Связь психологии развития с общей и педагогической психологией, физиологией, педагогикой и частными методиками
Тема 1 Специфика психологии развития как научной дисциплины
Оглавление
1.Понимание психологии развития как отрасли психологии 1
4. Теоретические и практические задачи психологии развития. 2
3. Связь психологии развития с общей и педагогической психологией, физиологией, педагогикой и частными методиками. 2
7.Первое обобщение проблематики психологии развития. Возникновение педологии, ее критика и значение для психологии развития. 4
2. Разделы психологии развития. Их разработанность и значение 4
Принципы возрастной психологии. 5
5. Краткий исторический экскурс становления психологии развития. 6
8.Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции. 11
6. Вклад К.Д. Ушинского в психологию развития 12
Понимание психологии развития как отрасли психологии
1. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени. Временная дистанция.
В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений: 1) филогенез; 2) антропогенез; 3) онтогенез; 4) микрогенез.
Виды изменений:
1. количественные качественные
2. эволюционные; революционные
3. прогресс; регресс
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека. По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный) Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов. Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность. Предпосылки психического развития – биологические особенности организма. Источник психического развития – социальная среда. Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий.
Среди процессов развития выделяют два вида:
а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе;
б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций. Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
Хронологический возраст. Биологический возраст. Психологический возраст. Социальный возраст. Субъективный возраст.
Выделяются нормы развития:
среднестатистические;
социокультурные;
индивидуально-личностные;
комбинированные
Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). Примеры изученных механизмов:
интериоризация – как присвоение форм социальных отношенийü (Л.С. Выготский); подражание формам поведения другого;ü
рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формыü поведения как собственной (В.И. Слободчиков).
В психологии описаны следующие закономерности психического развития:
1. Неравномерность;
2. Гетерохронность;
3. Неустойчивость развития;
4. Сензитивность развития;
5. Кумулятивность развития;
6. Дивергентность-конвергентность хода развития.
Области развития:
1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека;
2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.
Теоретические и практические задачи психологии развития.
Задачи возрастной психологии.Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука. Одной из основных теоретических задач возрастной психологии является задача создания истинной теоретической модели развития.
Важными прикладными задачами являются следующие задачи: построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития; решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития. Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом:
1. Описание развития.
2. Объяснение развития.
3. Прогноз развития.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
Связь психологии развития с общей и педагогической психологией, физиологией, педагогикой и частными методиками.
Она взаимосвязана с рядом других наук:
1. с непсихологическими дисциплинами: философия, методология, техника и математика, общая теория систем; биология, генетика, физиология развития, этология культурная антропология и этнология, социология и социальные дисциплины;
2. с психологическими дисциплинами: общая психология, педагогическая психология, психология личности, клиническая психология, социальная психология, психодиагностика.
Методы возрастной психологии.
Основные методы исследования, используемые в рамках возрастной психологии: наблюдение, эксперимент. Наблюдение осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Виды наблюдения:
1. внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение,
2 несистематическое и систематическое наблюдение,
3. «сплошное» и выборочное наблюдение,
4. непосредственное либо опосредованное наблюдение,
5. включенное и невключенное наблюдение
6. структурированное и неструктурированное наблюдение
Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста:
от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить ежедневно;
от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно;
в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно;
в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода;
в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.
Эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации. Основные виды эксперимента: 1. лабораторный, 2. естественный.
Основные формы проведения эксперимента: 1. констатирующий, 2. формирующий. Особенности применения эксперимента в рамках возрастной психологии. Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении и что он не в состоянии вербализировать при опросе.