Тема 6. Личность в деятельности и общении
Семинары 21-22: Личность в психологии
1. Проблема человека в психологии. Содержание понятий: человек, индивид, субъект, индивидуальность и личность.
2. Основания классификации современных психологических теорий личности.
3. Взгляды на личность с точки зрения фрейдизма, бихевиоризма, гуманистических теорий, когнитивной психологии, отечественной психологии, социальной психологии. Понятия: защитные механизмы, «образ – Я», самооценка, самоактуализация, идентификация, идентичность, самосознание, личностные смыслы и пр.
4. Формирование и развитие личности. Понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация. Жизненный путь личности.
5. Человек и культура.
Подготовить конспект на выбор: 1) Ананьев Б.Г. «Психологические проблемы индивидуальности»; 2) Рубинштейн С.Л. «Жизненный путь личности»
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Психологические проблемы индивидуальности / Избранные психологические труды: В 2-х т, I т., М.: Педагогика,1980
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: 1988.
3. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.
4. Рубинштейн С. Л. Жизненный путь личности / Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008
Семинар 22: Психология деятельности
1. Категория деятельности в психологии (как объяснительный принцип и как предмет исследования). Деятельностный подход в психологии, принципы деятельностного подхода.
2. Основные характеристики деятельности: предметность и субъективность. Отличие деятельности от активности и поведения.
3. Основные атрибуты деятельности: средства, предмет, структурный
(деятельность, действие, операции) и мотивационные (потребность, мотив, цель, условия) компоненты. Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности по Леонтьеву.
4. Структурно функциональная трансформация деятельности (укрупнение и дробление единиц деятельности).
5. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и
экстериоризация.
6. Понятия умения, навыки, привычки.
7. Деятельность и психические процессы.
8. Понятие ведущей деятельности. Общение, игра, учение и труд как виды деятельности.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Соотношение внутренней и внешней деятельности / Деятельность. Сознание. Личность.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.
Семинар 23: Общение
1. Понятие общения. Цель. Средства. Содержание. Классификация видов общения по целям, средствам, содержанию. Формы и функции общения.
2. Роль общения в психическом развитии человека. Общение и деятельность.
3. Три стороны общения. Коммуникативная сторона: понятие коммуникатор и реципиент. Факторы, влияющие на эффективность передачи информации. Кинесика. Паралингвистика и экстралингвистика. Проксемика.
4. Интерактивная сторона общения. Кооперация и конкуренция. Формы организации совместной деятельности по Уманскому. Психологические способы взаимодействия.
5. Перцептивная сторона общения. Основные моменты направления взаимопонимания. Пути осознания себя через другого (идентификация, эмпатия, рефлексия). Понятие аттракция. Каузальная атрибуция. Эффект Ореола. Эффект первичности, эффект новизны. Явление стереотипизации. Эффект самопроекции.
6. Акты коммуникаций, способствующие общению. Коммуникационные акты, подавляющие общение.
7. Техники и приемы общения.
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.
3. Чеховских М. И. Основы психологии. Минск: ООО «Новое знание», 2002.
Семинары 24-25: Психология малой группы
1. Понятие группы. Классификация групп (по Андреевой): условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, официальные и неофициальные,
организованные и стихийные, референтные и нереферентные, слаборазвитые
и высокоразвитые.
2. Понятие малой группы, отличительные признаки и психологические
характеристики. Социально-психологическая характеристика групп по уровню развития. Понятия: конгломерат, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.
3. Гипотетическая кривая развития группы по А. Г. Кирпичникову. Стадии развития группы: группы присутствия, группа взаимного влияния, группы взаимного действия, группы-коллективы. Процессы и влияния обуславливающие групповую динамику.
4. Социально-психологическая структура малых групп: позиция, статус,
внутренняя установка, роль, размер, композиция, каналы коммуникации
(централизованные и децентрализованные).
5. Пути повышения групповой работы. Феномены групповой жизнедеятельности.
6. Сравнительный анализ понятий лидерства и руководства. Теории лидерства:
теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей.
7. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Классификация лидерства по содержанию деятельности.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.