Использование игр с правилами
Типичные трудности в общении с дошкольниками
Выделяют следующие группы дошкольников, имеющих трудности в общении:
импульсивные дети (гиперактивные);
заторможенные (пассивные) дети;
агрессивные дети;
дети с неадекватной самооценкой.
Эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.
Импульсивные дети.
Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого - они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.
Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
Гиперактивность необходимо отличать от обычной активности, которая свойственна большинству детей дошкольного возраста. Для этого сравним поведение гиперактивного и активного ребенка.
Гиперактивный ребенок | Активный ребенок |
- Находится в постоянном движении и не может себя контролировать. Даже при сильной усталости продолжает бегать и прыгать. Выбившись из сил, доводит себя до истерики. Часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. Такая двигательная активность не имеет определенной цели. На него не действуют ни просьбы, ни уговоры, он не задерживается ни на одном, даже на самом интересном предмете. - Не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным. Быстро и много говорит, задает много вопросов, при этом, не дослушав ответа, перебивает. - Очень плохо засыпает и спит беспокойно. - Часты кишечные расстройства. - Не реагирует на запреты и ограничения, неуправляем. - Не контролирует свою агрессию – кусается, дерется, толкается. - Плаксив, беспокоен, капризен, часто отрицает все подряд. - Часто жалуется на головные боли и повышенную утомляемость. - Не способен удерживать или сосредоточивать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. - Не умеет доводить выполняемую работу до конца, так как не в состоянии усвоить правила этой работы. - Часто теряет свои вещи. - Отличается неповоротливостью, постоянно что–нибудь переворачивает или опрокидывает. | - Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным. Но если его заинтересовать спокойной игрой, то вполне способен достаточно долгое время ею заниматься. - Быстро и много говорит, а также задает множество вопросов. - Для него нарушение сна и пищеварения, скорее исключение, чем правило. - Активен, но не везде и не всегда. - Не агрессивен, но умеет постоять за себя в случае необходимости, однако сам редко провоцирует скандал. Может «взрываться», но подобные вспышки гнева при правильном психологическом подходе родители могут легко успокоить. |
Работа с импульсивными детьми
Основное направление в работе с такими детьми – это повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий.
Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать личностно значимым и эмоционально привлекательным. Ребенок должен захотеть «действовать правильно», т.е. в соответствии с принятым и понятым правилом.
Использование игр с правилами.
Здесь важно учитывать:
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден, подчинятся этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть.
Здесь важна роль воспитателя, он должен совместить в себе две роли – участника и организатора игры.
В роли участника взрослый увлекает детей игрой, демонстрирует правильные действия.
В роли организатора он объясняет правила, помогает удержать их, оценивает и контролирует действия детей.
Взрослый должен совместить в себе эти две роли, т.к. это поможет обеспечить развивающий эффект игры. Если взрослый превращается в играющего ребенка, он не сможет донести до детей правила игры, удержать их и помочь их выполнению. Если же взрослый остается «учителем и контролером», игра теряет для детей свою привлекательность, превращается в формальное и бессмысленное для них упражнение.
Проводя дидактическую игру, следует учитывать, что предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, не может регулировать поведение ребенка до пяти-шести лет. В дошкольном возрасте правила выделяются постепенно, в процессе самой игры, когда одни и те же действия проиграны много раз. Поэтому важнейшим условием формирования произвольного поведения в игре является многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления.
При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как не умение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.
Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка в играх с малыми группами, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой И.В. игру «Разговор руками», игру Черепановой Г. Д. «Послушай тишину», «Сделай так», «Маленькая птичка», «Археология», «Шариковый бой».
А коллективные игры могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до…», «Морские волны», «Броуновское движение», «Говори», «Колпак мой треугольный», «Веселая игра с колокольчиком» и другие.
Виды игр, используемых в работе с импульсивными детьми.
Игры-соревнования правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила или нарушает – это сразу замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
Лото – это пример с правилами и одновременно игры – соревнования, от ребенка в ней понадобится быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции; быть терпеливым и не обижаться в случае проигрыша и т.п.
Народные игры
Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит тому водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных детей.
2. Обсуждения действий ребенка. Беседа организуется взрослым, он задает вопросы о правилах игры и о тех нарушениях, которые ребенок заметил у других детей и у себя. Взрослый может помочь ребенку вспомнить те правила действия, которые тот забыл или не понял, напомнить допущенные им нарушения правил, показать или подсказать, как нужно действовать в той или иной ситуации, помочь найти некоторые «технические приемы» овладения своим поведением (убрать руки за спину, думать о будущем рисунке и т.д.). В процессе такой беседы происходит активное совместное осознание ситуации, правил действия в ней и собственных действий ребенка.
После такого совместного осознания каждую ситуацию следует повторить, с тем, чтобы выяснить, изменились ли показатели произвольного поведения.
3. Введение дополнительной мотивации, которая также поднимает значимость правильного способа действий. Например: если не будешь нарушать правила, дам тебе медаль или назначу помощником воспитателя и т.д.