Семинарское занятие VI
1. Проблема возрастной периодизации в психологии
2. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека
3. Неравномерность и гетерохронность психического развития
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: – М.,1990. – Т. I.
2. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. – М., 1977.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.,1997.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.,1993.
5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.,1980. – С.56 – 68, С.130 – 136.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971 – №4.
7. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе / Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
Коллоквиум I
темы:
1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии
2. Исторический обзор основных теоретических концепций в возрастной психологии
3. Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии
4. Проблема возрастной периодизации
Основные понятия: эксперимент, наблюдение, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, тест, экспериментально-генетический метод; ассимиляция; адаптация; аккомодация; схема; интериоризация; эгоцентризм; теории рекапитуляции; либидо; id ; ego; super-ego; базальное доверие-недоверие; эго-идентичность; кризис идентичности; эго-интеграция - отчаяние; ведущая деятельность; ведущие мотивы; зона ближайшего развития; неравномерность психического развития; гетерохронность; онтогенез; эмбриогенез; акмеология; геронтология
Период новорожденности
Возрастные границы: от дня появления на свет до 1 месяца. Основным новообразованием у новорожденного является индивидуальная психическая жизнь. С самого начала создается особая социальная ситуация развития – ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни новорожденного социально опосредованы. Несмотря на короткое время, этот период является очень важным для дальнейшего развития. Переходность данного периода проявляется на разных уровнях: общесоматическом, сенсорном и социальном.
Приспособление и адаптация новорожденного к новой окружающей среде проявляются в виде аллергических физиологических реакций (желтушность, покраснение), потери в весе, а затем его восстановлении (сроки зависят от индивидуальных нейродинамических свойств).
Всю психическую жизнь новорожденного определяет сенсорная регуляция. Качественно сенсорная система дана к рождению, а количественно – приобретается в течение жизни.
Новорожденный обладает сравнительно ограниченным набором безусловнорефлекторных форм поведения. К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: сосательный, оборонительный и ориентировочный, а также несколько специальных двигательных: хватательный, опорный, переступательный. Все они регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами, которые созревают к моменту рождения. Реакции ребенка на большинство воздействий извне недифференцированы и заключаются в движениях ручками и ножками.
Кора больших полушарий еще не полностью сформирована: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками, что приводит к широкой иррадиации возбуждения и затруднению образования условных рефлексов. Необходимым условием развития головного мозга является активная работа анализаторов. В условиях сенсорной изоляции его развитие резко замедляется
К концу первого – началу второго месяца появляется комплекс оживления. Это первый акт поведения, акт выделения взрослого, первый акт общения, который проявляется в виде следующих реакций:
· общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
· использование плача, крика для привлечения к себе внимания;
· обильные вокализации во время общения с матерью;
· реакция улыбки.
Своевременность возникновения комплекса новорожденности указывает на нормальность психического развития и знаменует переход к следующему этапу.
Младенческий возраст
Возрастные границы:от 1 месяца до 1 года. Основным новобразованием данного возраста является автономная речь. Социальная ситуация развития – ситуация связи со взрослым (по Л.С. Выготскому – социальная ситуация «Мы» – ситуация эмоционального комфорта, защищенности. Противоречие этой ситуации заключается в том, что ребенок нуждается во взрослом, но не имеет средств управлять им. Разрешается это противоречие на протяжении всего периода, разрушая ситуацию «Мы». Ведущая деятельность – эмоционально непосредственное общение ребенка со взрослым.
Развитие ребенка идет в нескольких направлениях: продолжается формирование перцепции, наряду с этим развивается моторика. Период младенчества является сензитивным периодом для развития моторики, которое осуществляется только в системе эмоционально положительного общения со взрослым. В развитии моторики выделяют три направления:
– развитие движения глаз
– формирование акта хватания
– развитие общих локомоций.
Моторика участвует в формировании всех психических функций младенца. Умственное развитие происходит в тесной связи с активным освоением младенцем окружающего пространства и предметной деятельности. Ребенок находится на сенсомоторной стадии интеллектуального развития (по Ж. Пиаже).
Базовой потребностью возраста является потребность в безопасности, защищенности. Здесь формируется базовое доверие или недоверие к окружающему миру (по Э. Эриксону).
До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. В это время закладываются особенности речевых конструкций через стремление ребенка установить контакт со взрослым с помощью доречевых форм общения (гуление, плач, воркование, лепет, жесты).
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Автономную речь называют детским жаргоном или языком нянь. Непосвященному эту речь понять невозможно. По форме она является общением. Автономная речь не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически, а также по значению (одни и те же вокализации могут означать разные предметы, действия). Связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд эмоциональных восклицаний.
Возникновение автономной речи и переход к активной – знаменуют собой соответственно начало и конец кризиса 1 года.
Кризис одного года не является острым. Два противоречия характеризуют данный кризис:
– к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень.
– имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость в переходе на вербальный.
Если раньше регуляция осуществлялась на биологическом уровне, то теперь она входит в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на приказе взрослого или самоприказе. Происходит дезорганизация в регуляции, что приводит к нарушению биоритмов (нарушение режимов сна и бодрствования, удовлетворения витальных потребностей), изменениям в эмоциональной сфере (появляется плаксивость, угрюмость, капризность).
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие кризиса новорожденности.
2. Какова роль врожденных безусловных рефлексов в период новорожденности?
3. Раскройте понятие комплекса оживления.
4. В чем роль предречевого развития и каковы особенности автономной речи?
5. Опишите кризис одного года с точки зрения обусловленности предыдущим развитием и роли его в дальнейшем развитии.