Сущность, функции и виды внимания 10 страница
Предложенная Л.Н. Гумилевым концепция этногенеза иллюстрирует взаимосвязь процессов социализации и этапа развития общества. В стабильные периоды общественного развития социально более адаптированными являются люди, ориентированные на групповые ценности, т.е. с групповым уровнем идентификации. В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать новые ценности, акцентирующие значение риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни. Активизируются личности разных типов: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческий, и индивидуально-личностный уровни идентичности; а с другой стороны, люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы.
Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта. Каждая конкретная личность не только усваивает опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки (аттл-тюды), социальные ожидания (экспектации), ценностные ориентации. Усвоение общественно-исторического опыта субъективно и другим быть не может. Разные личности выносят из объективно одинаковых социальных ситуаций различный опыт.
Подчеркнем влияние этапа жизненного пути личности на особенности ее социализации. Согласно данным Л. Кольберга, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности.
К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда каждый поступок оценивается в зависимости от точки зрения референтной для ребенка группы. В стабильные периоды развития общества этот уровень идентичности и далее остается доминирующим, так как, по сведениям Л. Кольберга, только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, что означает одновременное наличие индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней идентичности.
Иначе протекает процесс социализации в условиях общественного кризиса, который характеризуется нарушением «идеологической целостности» (Э. Эриксон), расшатыванием прежней системы ценностей. Трудности адаптации к новым социально-экономическим условиям испытывают все три возрастные группы: дети до подросткового возраста включительно; юношество и молодые люди; люди среднего и пожилого возраста.
Такая социальная ситуация характерна и для современной России.
(?) Контрольные вопросы
1. Какие стороны выделяют в понятии социализации?
2. Какова структура социализации?
3. В каких сферах происходит социализация личности?
4. Каковы критерии социализированное™ личности?
5. Какие факторы социализации принято выделять в отечественной социальной психологии?
6. Что такое институты социализации?
(Г) Тестовые задания
1. Социализация — это...
A. Процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы.
Б. Приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности.
B. Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности.
Г. Приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.
2. Чем определяется содержание социализации?
A. Всей совокупностью социальных влияний на индивида и его отношением к этому влиянию.
Б. Влиянием культуры, средств массовой информации, политических программ.
B. Социальной ситуацией, в которой оказывается личность. Г. Национальной принадлежностью человека.
3. Факторы социализации — это...
A. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества.
Б. Генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека.
B. Общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив.
Г. Все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.
4. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?
A. Первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная. Б. Дотрудовая, трудовая, после трудовая.
B. Раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подрост-ничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость.
Г. Предконвенционалъная, конвенциональная, постконвенцнональная.
Глава 21
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
21.1. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде
Социальная установка— категория социальной психологии по-разному определяемая исследователями. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» (У. Томас, Ф. Знанецки), обозначающее состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта. Основные признаки аттитюда, или социальной установки: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность и эмоциональный компонент этих отношений, регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: институты общества, государства, явления, события, процессы, нормы личности.
Сущность социальной установки можно интерпретировать с позиции теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма: динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-либо полезного результата. Социальную установку можно назвать динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к социальному объекту.
Регулирующая функция социальной установки — это ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Социальные установки являются взаимосвязанными, взаимозависимыми
и нередко противоречивыми компонентами более сложной системы. Противоречивость социальной действительности порождает несоответствия в системе социальных установок, доходящие до борьбы между ними. Для обозначения таких противоречий возникли специальные понятия. Например, выделена перцептивная установка, означающая предрасположенность субъекта к определенной интерпретации воспринимаемой им действительности, зависящей от других аттитюдов личности.
М. Смит предложил трехкомпонентную модель аттитюда: когнитивный, содержащий знание и представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение.
Возможность реализации поведения, соответствующего когнитивному и аффективному компонентам данного аттитюда, зависит от особенностей ситуации, взаимодействия с другими аттитюдами.
Структура социальной установки позволяет выделить две ее разновидности: стереотип и предрассудок, которые различаются содержанием когнитивного компонента. .
Стереотип — это социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мыслительных усилий и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект подвержен изменению или требует творческого осмысления, а представления личности о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.
Предрассудок — это социальная установка с неадекватно измененным содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом связан эмоционально насыщенный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие элементов действительности, но и неадекватные переживания.
Основная причина формирования предрассудков заключается в недостаточной развитости когнитивной сферы и личности в целом. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под воздействием родителей и ближайшего окружения формируется определенное эмоционально-оценочное отношение. Повлиять на
формирование или закрепление предрассудка может жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но не критично осмысленный и интерпретированный.
С точки зрения значимости для общества и личности отдельные социальные установки занимают неравноправное положение, образуют иерархию. Этот факт отражен в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.
Выделено четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уровню относятся установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму — социальные установки, которые вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения); на четвертом уровне располагается система ценностных ориентации личности.
Для каждого отдельного индивида существует субъективное соподчинение социальных установок, которое отнюдь не всегда совпадает с общественно принятой иерархией.
21.2. Социально-психологические представления
о развитии личности- в зарубежной
и отечественной психологии
Социальная психология рассматривает личность в контексте всех разнообразных социальных взаимодействий, связей и включенности в различные социальные группы.
Создатели различных теорий рассматривали личность как нечто единое целое, зачастую не разводя понятия различных наук о человеке и обществе.
Теоретической основой воззрений 3. Фрейда было его убеждение в том, что человек и общество всегда находятся в состоянии конфронтации и враждебности. Причина тому— плохо управляемые влечения Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и Супер-эго призваны лишь как-то примирить влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму. Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является «Супер-эго». Именно оно и составляет личност-
ное содержание психики человека, поскольку включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, идеальное «Я» как образ, к которому надо стремиться. Понятие «Супер-эго» можно сопоставить с системой социальных установок личности. Роль Супер-эго выражается в том, что именно этим качеством психики человека обусловливается характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-эго, оно становится авторитарным.
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой подобных отношений является амбивалентность чувств. Мать как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности, даже ненависти. Подобная амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяется и чувство лояльности, и чувство враждебности.
Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. В качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, даже идея. Как отцу, так и лидеру отдается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности индивида за те или иные его действия.
В итоге Фрейд пришел к выводу, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации: инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий людей, и инстинкт смерти (Танатос) как проявление агрессивности человека, враждебности всех против всех, которые препятствуют осуществлению программы цивилизации.
В понимании К. Юнга решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию, осознанию.
Для А. Адлера центральным понятием являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности. Оно возникает у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психических переживаний. Социальное чувство отражает степень1 заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и смысле жизни в целом. Это чув-
ство задает стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. Стремление исключительно к превосходству порождает сверхкомпенсацию, которая при проявлении слабых сторон личности выражается в форме ухода в болезнь.
Свойства, с помощью которых обычно описывается личность, Э. Фром объединяет понятием «характер». Основным критерием дифференциации характеров выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Все остальные типы характеров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофи-лический») — это «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то или кому-то и в итоге — «бегство от свободы». Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный характер», определяющий отношения между личностью и обществом, между людьми.
А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом» н что смысл его развития заключается в актуализации этой природы. Человеку изначально заданы не только биологические свойства, но и те социальные свойства и потребности, система ценностей, Которые обычно связываются с понятием «личность». Самоактуализация обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри». Поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль. Основная их задача (гуманистическая) заключается в том, чтобы не мешать росту.
В отечественной социальной психологии Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимается «отвлеченная от реально функционирующей личности, абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида». Под второй — «одномоментная фотография психического состояния и поведения человека, которая моделирует механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида».
Для вычленения параметров статической структуры автор предлагает единое основание — степень представленности компонентов психики в структуре личности. В результате выделяется три категории:
• общечеловеческие психические свойства индивида (необходимый комплекс основных психических свойств и состояний, подчи-
няющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам);
• социально-специфические особенности личности (социально-специфический опыт и его усвоение);
• индивидуально-неповторимые особенности, свойственные конкретной личности.
Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфический, индивидуально-неповторимый).
Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через:
■/ социальные роли личности, «ее права и обязанности, которые заданы ее социальным положением»;
S социальные нормы, «правила и модели поведения, санкционированные и ожидаемые социальными группами»;
S ценностные ориентации общества, в той или иной мере усвоенные индивидом;
S символы как средства закрепления санкционированной системы ценностей, соединяющие «рациональный смысл, субъективное переживание».
Усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий:
-» знание как система усвоенных социальных значений;
-» социально-психологический стереотип восприятия как валентное отношение к культивированному значению;
-* установка как готовность, предрасположенность действовать в соответствии со значением;
—> побуждение как наличие мотивации, иногда волевого усилия для перерастания готовности в реальное действие.
В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности, ее отношение к системе норм, правил, формируется самосознание личности.
Модели динамической структуры личности построены, исходя из существования внутренних (интроспективных) и внешних (поведенческих) аспектов психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (представлен эмоциональным состоянием и умонастроением, системой мотивации) и стереотип социального поведения.
В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать объектно-субъектные аспекты личности как целостность по отношению к условиям деятельности, сформировавшиеся в предшествующем опыте
н на основе личностных свойств. Он предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые представлены в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку). Набор диспозиций образует иерархическую систему. К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социально фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей, включения индивида в первичные группы и конкретных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Этот уровень диспозиций формируется на основе всех социальных условий жизнедеятельности человека.
Г.М. Андреева утверждает, что для социальной психологии главными ориентирами в исследовании личности являются взаимоотношение личности с конкретной группой и результат, который от этого получается. Необходимо изучать группы, через которые общество влияет на социализацию личности, ее жизненный путь. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, или проблему социальной установки. Г.М. Андреева выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
(?) Контрольные вопросы
1. Как можно охарактеризовать социальную установку?
2. Кто предложил четырехкомпонентную модель аттитюда?
3. Кем была предложена диспозиционная концепция личности?
4. Какой отечественный ученый считает, что взаимодействие общества и индивида можно представить в виде схемы: «общество влияет на индивида».
5. Как можно описать процесс усвоения личностью социального опыта?
6. Какие модели личности предложил рассматривать Б.Д. Парыгин?
© Тестовые задания
1. Понятие «аттитюд» было интегрировано в социальную психологию...
A. В XVIII в. Б. В XIX в.
B. В первой половине XX в. Г. Во второй половине XX в.
2. Социальную установку можно охарактеризовать как...
A. Переживание индивидом значения и смысла социального объекта. Б. Готовность к деятельности.
B. Удовлетворение витальных потребностей. Г. Статус индивида в группе.
3. Супер-эго в контексте современной социальной психологии можно интерпретировать как...
A. Комплекс социальных установок личности. Б. Поведение человека в группе.
B. Культуру поведения человека.
Г. Эмоционально-волевую сферу личности.
4. По А. Адлеру, стиль жизни — это стремление личности...
A. Не быть как все.
Б. Преодолеть чувство неполноценности.
B. К обособлению. Г. Быть как все.
Глава 22
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
22.1. Общение как социально-психологическое явление
Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
В отечественной психологии одним нз методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). Общение понимается как одна из реальностей человеческих отношений, предполагающая разные виды специфических форм совместной деятельности общения. В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.
Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа {Б.Ф. Ломов).
Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с дли-
тельностью человеческой жизни, ставится акцент на анализ психического развития индивида. Учитываются система общественных отношений и место, или позиция, индивида в данной системе.
Круг психологических проблем, связанных с исследованием личности и изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это развитие форм общения, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, возрастные особенности психики, формирование жизненных планов.
На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни. Главный акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения: по поводу чего и с какой целью происходит коммуникация. Рассматривается динамика общения, анализируются используемые средства, фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями. На этом уровне анализа круг психологических проблем охватывает исследование особенностей динамики психических процессов и состояний человека, средства и способы, используемые людьми для реализации задач общения.
Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции. Элементарная единица общения — это не перемежающиеся поведенческие акты, действия участников, а их взаимодействие, содействие или противодействие. Важным является изучение механизмов формирования единиц общения, их типологии, используемых средств и взаимосвязи. Исследование единиц общения, их взаимосвязей и цикличности в процессе общения служит также предметом анализа в психологии речи. -
Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение а общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.
Различают три функции общения: информационно-к#ммуника-тивную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Ф. Ломов).
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами. Передача информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию, имеющую несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая жесты, мими-
ку, пантомимику); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система «контакта» глазами).
Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.
Под невербальным общением понимают коммуникацию между индивидами, протекающую без использования слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов обмена информацией; используется также понятие невербальное поведение. Основными средствами, которыми обладает «язык тела*, являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.
Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологический и культурный.
В животном мире позы, движения передают информацию об опасности, близости добычи, выражают отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего гипотетического животного прошлого. Об эволюционном и приспособительном происхождении компонентов невербального общения и поведения свидетельствует, например, то, что одни и те же эмоциональные состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем известно, что значение движений, поз, жестов в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Например, кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое. Вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций. Такие исследования говорят о неизбежно культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным. Информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести ее до сведения получателя. Например, жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека. Но возможно, что отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния), а получатели тем не менее такую информацию восприняли.
В этой связи важно различать понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно, чтобы передать определенную информацию получателю.
Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, понимать друг друга и на основе этого строить отношения. Невербальное общение позволяет передать следующие виды информации:
So признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;
•/ о физическом и психологическом состоянии индивида;
•/ об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;
S о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;
S о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.;
S о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе.
22.2. Межличностное восприятие и понимание
Из всех аспектов общения проблема восприятия человека человеком является наиболее изученной. Понятие социальной перцепции включает в себя отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человеком человека» было недостаточным для обозначения факта познания субъектов общения. Впоследствии добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подклю-
чение к процессу восприятия в ходе коммуникации и всех других познавательных процессов.
В понимании важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойству личности, позволяющему отмечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, включающая особенности познавательных процессов, а также жизненный и профессиональный опыт личности.