Характеристика экспериментальных групп, прошедших углубленное исследование по клиническому составу и полу
Тип группы | Общее число испытуемых | Соотношение по полу М:Д | ||||
всего | Мальчиков | Девочек | ||||
Абс. | % | Абс. | % | |||
Тотальные формы ПНР | ||||||
А. Алалическая форма ТПНР | 6,2:1 | |||||
А) неосложненная форма | 26:1 | |||||
Б) осложненная форма | 2,2:1 | |||||
Б.параалалическая форма ТПНР | 4,3:1 | |||||
В. параалалическая форма ТПНР на фоне у/о | 1,5:1 | |||||
Парциальные формы ПНР | ||||||
Функциональная дислалия | 1,1:1 | |||||
Артикуляционная диспраксия | 1,8:1 | |||||
Дисфонетическая форма | 3:1 | |||||
Дисфонологическая форма | 1:1,5 | |||||
Динамическая форма | 1:1 | |||||
Смешанная форма | 4,2:1 | |||||
дизартрия | 1:1 | |||||
Дети с десликсией | 4,5:1 | |||||
Дети с ЗПР | 2:1 | |||||
Здоровые дети | 1,:1 |
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ПРИЗНАКИ РИСКА
Как известно, речевая деятельность — системный процесс, включающий в себя вербальные и невербальные компоненты. Ее психофизиологическая основа — функциональная система языка и речи, объединяющая коммуникативную подсистему, когнитивную подсистему и интеллектуальные способности. Столь сложная и полифакторная ее организация особенно явственно проявляет себя на ранних этапах онтогенеза: в первые 3 года жизни. Именно в этот период онтогенез системы языка и речи особенно зависим от таких психологических факторов, как коммуникативная потребность и способность, состояние эмоциональной сферы, уровень сформированности познавательных процессов и способностей. В общей форме это можно назвать уровнем психической зрелости. Это необходимо принимать в расчет как при логопедической диагностике, так и при оказании ранней помощи детям с отклонениями в развитии речи.
В последние несколько десятилетий ведущие детские психологи пришли к выводу о недостаточной прогностической надежности использовавшихся ранее методов оценки познавательных способностей детей раннего возраста. Более надежными показателями когнитивного потенциала, по-видимому, являются рано созревающие функции: коммуникативное поведение, эмоциональное реагирование и исследовательское поведение (ранние его формы — это ориентировочно исследовательская реакция и тесно связанное с ней непроизвольное внимание). Данные психические функции являются, по существу, осевыми и сохраняют свои ключевые позиции среди других и в более зрелом возрасте. Поэтому оценка уровня зрелости именно этих функций сохраняет свою информативность и прогностическую надежность как в раннем, так и в дошкольном возрасте.
Предлагаемые ниже критерии оценки психической зрелости ребенка в раннем возрасте базируются на вышеизложенных принципах. Кроме показателей зрелости мы приводим наиболее значимые признаки неблагополучия в развитии определенной психической сферы. Каждый из них в отдельности представляет собой лишь парциальный недостаток. Сочетание же нескольких подобных дефицитарных признаков является вероятным проявлением психического дизонтогенеза, и подобные комплексы следует рассматривать как факторы риска. Дети, отнесенные к группе риска, подлежат углубленному психологическому исследованию для уточнения состояния их психической сферы и определения приоритетных направлений в коррекционной или профилактической работе.
Показатели психической зрелости на первом году жизни
А) Коммуникативное поведение (протодиалог)
Как известно, младенец проявляет коммуникативную активность с первых месяцев рождения. Выражается это в избирательно активном внимании к лицу и особенно глазам говорящего с ним. Это как бы начало освоения поведенческого сценария, который станет позже основой невербальных составляющих диалога. Установление контакта глаз является, как известно, демонстрацией намерения вступить в разговор. Наши клинические наблюдения свидетельствуют, что в раннем возрасте коммуникативная потребность и компетентность тесно согласуются с познавательным потенциалом ребенка. После 2 месяцев спонтанная улыбка сменяется на реактивную, ответную на улыбку взрослого. В 3 месяца важный показатель— появление так называемой «реакции оживления». В конце первого — во втором полугодии общение младенца и матери приобретает диалогоподобный характер: вокализации ребенка чередуются с паузами, во время которых младенец прислушивается к голосу говорящей с ним матери. Экспериментальные данные зарубежных исследователей свидетельствуют, что существует прямо пропорциональная зависимость между сенси-тивностыо и откликаемостыо матери, с одной стороны, и вокализационной (а позже — речевой) коммуникативной активностью ребенка — с другой. При оценке этих показателей следует иметь в виду, что, по сути, оценивается диада «мать—дитя». Очень многое в поведении младенца зависит от материнского поведения (эмоционального и коммуникативного).