Несмотря на эту схожесть в хроматизме исследуются и различия в основных (архетипических) представлениях отдельных конфессий. Безусловно, один человек не в силах охватить всю совокупность этих различий, в связи с чем буду и далее чрезвычайно признателен специалистам за публикацию (и частные сообщения) данных по хроматическим характеристикам предметных ритуальных и / или канонических цветов в тех или иных религиозных обрядах (со ссылкой на источники). Так, к сожалению, мне не доступны конкретные данные по синтоизму, зороастризму и бахаизму. И, разумеется, для создания адекватной мировой религии было бы чрезвычайно важно уточнение специалистами тех предварительных данных о религиозных архетипах, которые уже представлены в хроматизме на уровне рабочей гипотезы.

[cxxxvii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1999.

[cxxxviii] Разумеется, это описание никак не претендует на какую-либо полноту, глубину или широту, поскольку в качестве нулевого приближения предназначено исключительно для гипотетического выявления характеристичеких цветов (в определенных конфессиях) и установления хроматических связей с архетипическими представлениями верующих.

[cxxxix] Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. Курс лекций. СПб.: СПбГАК, 1997. С. 32–41.

[cxl] Для русского языка этот вывод подтверждается Максом Фасмером (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I–IV, М.: Прогресс, 1986. Т. I. С. 432) и Анной Вежбицкой (Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 282), однако возникает проблема этимологического соотнесения голубого (не синего) цвета с цветообозначениями в западных языках.

[cxli] См. детализацию этого представления в статье (Аверинцев С. С. Дух святой // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 412).

[cxlii] Цветовой архетип является такой моделью, которая позволяет представить суть той или иной религии как бы «в снятом виде», то есть на уровне чувственно-образной логики подсознания. Понять же, то есть осмыслить архетип на формально-логическом уровне сознания вряд ли когда-нибудь удастся полностью. В этом с Юнгом невозможно не согласиться.

[cxliii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер.с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990; Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 1. С. 190–195, Эрмин В. Г. Индуистская мифология // Там же. С. 535–543.

[cxliv] Серебряный С. Д. Тримурти // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 525.

[cxlv] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 13–14.

[cxlvi] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[cxlvii] Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. С. 87.

[cxlviii] Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 527.

[cxlix] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[cl] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. Гл. 1, 3, 5.

[cli] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[clii] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата. С. 132–135.

[cliii] Бычков В. В. Византийская эстетика. Теретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 103.

[cliv] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина, 1994, № 2. С. 96–98; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, С. 24–33.

[clv] Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clvi] Heller E. Wie Farben wirken. S. 169–170.

[clvii] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Формы половой жизни. Развитие брака // Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 22–25; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

[clviii] Архетипическим цветом Византии по праву считается красновато-пурпурный. Этот оттенок царственного пурпура является дополнительным к голубовато-зеленому цвету, — цвету ислама, возникшему в качестве цветовой оппозиции к Византийской культуре.

[clix] Коран. 2: 21, 182; 4:115, 116, 169; 25: 1; 39: 18, 19, 71. M.: Recep Akkemik. ISIGA DOGRU — 1 (К свету — 1). Istanbul, 1993, P. 55–67.

[clx] Грязневич П. А., Басилов В. Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 183–187.

[clxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[clxii] Каракозова Ж. К. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. № 2. С. 91–138.

[clxiii] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 34.

[clxiv] Не следует путать этот синий архетип с оранжевым цветом протестантов в Нидерландах, где они «обрели» оранжевый цвет вслед за правящей династией Оранж и стали «оранжистами лишь внешне, то есть скорее на политической, чем на религиозной основе (Heller E. Wie Farben wirken. S. 257–269).

[clxv] Баха — арабское слово, означающее «Свет, Сияние» — главное из имен Бога. Помимо этого используются имена: Вишну, Шива, Иегова, Аллах… (Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001. С. 210).

[clxvi] Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ / Пер.с англ. М., 1992. С. 37. Цит. по: Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб., 2001.

[clxvii] Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира. СПб.: Химиздат, 2001. С. 216.

[clxviii] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 394–397.

[clxix] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 78.

[clxx] Шарден П. Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 68.

[clxxi] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. №5. С. 76–87.

[clxxii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479

[clxxiii] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек. 2002. № 5. С. 76.

[clxxiv] Ибо хроматизм включает все многобразие форм брака в мировой культуре, которое освобождает человека от давления как социума, так и сексуса, то есть возрождают в нем истинно человеческое — любовь.

[clxxv] Хроматические данные по религиозным течениям будут представлены в соответствующих разделах по цветам.

[clxxvi] Для лиц, которых заинтересует метафизика этой модели, добавлю, что, не будучи политологом или теософом, я сопоставлял исключительно репрезентативные экспериментальные данные по сублимированным цветам без каких-либо претензий на точность датировок, теоретическое обоснование выведенных архетипов и / или законченность оппозиционных сопоставлений. Полагаю возможным, что работоспособные специалисты смогут дать критические замечания и / или развить сильные стороны этой модели в силу ее насущной актуальности.

[clxxvii] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 356.

[clxxviii] Еженедельник «Московские новости». № 33. 18–25 августа 1996 год.

[clxxix] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 315–317. Об этом же вслед за Гельманом говорит и Цойгнер: «Разговорами о примитивных ассоциациях здесь нельзя ничего объяснить». Кайнц также подтверждает это мнение: если бы ощущения ассоциировались с цветом, то самым горячим цветом воспринимался бы белый цвет, так максимальная температура наступает при белом калении (Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 103).

[clxxx] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 405.

[clxxxi] Похлебкин В. В. Словарь… С. 392.

[clxxxii] Подробнее о партии зеленых см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 72, 81–82.

[clxxxiii] Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. С. 102–103.

[clxxxiv] Лотман Ю. М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия». М.: Мир, 1972. С. 5–23.

[clxxxv] Щеглов Е. В. Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы. Краткий исторический очерк. 1715–1915. Петроград, 1917. С. 99.

[clxxxvi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 404.

[clxxxvii] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл.3.

[clxxxviii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики. С. 392.

[clxxxix] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. СПб; М.: изд. М. О. Вольфа, 1882. С. 535.

[cxc] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984; Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

[cxci] По данным В. Г. Кульпиной, красная калина — знак красоты и девственности.

[cxcii] Бахилина Н. В. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 192, 202.

[cxciii] В этом смысле флаг Европейского Союза (желтые звезды на темно-синем фоне) представляет собой сочетание дополнительно-контрастных цветов, законы взаимодействия которых в хроматизме моделируют развитие сложных открытых систем.

[cxciv] Похлебкин В. В. Словарь … С. 550–553.

[cxcv] Мыльников А. С. Народы … Гл. 3.

[cxcvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997; Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980.

[cxcvii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239; Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67.

[cxcviii] Петров Л. В. Мода как общественное явление (анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31.

[cxcix] Но еще раз напомню, что во всех этих теориях имелись ввиду апертурные (изолированные от предметов) цвета, а не цвета модных или не совсем модных одежд.

[cc] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001.

[cci] Этому аспекту мужских «идей» посвящен § 9.2 моего «Хроматизма мифа».

[ccii] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.

[cciii] Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989. С. 477–481.

[cciv] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989; Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Часть III.

[ccv] Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. СПб.: Наука, 1997. Гл. 3.

[ccvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[ccvii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 62–63.

[ccviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 221.

Примечания к 2 Части

[ccix] Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973. С. 105.

[ccx] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 67.

[ccxi] Бьерре Й. Семи — посвящение в мужчины // Вокруг света. 1966. № 1. С. 14–17; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 7.

[ccxii] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 55–63.

[ccxiii] Если корление грудью для женщины и, разумеется, для младенца — норма жизни, то семяизвержение для мужчины (творца, традиционно бравшего на себя функции правления в экстремальных условиях) — экстремум сексуса. Критерием экстремальности в хроматизме принято считать не столько обнажение-предъявление себя противоположному полу, сколько интервал времени: нормальные условия жизни занимают много больший отрезок времени, чем экстремальные. Таким образом, уже в отношениях материальных (физиологических) маркеров белого цвета проявляется половой диморфизм человека в различных (нормальном или экстремальном) состояниях (Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6–7).

[ccxiv] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

[ccxv] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.

[ccxvi] Смысл и значение белого цвета верхних мужских одежд: доминанта сознания в измененном состоянии интеллекта. Детальный анализ и вывод этого положения был проведен мной в I части книги «Хроматизм мифа» (Л., 1990).

[ccxvii] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[ccxviii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 81.

[ccxix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 61. Как отмечает Рамачарака, цветом седьмого начала является цвет особенной яркости, какого никогда не видел человеческий глаз. Это абсолютно белый цвет, самое существование которого отрицается наукой (Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 50–52). Действительно, в физике до сих пор не существует реального (то есть не идеализированного) абсолютно белого цвета; в реальной жизни — тем более. Каким же образом тогда стал известен этот цвет? И Рамачарака поясняет: Об ауре седьмого начала мы можем сказать очень мало, и это немногое дошло до нас только по преданию. Нам говорили, что она состоит из «чистого белого цвета», цвета, неизвестного науке. Среди нас нет ни одного человека, кто бы видел его и никто никогда не увидит (на человеческой стадии развития. Зрелище этой изумительной лучезарности представляется существам, стоящим на гораздо более высокой ступени, чем мы.

[ccxx] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 7.

[ccxxi] Символика цвета в буддизме в основном представлена по книге буддистского автора Сумбэ хамба Ишбалжир «Гирлянда цветов», дополнена данными из справочников по общей символике и никак не претендует на полноту или законченность. См.: Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986.

[ccxxii] Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149,248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[ccxxiii] Поэтому попытки, например, Р.-Л. Руссо характеризовать белым цветом мужественную категорию Ян вряд ли можно считать обоснованными в конфуцианстве. Тайцзи же как даосский символ объединения Инь и Ян, который Руссо принимает за основу своего анализа, не подлежит разделению именно в силу догмата веры даосизма (ср.: Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, 1980. P. 50, 62 et c. и Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 33–50). Ибо, как писал К. Г. Юнг о тайцзй вслед за китайскими философами, “состояние Дао — это начало мира, в котором еще ничего не началось, а также состояние, достигаемое высшим разумом” (Хуайнань-цзы // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 36–65; Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 85).

Наши рекомендации