Вербального взаимодействия 3 страница
Итак, нельзя согласиться с тем. что термин «криминальная личность» является ошибочным и что не существует никаких личностных образований, отличающих антисоциальную личность от правопослушного гражданина. Нам определенно ясно представляется, что понятие «криминальная личность» — это не абстракция, а отражение объективно существующей реальности. Множество экспериментальных исследований убедительно показывают различия между криминальной и некриминальной личностью. Центральные, определяющие различия лежат в сфере отношений личности к действительности, в системе ее социальных установок и ценностей. Кроме этого, обнаруживаются некоторые дополнительные отличия даже на уровне характерологических особенностей. Например, некоторые виды акцентуации характера определенно могут рассматриваться в качестве фактора риска делинквентного поведения.
Второй из вышеназванных нами вначале тезисов имеет принципиально иную основу. Он ставит под сомнение понятие «криминальная личность» в связи с идеей о ситуативной (а не личностно-устойчивой) обусловленности поведения человека.
Дело в том. что в последнее время интенсивно обсуждается вопрос об устойчивости (трансситуативности) поведения человека. Высказываются полярные точки зрения о его детерминации поведения устойчивыми характерологическими особенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами, с другой стороны. В основе этих дискуссий лежат не только различные теоретические платформы авторов их участников, но и результаты экспериментальных исследований. Установлено, например, что существует так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, которая состоит в завышении оценок трансситуативности поведения и недооценке влияющих на него ситуативных факторов (R. Nisbett. L. Ross, 1982). На основе этого делаются радикальные выводы об отсутствии личностной обусловленности поведения человека. Однако такой вывод является как слишком радикальным, так и мало обоснованным. Конечно, совсем не учитывать влияния ситуативных факторов на поведение некорректно. Но разве более корректно не учитывать обусловленности поведения личностными особенностями!-1 То, что трансситуа-тивность. устойчивость поведения существует в объективной реальности (а не является лишь одним из теоретических подходов), подтверждено сотнями эмпирических исследований как в классической, так и в современной психологии личности. Да собственно и сама фундаментальная ошибка атрибуции состоит лишь в констатации завышениия значения трансситуативности поведения и недооценке ситуативных факторов. Речь, таким образом, не идет об отказе от рассмотрения устойчивых особенностей личности.
Мы полагаем, что продуктивным является подход, основанный на использовании принципа дополнительности: взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов. Причем в большинстве случаев детерминирующими факто-
рами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некоторых, гораздо более редких на наш взгляд, случаях иерархия факторов может меняться.
В соответствии с концепцией социальной обусловленности противоправного поведения понятию «личность» принадлежит здесь совершенно особое место. Личность занимает центральное место в причинной цепочке: социальные причины преступлений—личность преступника—преступное поведение (А. Р. Ратинов. 1988). Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «криминальная (делинк-вентная) личность» (М. М. Коченов, 1977; С. В. Кудрявцев, 1988; А. Р. Ратинов, 1988; А. А. Реан, 1991 и др.). При этом, конечно, не следует отрицать и значения ситуативных факторов. Не случайно поэтому вошло в профессиональный язык специалистов и такое понятие, как «криминогенная ситуация» — такая ситуация, которая в силу своего фактического содержания способствует совершению преступления. Однако в любом случае личностный фактор остается одним из важнейших, поскольку противоправному поведению предшествует отражение данной объективной ситуации субъектом правонарушения. Объективно одна и та же ситуация одну личность приводит к совершению правонарушения. а другую — нет.
Таким образом, и в случае с криминальным поведением справедлив обобщающий подход, который мы сформулировали ранее, учитывающий взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов (принцип дополнительности). При этом личностные факторы играют роль детерминирующих, а ситуативным принадлежит роль выступать в функции модуляторов.
Заметим, что теоретическая позиция, связанная с ошибочным преувеличением роли ситуативных факторов и недооценкой личностных особенностей в их влиянии на поведение, может привести к особо негативным последствиям именно в случае с делинквентным и криминальным поведением. Рассмотрение ситуативных факторов в качестве основных причин, детерминант (а не модуляторов) делинквентного поведения логически приводит к снятию ответственности с личности за такое поведение. Практические негативные последствия такого подхода легко предсказать, но трудно представить. Совершенно очевидно, что предвидение правовых последствий санкций (или их отсутствия) не может не воздействовать на личность. Юридический контекст требует от человека более внимательно относиться к последствиям своих поступков, и наоборот — его отсутствие ослабляет внимание (Ж. Карбонье, 1986). Психологические эксперименты в области детерминации агрессивного поведения подтверждают это. По крайней мере, установлено, что снятие анонимности поведения и необходимость отчета за свои агрессивные действия в какой-то мере снижают проявление агрессивности личности (J. Rabbie, Ch. Goldenbeld, 1989).
В качестве заключения рассмотрим следующую схему (табл. 1). Она представляет собой системно-структурное описание деформации центральных образований криминальной (делинквентной) личности.
4 6 |
Личность учащегося
Таблица 1. Характеристики центральных («ядерных») образований криминальной личности (по А. Реану)
Доминирующая система отношении | Шкала | Социальные | |||
ценностей | установки | ||||
к другим | к себе | к труду | |||
Характе- | НЕГАТИВ- | Самооценка | НЕГАТИВ- | Контрнорма- | Агрессив- |
ристика | НЫЕ. | может быть | НЫЕ, | тивные, не- | ность, физи- |
Отношение | любой: как | Отношение | гативные, | ческое наси- | |
насторожен- | неадекватно | пренебреже- | асоциальные, | лие как нор- | |
ности, конку- | завышенной, | ния, незна- | эгоцентрич- | ма, контр- | |
ренции, не- | так и | чимости. | ные | норматив- | |
приятия. | неадекватно | неприятия, | ность как | ||
ожидания | заниженной. | отвержения. | стиль пове- | ||
враждебно- | ГЛАВНОЕ: | Труд как | дения. | ||
сти | наличие | атрибут не- | контрнорма- | ||
конфликта | удачников и | тивность как | |||
самооценки | «слабаков» | позитивная | |||
и оценки | характери- | ||||
социума | стика лично- | ||||
(интерак- | сти, скрытая | ||||
ционный | асоциаль- | ||||
конфликт | ность боль- | ||||
самооценки) | шинства чле- | ||||
нов общест- | |||||
ва, негати- | |||||
визм в отно- | |||||
шении офи- | |||||
циальных | |||||
властей (в | |||||
особенности | |||||
правоохра- | |||||
нительных) | |||||
Различия | Значитель- | Значитель- | Очень зна- | Значитель- | Значитель- |
с норма- | ные. Менее | ные, Пуско- | чительные. | ные | ные. Значи- |
тивной | значимы на | вой меха- | Существен- | мы уже на | |
группой | этапе делин- | низмделинк- | но менее | этапе делин- | |
квентности | вентности | значимы на | квентности. | ||
этапе де- | Механизм | ||||
линквент- | защиты «Я» | ||||
ности | и готовности | ||||
к крими- | |||||
нальному | |||||
------------- | ------------------ | ----------------- | действию. |
47 |
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА
Доминирующая система отношений | Шкала | 1 Социальные | |||
це н и осте й | установки | ||||
к другим | к себе | к труду | |||
Возмож- | Имеются. | Только через | Значитель- | Имеются. | Имеются. |
ности | Психокоррек- | достижение | ные, но на | Ранняя | Значитель- |
коррек- | ция и из- | успешности | раннем эта- | коррекция | ные на этапе |
ци и | менения в | в значимой | пе делинк- | предпочти- | делинквент- |
реальном | сфере де- | вентности. | тельна. Усло- | нос™. Пси- | |
социальном | ятельности и | Психокоррек- | вия — дея- | хопедагоги- | |
взаимодей- | изменение | ционная и | тельности ый | ческая кор- | |
ствии | в социаль- | психопедаго- | подход, опо- | рекция. | |
ном оцени- | гическая | ра на реаль- | Психокоррек- | ||
вании. Роль | работа | ность. Психо- | ция. Спе- | ||
психокоррек- | (в том числе | коррекцион- | циальный | ||
ции вспомо- | семейная) | ная и психо- | рефлексивна- | ||
гательная | педагогиче- | перцептив- | |||
ская работа. | ный тренинг | ||||
Тренинг | |||||
(групповая | |||||
психокор- | |||||
рекция) |
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, по выражению немецкого психолога W. Neubauer, «теория самого себя*. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепцииобусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например,
48
Личность учащегося
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА
49
профессиональная Я-концепиия личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Зрелый и плодотворный индивид черпает свое чувство идентичности в ощущении себя творцом, когда он сам и его силы — это нечто единое; такое самоощущение можно выразить короткой фразой: "Я — то, |
Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том. «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой
стороны, несовпадение овальной и идеальной Я-концепции что я делаю».
э Фромм: является источником саморазвития и самосовершенство-
. вания личности. Можно сказать, что многое определяется
мерой этого рассогласования, а также его внутриличност-
ной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте.
По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепшш. построены и некоторые методики измерения адекзатности самооценки. В качестве иллюстрации рассмотрим одну из таких методик.
Методика исследования самооценки
На бланке (табл. 2) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонке (Я) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (с!-). Затем подсчитывается сумма квадратов (d~) и по формуле г = = 1 — 0,00075^ d~ определяется коэффициент корреляции.
Чем ближе коэффициент к 1 (от 0.7 до 1). тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0.4 до 0,6.
Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффициент при У. ^'- то есть будет не 0,00075, а какое-то иное число.
В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:
6xSd-r ~ 1~ п(гГ-ТГ~
Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (то
есть п=20), то коэффициент —;—-— становится равным 0,00075, а общая форму-
г 11 (П--1 ) -г г -
ла превращается в тот упрощеный вариант, который и приведен вначале.
Разность |
Таблица 2
Идеал |
Качеств?, личности
Уступчивость Смелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность Холодность
Капризность Медлительность Нерешительность Энергичность Жизнерадостность |
Энтузиазм Осторожность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость
Несмотря на очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого
50
Личность учащегося
^-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА
51
роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие: субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов (особенно социальных, педагогических и персонологов) к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе. Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А. В. Захаровой, В. П. Зинченко, А. И. Липкиной, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина и др. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том. что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Рассматривая вопрос о девиациях в личностном развитии и вводя понятие пограничной личностной структуры, Е. Т. Соколова определяет последнюю как сложившийся в патогенных семейных условиях ригидный паттерн (стиль) интра- и интерпсихических связей, системообразующие радикалы которого — психологическая недифференцированность и зависимость — характеризуют три важных составляющих его структуры: образ Я, стратегии саморегуляции и коммуникации. При рассмотрении нестабильности самоотношения как системообразующего фактора при пограничных личностных расстройствах (особенно в подростковом возрасте) исследователем изучались изменения системы самооценок, степень конфликтно-
сти мотивации Сформулирован вывод о том, что мотивационные конфликты и низкая дарференцированность когнитивной и аффективной «образующих» самосознания являются основными источниками нестабильности самоотношения. Одной из важнейших особенностей «пограничного сознания», сознания мало-дифференцированного, является невозможность существования в субъективной картине мира с ее синхронностью образов «хорошего» и «плохого». Носитель такого сознания не выносит противоречий, да и вообще любых амбивалентных
ситуаций.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о несовершеннолетних правонарушителях, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. . Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — 'завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией", основанной на эмпирических исследованиях, является-представление о завышенной самооценке как у подростков-делинквентов (С. Н. Хоружий, 1980. Е А Яновская. 1973), так и у взрослых правонарушителей (А. Р. Ратинов, Н Д- Константинова, Е. М. Собчик, 1978). В этой связи отмечается, что неадекватная завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения (А. Р. Ратинов, 1983).
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению'ее сторонников (Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1989) уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, являются, как полагают авторы, методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников (Т Marshal! 1973) и тех, кто попал в сферу внимания общественных организации, занимающихся «трудными» подростками (X. Ремшмидт, 1979), Я-концепция отрицательная В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концеп-
' |
Уверенность ответа на вопросы учителя зависит не только от уровня знаний учащегося, но и от уровня самооценки личности.
Старание ведет к успеху. Успех — к повышению самооценки.
Личность учащегося
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА
ция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции ( X. Ремшмидт, 1994):
1. Снижение самоуважения и как частое следствие — социальная деградация,
агрессивность и тяга к преступлению.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло
дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные дей
ствия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так. молодые люди с негативной само
оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают
себя неспособными к ним.