Лабораторные занятия в аудитории
Анализ структуры педагогического общения на уроке и в других ситуациях.
Занятия в аудитории. Тренировочные упражнения (обучающие игры): 1) имитация педагогического общения на начальной стадии урока; 2) педагогическое общение с двойной задачей: учитель — отвечающий ученик; учитель — класс во время опроса; ЗГмоделирование конфликтных ситуаций: учитель — неподготовленный к.ответу ученик; учитель — ученики, невнимательные к ответу товарища; учитель — подсказывающие ученики и т.д.
Обучающая игра: .организация творческих групп для групповой познавательной деятельности.
Обучающая игра: учитель — провинившийся ученик.
По теме 5, ТрвНИрОВОЧНЫб упражнения
Тренировочные упражнения по речи в типичных ситуациях педагогического общения. Дикционная выразительность речи. Краткость, точность, содержательность, эмоциональность и убедительность. Использование основных средств выразительности речи. Имитация выступления перед учениками. Анализ результатов.
Упражнения: умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выработка двигательной свободы в процессе педагогической деятельности; упражнения на снятие мышечного напряжения; достижение мышечной свободы и эмоционального благополучия.
Управление инициативой общения. Упражнения на действия в типичных ситуациях.
407 |
Приложение 2
Овладение методами изучения отношения учеников к учителю: планирование и проведение интервью, анкетирования, проективных экспериментов с учениками.
Упражнения на самоанализ стиля собственного общения с окружающими.
Упражнения на развитие педагогической наблюдательности.
по теме 7. Лабораторные занятия в аудитории.и школе
Практическое овладение основными методами изучения межличностных общения и взаимоотношений. Отработка умений и навыков проведения, обработки и анализа социометрических,аутосоциометрических и «рефереитометрических» экспериментов.
по теме 8. Обучающие имитационные игры
Обучающие имитационные игры по овладению техникой индивидуализации педагогического общения. Отработка ситуаций: учитель— ученик, Занимающий благоприятное положение в классе (положительно направленный); учитель — лидер — дезорганизатор; учитель — активист, противопоставивший себя классу; учитель — ученик, находящийся в психологической изоляции.
Обучающие игры: учитель — родители хорошо успевающих учеников; учитель — родители неуспевающих учеников; учитель — родители учеников, нарушающих дисциплину.
Имитационная обучающая игра — отработка педагогического общения на родительском собрании.
по теме 9. Имитационныеобучающие игры
Имитационные обучающие игры, моделирующие типичные ситуации общения: в системе учитель — учитель; в системе учитель — администрация школы (завуч, директор).
По теме 6. Лабораторные занятия в школе ш аудитории
Наблюдения за педагогической деятельностью учителей для определения стиля педагогического общения.
Отработка методов анализа стиля педагогического общения. Сопоставление стиля общения с его эффективностью.
408
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ
Приложение 2
409
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 1
Общение как межличностное и межсубъектное взаимодействие. Самостоятельность — зависимость категории «общения» от категории «деятельности». Подходы к определению понятия «общение» через совместную деятельность и через потребности личности. Субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер взаимодействия в общении.
Психологическая структура общения и ее отличие от структуры деятельности. Области'сближения общения и деятельности. Фатическое общение. Когнитивный, аффективный, поведенческий и социально-перцептивный (социально-когнитивный) компоненты общения.
Тема 2 щ ..--
Общие .основы эффективного.межличностного взаимодействия. Концепция черт личности субъекта взаимодействия как парадигма в проблеме эффективного общения.
Пер&дод от статичной "теории черт к динамичной теории отношений. Концепция отношений личности как субъекта взаимодействия,
Концепция ситуативной детерминации межличностного взаимодействия. Идея отношений личности к ситуации в контексте проблемы межличностного взаимодействия. Ситуативность и трансситуативность поведения.
Интегративный подход к проблеме детерминации взаимодействия; влияние черт, отношений и ситуации. Позитивная установка как основа эффективного межличностного взаимодействия.
Тема 3
Технологии эффективного общения. Подчеркивание значимости и принятия (уважения) партнера. Связь с фундаментальными потребностями личности. Подчеркивание общности позиций и интересов. Связь с феноменами внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Техники активного слушания.
Манипулятивные игры в деловом общении. Стили поведения в общении, Стили поведения в конфликте. Конкуренция, сотрудничество и др.
Тема 4
Стили руководства как стили взаимодействия. Авторитарный, демократический и попустительский стили и их содержание. Влияние стилей на эффективность деятельности и психологический климат. Специфика проявления указанных стилей в педагогическом взаимодействии. Комбинированный стиль.
Особенности восприятия субъектом руководства других людей в зависимости от стиля. Особенности восприятия педагогом учащихся в зависимости от стиля. Особенности восприятия подчиненными руководителя в зависимости от его стиля. Восприятие учащимися педагогов авторитарного и демократического стиля.
Влияние стиля на отношение к школе л учебе, Отношение к стилю и его принятие в зависимости от уровня образования работника и уровня его квалификации.
Тема 5
Психология педагогического общения. Продуктивное педагогическое общение. Организационные, дисциплинарные и оценивающие воздействия в структуре продуктивного и непродуктивного педагогического общения.
Структура продуктивного вербального взаимодействия педагога и учащихся. Методика Н. Фландерса.
Эффект самореализующегося прогноза в общении. Индивидуальный подход в межличностном и межсубъектном взаимодействии педагога с учащимися. Учет особенностей характерологии, мотивации и стиля учебной деятельности.
Тема 6
Личность как субъект и объект межличностного познания. Когнитивная социальная психология и социальная перцепция. Закономерности и механизмы межличностного познания. Социальные оценочные эталоны. Стереотипизация. Де-центрация. Идентификация. Проецирование. Эмпатия.
Когнитивно-аффективная природа процесса межличностного познания. Жизненные сценарии личности и позиция субъекта межличностного познания (индивидуальная концепция «видения» других). Жизненные сценарии личности как объекта межличностного познания: взаимосвязь поведения и «видения» личности другими людьми.
Зависимость эффективности межличностного взаимодействия от эффективности познания личности «другого». Ошибки адекватности познания и их влияние на эффективность взаимодействия. Особенности проявления социально-когнитивных феноменов б педагогическом общении.
Роль психологической службы школы в системной организации изучения личности учащегося.
Тема 7
Роль тренинговых технологий в повышении профессионализма межличностного познания и взаимодействия. Тренинг общения и сенситивный тренинг.
Рефлексивно-перцептивный тренинг: теоретические основы и методика проведения. Коррекция общих и профессиональных установок личности в процессе тренинга. Актуализация рефлексивных процессов.
Социальные оценочные эталоны. Стереотипизация. Де-центрация. Идентификация. Проецирование. Эмпатия
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.......... 106
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................... •....... •....... 3
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
..................... 11 |
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........ 11
О социальной психологии и ее истории.
Из истории изучения взаимоотношений
в детскцх группах и коллективах.................................................... '•................... 17
ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ................................................... 31
Образовательные системы и развитие личности ................................................. 31
... 34 ...36 ...39 |
Социализация личности......................................................................................... 32
Самоактуализация и самотрансценденция личности................................
Социализация агрессии..............................................................................
Агрессия .адаптивная и н'еадаптивная.............. '.".'..................................
Личность и деформация ее «ядра» при делинквентном поведении.................... 43
Я-концёпция и самооценка школьника................................................................. 47 ''
Мотивация учения, поведения и выбора профессии........................................... 54
О мотивации..................................................................................................... "4
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности............................ 3D
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.............................................. 59
"" |
Профессиональная мотивация
Характерологические «пунктики» личности........................................................ 76
Понятие акцентуации..................................... ■............................................. ■■ ' "
Onисание типов акцентуаций ......................................................................... ' °
Особенности психологической и психопедагогической работы с акцентуантами .... 81
Развитие ответственности личности...................................................................... 92
Q0
Концепция локуса контроля.................................................................... ■....... VLi
Q7
Интернальность как компонент личностной зрелости..................................... J1
Предпочтительность интернальности — безусловен ли этот постулат.... 100
Литература.
Методы изучения межличностных отношений................................................. 106
Экспериментальные методы, в изучении взаимоотношений ........................ 106
Что измеряет социометрический опыт....................................................... 108
Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов .................... 113
Способы обработки результатов экспериментов........................................ 119
Аутосоциометрические методы ................................................................... 126
Ретроспективная аутосоциометрия ........................................................... 128
Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов ....... 129
Изучение ценностно-ориентационного единства, «Рефёрентометрия» .... , 137
Ученик в системе личных взаимоотношений.................................................... 139
Потребность в общении ............................................................... ,............... 139
Основные системы отношений в школьных классах........................ ,............. 144
Положение ученика в системе личных взаимоотношений................ ..,.,... „„ .,.,.-, S 47
Взаимность выборов и удовлетворенность в общении................................. 155
Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами группы 160
Динамика личных взаимоотношений.................................... .......... .....;.......... .168
Устойчивость личных взаимоотношений
в различных экспериментальных ситуациях .,, ,.,..,.,......... ,..... ,.,,...... .,,....... 1 70
Динамика отношения ученика к ученику......................................................... 172
Устойчивость положения, ученика..................... .,.,..... „_ .,.„',,..,,,.__ .„....,,. I 74
Что определяет положение ученика
в системе личных взаимоотношений................................................................. 179
Обоснование детьми выбора партнера ................................................ „..... 180
Положение ученика и успеваемость.............................................................. 191
Социально-психологическая наблюдательность педагога............................ 193
Педагог и взаимоотношения между детьми................................................ , 201
Психологическая структура школьного класса................................................ 206
Понятие о структуре взаимоотношений.,.,.................................................. 206
О первом круге желаемого общения ............................................................. 208
О втором круге желаемого общения............................................................. 210
Структура личных взаимоотношений
и организационная, структура школьного класса
Литература............................................. 221
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.................. 223
Психологические модели педагогической деятельности
(системный подход)............................................................................................. 223
Профессионализм и творчество педагога..................................................... -оА
Мотивация педагога и удовлетворенность профессией.................................... 234
Профессиональная Я-кинцепция педагога......................................................... 238
Я-концепция и самооценка........................................... -................................. 2оо
Квантификация межличностных отношений и Я-концепция........................ 241
Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития педагога 247
Учитель в системе психологической службы школы....................................... 253
Литература............................................................................................................ 263
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ..................................... 265
Общение как фундаментальная категория
общей и социальной психологии......................................................................... 265
Общение и терпимость ..._.......................................................................... 269
Правила и техники общения ......................................................................... ,ЛХ'':.
Профессионально-педагогическое общение...................................................... 286
Стили педагогического общения ....... :................................ •......................... 287/
.Структура педагогических воздействий .. ................................................... 292
Педагогическое общение и межличностные ценности учащихся .................. 294
Эффективное и неэффективное поощрение............................................................ 300
Преднамеренное и.непреднамеренное в педагогическом общении.................. 301
Фронтальное и диадическое педагогическое общение................................... ouz
Предметность педагогического общения....................................................... 304
Психология «педагогической команды* ......................................................... о06
Дидактическое общение....................................................................................... 308
Методика анализа вербального взаимодействия ......................................... ЗОУ
Структура вербального взаимодействия на занятиях.................................. 314
Литература ........................................................................................................... 320
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ........... 322
Социальная перцепция. Общие закономерности............................................... 322
Педагогическая социальная перцепция. Общие основы................................... 332
Педагогическая социальная перцепция и продуктивность деятельности педагога . . 333
Педагогическая социально-перцептивная стереотипизация........................ 335
Другие феномены педагогической социальной перцепции ............................. 338
Рефлексивно-перцептивные способности и умения ...................................... 340
Рефлексивно-перцептивный тренинг (РП-тренинг) ...................................... 342
Личность педагога и познание учащегося....................................................... 347
Самооценка педагога и отражение им личности учащегося ....................... 351
Тренинг педагогической проницательности. Методика............................... 352
Педагогическая социальная перцепция. Частные исследования...................... 354
Отражение педагогом учебной и профессиональной мотивации учащихся .......... 354
Отражение педагогом автономности—-зависимости учащихся \__
в учебной деятельности .............................................. ,............................ ;;,... 360
Принципы структурирования оценочных представлений ............................ 367
Особенности восприятия личности дглинквентных подростков................. 372
Литература............................................................................................................ 377
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
И ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ.........................................379
Приложение 1. Педагогические ситуации. Практикум..................................... 379
..... 400 |
Приложение 2, Программы повышения
социально-психологической компетентности учителей ...