Часть V. Психическая саморегуляция
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
ПИТЕР'
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург• Самара •Новосибирск
Киев • Харьков • Минск
Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий. Тематика представленною материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья: как влияют на здоровье человека социальные п психологически-*; факторы: какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данном! области и т. д. Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья.
Оглавление
От редактора........................................................................ 10
Часть I. Физическое, психическое и социальное здоровье
Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода)
(Д. Н. Давиденко).......................... •............................. 12
Контрольные вопросы...................................................... 14
Занятие 2. Оценка анаэробной производительности (определение максимального кислородного долга)
(Д. Н. Давиденко)............................................................ 15
Контрольные вопросы.................................................... 16
Занятие 3. Оценка физического состояния (Д. Н. Давиденко) .... 17
Контрольные вопросы.................................................. 18
Занятие 4. Оценка физической работоспособности с помощью
Гарвардского степ-теста (Д. Н. Давиденко)............................. 19
Контрольный вопрос.................................................... 21
Занятие 5. Оценка физической работоспособности по данным теста
PWC и непрямого определения МПК (Д. Н. Давиденко).... 22
Контрольные вопросы.................................................... 24
Занятие 6. Оценка физической работоспособности с помощью
б-моментной функциональной пробы (Д. Н. Давиденко) ... 25
Контрольный вопрос...................................................... 26
Задание 7. Определение адаптационного потенциала
(Д. Н. Давиденко)................................................................ 27
Контрольный вопрос...................................................... 28
Занятие 8. Интегральная оценка уровня физического здоровья.
(Д. Н. Давиденко) . . '...................................................... 29
Контрольный вопрос...................................................... 31
Занятие 9. Самооценка состояния здоровья (Д. Н. Давиденко). . . 32
Контрольный вопрос................................................. .33
Рекомендуемая литература............................................ 34
Занятие 10. Самооценка физического, психического
и социального здоровья (Г. С. Никифоров, Л. И. Августова) . . 35
Задание 1. Самооценка физического здоровья........................ 36
Контрольные вопросы......................................................... 141
Приложение 20.1. Опросник Кейрси.......................... 141
Приложение 20.2. Образец регистрационного листа
к опроснику Кейрси................................................... 144
Рекомендуемая литература......................................... 146
Часть IV. Образ жизни
Занятие 21. Оценка уровня удовлетворенности качеством
жизни (Н. Б. Водопьянова)............................................. 148
Контрольные вопросы.................................................... 150
Приложение 21.1. Шкала оценки качества жизни......... 151
Ключ ............................................................................... 155
Рекомендуемая литература............................................ 155
Занятие 22. Оценка качества жизни (3. Ф. Дудченко)....... 156
Контрольные вопросы.................................................... 159
Приложение 22.1. Опросник оценки качества жизни . ,. . . 159
Приложение 22.2. Оценки параметров качества жизни ... 162
Приложение 22.3. Заключение по оценке качества жизни . . 162
Рекомендуемая литература......................................... 163
Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового
образа жизни школьников (А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк) ... 164
Контрольные вопросы................................................. 166
Приложение 23.1. Опросник «Образ жизни школьников» . . 166
Приложение 23.2. Экспертное оценивание результатов
тестирования по методике «Образ жизни школьников» . . . 178
Рекомендуемая литература......................................... 192
Занятие 24. Информированность о путях передачи
ВИЧ-инфекции (О. П. Исакова)................................... 193
Контрольные вопросы................................................. 194
Приложение 24.1. Вопросы для оценки практических знаний
о поведении, создающем риск заражения ВИЧ..... 194
Ключ .............................................................................. 199
Рекомендуемая литература........................................... 200
Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации.
(О. П. Исакова)............... \........................................... 201
Контрольные вопросы................................................. 202
Приложение 25.1. Методика Цукермана.
Склонность к поиску ощущений............................. 203,
Приложение 25.2. Вопросы.......................... '................... 203
Приложение 25.3. Ключи к шкалам опросника SSS... 205
Рекомендуемая литература.......................................... 206
Занятие 26. Ранняя профилактика приобщения к наркотикам
(О.П.Исакова)............................................................... 207
Контрольные вопросы . ............................................ 208
Приложение 26.1. Хомякова Елена. Тайна цветка
Папоротника............................................................ 208
Рекомендуемая литература......................................... 212
Занятие 27. Оценка аддиктивных установок лиц, страдающих
наркоманией и алкоголизмом (О. П. Исакова)........... 213
Контрольные вопросы........ ................................ 214
Приложение 27.1. Тест аддиктивных установок
Макмаллаиа-Гайлхар............................................. 214
Рекомендуемая литература........................................ 216
Часть V. Психическая саморегуляция
Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый
компонент здоровой личности (С. М. Шингаев)......... 218
Содержание занятий..................................................... 219
Занятие 1....................................................................... 219
Занятие 2....................................................................... 224
Занятия 3-8................................................................... 226
План занятий............................................................... 226
Занятие 9....................................................................... 229
Занятия 10-12 . . ........................................................ 230
План занятий................................................................ 230
Контрольные вопросы................................................. 231
Рекомендуемая литература......................................... 231
Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации
(Ю. И. Филимоненко)....................................................... 232
История создания методики мышечной релаксации .... 232
Структура методики мышечной релаксации.............. 235
Психофизиологические механизмы методики мышечной
релаксации................................................................ 240
Производственный вариант методики мышечной
релаксации............................................................... 248
Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации . . 254
Оценка успешности релаксационных занятий............ 260
Контрольные вопросы.................................................. 266
Приложение 29.1. Первое занятие курса мышечной релаксации.
Основные положения информационной части....... 266
Приложение 29.2. Первое занятие курса мышечной
релаксации. Ориентировочный текст учебной части . . . 271
Приложение 29.3. Учебная успешность сеанса мышечной
релаксации: формы оценки..................................... 275
Приложение 29.4. Сеанс мышечной релаксации:
динамические особенности учебной и прагматической
успешности ........................................................... 276
Приложение 29.5. Статистические нормативы показателей
цветового теста М. Люшера.................................... 277
Рекомендуемая литература........................................ 277
Часть VI. Профессиональное здоровьеЗанятие 30.
Методика работы руководителя по обеспечению
психического здоровья персонала (С. М. Шингаев)... 280
Методика определения состояния психического здоровья
персонала................................................................. 281
Методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье 285
Контрольные вопросы.................................................. 289
Приложение 30.1. Основные направления работы руководителя организации по сохранению
и укреплению здоровья персонала......................... 289
Рекомендуемая литература......................................... 291
Занятие 31. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности (А Г. Маклаков) . . . 292 Общие проблемы организации психологической помощи
в экстремальных условиях деятельности............... 292
Методика оценки психического состояния пострадавших
и выявления лиц, нуждающихся в псикологической помощи 295
Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой
психической травматизации.................................. 298
Контрольные вопросы............................................... 300
Приложение 31.1. Методика для оценки уровня развития
адаптационных способностей личности............... 301
Текст опросника......................................................... 303
Приложение 31.2. Методика оценки уровня ситуационной
тревожности.............................................................. 317
Приложение 31.3. Анкета самооценки состояния (АСС) . . . 318
Бланк для анкеты самооценки состояния................. 319
Шкала самооценки (Ч. Д. Снилбергер, 10. Л. Ханин) .... 320 Приложение 31.4. Оценка резервных возможностей
кардиоресиираторноп системы............................ 321
Приложение 31.5. Инструкция по применению
психологических методов коррекции функционального
состояния............................................................... 323
Рекомендуемая литература....................................... 331
Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности (Н. Е. Пурнис,
Е. А. Соловьева)......................................................... 332
Контрольные вопросы............................................... 341
Приложение 32.1. Упражнения на занятиях по арт-терапии ... 341
Рекомендуемая литература....................................... 344
Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры
по средствам моделирования (Н. Л. Ильина)........... 345
Контрольные вопросы................................................ 349
Рекомендуемая литература....................................... 350
От редактора
Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России. Прошедший период был отмечен выходом специальных научных журналов в данной области знаний, статей, учебных пособии и монографий. В 2003 г. под редакцией профессора Г. С. Никифорова вышел первый в России учебник «Психология здоровья» и в том же году под его руководством была создана первая в России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге.
Настоящий труд — первый опыт издания практикума по психологии здоровья в нашей стране. Его вполне можно рассматривать как практическое дополнение к упомянутому выше учебнику. В содержание практикума вошли темы, относящиеся к числу особенно важных направлений исследования в современной психологии здоровья. К ним относятся: оценка здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях; психические состояния и здоровье; личностные аспекты здоровья; образ жизни; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности.
В практикуме представлены как уже хорошо известные и апробированные методики, так и оригинальные, разработанные авторами практических занятий. В подготовке данной работы приняли участие в основном преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В подготовке данного пособия приняли участие следующие авторы: Л. И. Августова, канд. психол. наук, доцент; Е. Ю. Березняк, магистр психологии; Р. А. Березовская, канд. психол. наук, доцент; Я. Е, Водопьянова, канд. психол. наук, доцент; А. С. Галицкий, канд. пед. наук; Я. Я. Гурвич, д-р психол. наук, профессор; Д. Я Давидепко, д-р биол. наук, профессор; 3. Ф. Дудчепко, канд. психол. паук, доцент; Я. Л. Ильина, канд. психол. наук, доцент; О. П. Исакова, ассистент; А. И. Колчев, д-р мед. наук; Л. В. Куликов, д-р психол. наук, профессор; А. Г. Маклаков, д-р психол. наук, профессор; Г. С. Никифоров, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор; Б. В. Овчинников, д-р мед. наук, профессор; Я. Е. Пурнис, аспирантка кафедры психологии СПбГАСУ; Е. А. Соловьева, канд. психол. наук, доцент; Ю. И. Филимоненко, канд. психол. наук, с. н. с; С. М. Шишаев, канд. психол. наук, доцент; М. В. Штейн, ассистент.
Часть I