Стадии ритуализации по э. эриксону 7 страница
Со времени выдвижения этой гипотезы в концепции
Пиаже особенно ясно проявляется следующий двухсторонний подход к изучению интеллектуального развития.
С одной стороны, открывается богатство фактического
материала, полученного в экспериментах с детьми, с
другой — интерпретация его с точки зрения аксиоматиче-
ских моделей, взятых из логики и разработанных далее
Пиаже.
"Чему же с психологической точки зрения соответствует группировка? В своем психологическом выраже-
нии группировка — это состояние «равновесия мысли»,
финальная стадия генетического развития. Группировку
нельзя рассматривать как закон развития. Это форма
равновесия, к которой развитие стремится.
Когда появляются группировки? В процессе развития группировки возникают не сразу. Повсюду и всегда фак-
ты показывают один и тот же закон развития, сущность
которого состоит в последовательной децентрации объек-
тов и связей между ними от восприятия и собственного
действия: в коррекции исходного эгоцентризма и в объ-
ективной группировке этих объектов и их отношений, то
есть в построении структуры, одновременно объективной и логической. Так, например, основание для возникно-
вения понятия есть и на раннем уровне развития, но там
оно подавлено эгоцентризмом. В упомянутом уже экспе-
рименте с макетом из трех гор все суждения ребенка до-
школьного возраста подчинены его собственной точке
зрения, ребенок не умеет представлять себе вещи с раз-
ных позиций. В том же возрасте при каждом изменении формы предмета, например, шарика из пластилина, ре-
бенок, оценивая его свойства, учитывает только то, что
он видит теперь, и только постепенно он освобождается
от влияния сиюминутных впечатлений. Постепенно по-
нятия объективизируются и достигают логической струк-
туры, составляя группировку суждений, объясняющих
каждое из воспринимаемых состояний. Однако не все понятия достигают такого уровня развития в одно и то
же время, так как действие, порождающее понятие, мо-
жет долго оставаться эгоцентрическим, что представляет
препятствие для группировки.
Какие же факторы приводят интеллектуальную ак-
тивность к группировке? Для того чтобы ответить на этот
вопрос, надо знать, как системы действий субъекта
(классификация, сериация и др.) достигают полного раз-
вития и каковы его законы. Чтобы проследить процесс
развития, Пиаже проводил эксперименты, модель кото-
рых была очень проста. Брались объекты, сходные между
собой в каком-то отношении так, что их можно было объединить по сходству. В то же время они в чем-то от-
личались друг от друга, что позволяло построить серию
по степеням различий. Пиаже интересовало, какими ме-
тодами субъект устанавливает равенства или неравенства,
сходство и различие, и к каким результатам для достиже-
ния равновесия эти методы приводят. Равновесие счита-
ется достигнутым, когда равенство или неравенство признается постоянно. Всего Пиаже отметил шесть средств и соответственно шесть форм равновесия.
О У животных имеются рефлекторные выравнива-
ния и сериации. Как только условия жизни изме-
няются, равновесие нарушается.
О С помощью перцептивного сравнения равенство
и неравенство объектов устанавливается непо-
средственно в поле восприятия. Этот метод может
быть применен в том случае, когда субъект одновременно воспринимает несколько объектов, рас-
положенных в порядке, удобном для восприятия.
Но с помощью механизмов восприятия субъект
не может вывести, что А=С, если А=В и В=С.
Для этого необходима группировка. Внутренние
условия равновесия на этом, уровне сформулиро-
ваны гештальтпсихологами. Это условия «хорошей формы», регулярности, простоты, симмет-
рии, пространственно-временной близости. Рав-
новесие, устойчивость ансамбля, нарушается, ког-
да изменяются условия этой близости. Интеллект
же по причине операциональной обратимости
свободен от этих изменений.
D Средства сенсомоторного интеллекта расширяют возможности равновесия вследствие координации
восприятия и движения. При условии нарушения
прямого контакта, благодаря сенсомоторным ко-
ординациям, субъект способен перестроить вос-
принимаемые ранее ряды или построить новые
ряды, которые он не воспринимал прежде. Такое построение происходит в процессе манипуляций,
результат которых открывается субъектом эмпи-
рически, случайно. Это новое структурирование
не связано с продолжением действия перцеп-
тивных механизмов, оно включает координацию
движений. Растянуть и сблизить, спрятать и най-
ти, построить отношения и использовать обратные отношения - таковы новые возможности,
которые обеспечивают равновесие в действии.
Новые средства делают его более мобильным и
более обратимым. Первые формы группировок
возникают именно на этом уровне, когда у субъ-
екта появляются системы действий, которые от-
вечают критериям группировки. Заметим, что на этом уровне развития сгруппированы движения субъекта, а не отношения между объектами.
О Уже к концу первого года жизни движения ре-
бенка составляют группировку. Это проявляется в
том, что объекты больше не исчезают безвозврат-
но, но сохраняют свое субстанциональное посто-
янство и локализацию в пространстве и времени.
Сенсомоторные схемы координируются между
собой таким образом, что два соседних действия образуют третье, причем каждое сохраняет свою
идентичность и может быть возвращено к своему
изолированному состоянию. Всякое действие мо-
жет быть заменено обратным, что позволяет вер-
нуться к исходному состоянию. Ассоциативность
группировки проявляется в том, что одна и та же
цель может быть достигнута разными путями: два действия, объединенные с третьим, дают тот же
самый результат, что и первое, объединенное с
двумя последними. Прямое и обратное действия
дают нулевое действие. Пиаже различает в груп-
пировке тавтологические, повторяющиеся дей-
ствия, которые не дают никакого результата, и
действия, повторение которых дает кумулятивный эффект, как, например, повторение шагов при
ходьбе. Сенсомоторный интеллект состоит из координации действий, выполняемых субъектом
действий, не объединенных в симультанные сц'.
стемы, а выполняемых последовательно. Обрати-
мость на этом уровне состоит из реального воз-
вращения к начальной точке, а не из умственной
обратимости и не из представления возможного
возвращения. Группировки последовательных движений не обеспечивают стабильного, устойчи-
вого состояния равновесия, для которого нужны
группировки одновременно выполняемых дей-
ствий. Такие структуры достигаются постепенно.
Следующий шаг к этому — овладение речью и
возникновение представлений.
D С помощью символических средств субъект способен представить, что он еще не умеет выпол-
нять операции. Субъект на этом уровне еще не
выходит за рамки восприятия и действия. Поэто-
му эти ограниченные операции Пиаже называет
предоперациями, или интуитивными композициями. Что отличает эти средства от пре-
дыдущих? Группировки сенсомоторного уровня,
как было отмечено, представляют собой сгруппи-
рованные движения субъекта, а не отношения
между объектами. На следующем уровне ребенок
может сначала антиципировать отношения не-
упорядоченных объектов, а затем выполнить действие, реально построить систему отношений
между объектами. Эта антиципация — продукт
сенсомоторных схем предшествующего уровня,
сопровождающихся символическими образами и
словами. А так как схемы сенсомоторного интел-
лекта теперь представлены символически, то их составные элементы выступают одновременно.
Прогрессивно уменьшается время, необходимое
для исполнения этих схем. Представление, по
Пиаже, — это интериоризированный эскиз дей-
ствий, которые не нужно больше выполнять ма-
териально во внешнем плане с опорой на предме-
ты и последовательно, чтобы координировать их между собой: они достигают координации с по-
мощью замещающей их символики. Благодаря
этому становится возможно мышление. Этот ме-
тод еще не обеспечивает успех операциям. Пред-
ставления и первые рассуждения — это всего
лишь действия, правда, сокращенные, так как
они выполняются в умственном плане. Однако эти первые представления и рассуждения всегда
подчиняются эмпирическим условиям действия.
На них оказывают влияние эгоцентрические ил-
люзии. Связи между объектами и действиями на
этом уровне устанавливаются интуитивно. Ребе-
нок признает эквивалентность рядов при их вза-
имно однозначном соответствии. Но как только такое соответствие нарушается, он перестает при-
знавать эту эквивалентность. Ребенок утверждает,
что раньше была эквивалентность. Это значит,
что он способен выполнять эмпирическую обра-
тимость. Но, в отличие от предшествующего
уровня, такое возвращение осуществляется в
мысли, а не только путем материального действия. Это возвращение путем «умственного опыта», но еще не путем операций. Равновесие на
этом уровне еще не стабильно, потому что оно
всегда связано с воспринимаемыми результатами
антиципируемых действий.
Средствами конкретных операций субъект координирует антиципации независимо от результата
непосредственного действия. Этим способом ре-
бенок постигает связи, которые выходят за преде-
лы эмпирической констатации. Ребенок видит,
что А=В и В=С. Он выводит из этого, что А=С.
Для такого вывода нужно, чтобы антиципирую-
щие схемы, которые позволяют построить отношения А=В и В=С, сохранялись вне последова-
тельного восприятия этих пар отношений и коор-
динировались между собой для предвосхищения
возможной сериации А=В=С. Нужно, чтобы из-
менения, которые разрушили ранее восприни-
маемые фигуры, сами корригировались путем од-
новременных, осуществляемых в мысли возвращений на прежние места. Так рождается опера-
ция, которая представляет собой действие ставшее обратимым благодаря координация»»
прямых и обратных антиципации. Истинная об-
ратимость влечет за собой координацию отноше-
ний. Теперь она уже не разрушается под влияни-
ем внешних изменений, она обеспечивает устано-
вление принципов сохранения. Понятие сохране-
ния рассматривается Пиаже как результат операциональной обратимости. На операциональном
уровне развития ребенок начинает рассматривать
как необходимый и очевидный факт неизмен-
ность элементарных количественных отношений
при разнообразных изменениях расположения
предметов в пространстве. По этим двум крите-
риям — координации отношений и принципу сохранения — можно на практике отличить истин-
ную обратимость от эмпирической, которая была
на предшествующих уровнях. Однако устойчивое
равновесие на этом уровне остается в некотором
отношении ограниченным: для выполнения обра-
тимых операций нужно, чтобы исходные данные
для последующего рассуждения находились в поле восприятия. Поэтому эти операции и назы-
ваются конкретными.
1-1 Равновесие полностью осуществляется с установлением дедуктивного метода. На этом уровне
субъект может правильно рассуждать', исходя из
гипотезы, которая не соответствует никакому
прежнему или даже возможному восприятию. Это
позволяет мысли доминировать над перцеп-
тивным впечатлением и объяснить реальные фак-
ты путем дедуктивных построений. Равновесие становится более устойчивым и в то же время бо-
лее подвижным. Никакое внешнее изменение не
может его разрушить, так как каждое изменение
точно компенсируется активностью субъекта: он
может не только выполнять реальные изменения,
но и предвосхищать возможные изменения, зара-
нее отрегулировав их путем соответствующих операций.
Так- постепенно складывается тот интеллектуальный
инструмент, который определяет движение от общей
эгоцентричное™ к интеллектуальной децентрации. В
конечном счете, этот инструмент приобретает форму
операционального логического мышления.
Законы группировки позволяют дать точную форму
операциональному развитию. Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, группировок
нет. Там имеется другой способ построения систем. Ка-
ков он? Решение этого вопроса стало новой задачей ис-
следований Пиаже. В связи с этим его психологические
интересы разделились.
Продолжая изучать развитие интеллекта, Пиаже начал исследование механизмов восприятия (40-е годы).
Ему удалось выяснить, что первые группировки устана-
вливаются путем такой координации сенсомоторных
схем, где два соединенных действия устанавливают тре-
тье, сохраняя при этом собственную идентичность. Важ-
но отметить, что каждое действие может вернуться к
своему изолированному состоянию. Появление такой композиции действий в конце первого года жизни при-
водит к тому, что объекты больше не исчезают безвоз-
вратно, но сохраняют субстанцию и локализацию в прак-
тически организованном пространстве и во времени.
Композиция действий этого уровня соответствует пяти
критериям группировки. Ограниченность такой группи-
ровки в том, что она объединяет лишь материальные действия. Это — практические группировки.
Новым шагом в конструкции группировки становится репрезентативная активность, дублирующая двигательную
активность. Но группировка здесь также ограничена, так
как действие не полностью обратимо. На более высоком
уровне развития интеллекта действия объединяются в ис-
тинную группировку. Ребенок уже может осуществить во-
семь различных видов группировок. Классификация, сериа-
ция, замещение, установление симметрии — это группировки аддитивного порядка. Им соответствует четыре группи-
ровки, основанные на мультипликативных отношениях, то
есть имеющие дело с более чем одной системой классов или
отношений одновременно. Сначала все это возможно лишь
при условии, что элементы операций даны конкретно.
Комбинирование изолированных объектов — не един-
ственный тип группировок. Пиаже называет их логико-
арифметическими группировками. Наряду с ними су-
ществует второй тип группировок, определяемых как
инфралогические, предназначенные для анализа и нового
синтеза самого объекта. Здесь выделяются также восемь
видов группировок, которые соответствуют возможным сочетаниям изолированных объектов. Этими группиров-
ками ребенок овладевает параллельно, но с небольшим
запаздыванием во времени. На самом высоком уровне
развития интеллекта ребенок уже может выполнять все
16 видов группировок на предложениях и гипотезах неза-
висимо от их содержания.
Имеющиеся в процессе развития запаздывания (декаляжи) или вертикальные и горизонтальные повто-
рения на новом уровне феноменов, которые были пре-
одолены на предшествующем уровне развития, Пиаже
считал возможным объяснить также с точки зрения груп-
пировок. Вертикальные повторения служат показателем
постепенной дифференциации между возможными типа-
ми группировок (практическими, логическими, инфралогическими). Горизонтальные повторения в пределах од-
ного и того же уровня, которые особенно проявляются
при овладении понятиями, Пиаже объяснял запаздыва-
нием между группировками, относящимися к различному
содержанию. Это явление зависит от децентрации дей-
ствий, в результате которой возникают различные поня-
тия. При этом чем более значительными будут препятствия, связанные с внешней картиной вещей, тем больше будет выражено запаздывание в развитии понятий.
Таким образом, все развитие Пиаже характеризовал
движением от общей эгоцентричности к интеллектуаль-
ной децентрации и его ход представлял в форме последо-
вательных группировок, вытекающих одна из другой.
Таково содержание новой гипотезы Пиаже. Однако она
дает лишь внешнюю характеристику развития. Его внутреннюю характеристику, функциональный механизм,
составляет равновесие. На каждом уровне развития Пиа-
же характеризовал равновесие по размерам его сферы, по
подвижности и устойчивости.
Равновесие объединяет сначала только унаследован-
ные движения, это - первый уровень, рефлекторный; затем приобретенные восприятия и навыки — второй
уровень, перцептивный; оно устанавливается далее между
последовательными движениями, позволяющими вновь
найти исчезнувшие объекты, — третий уровень, сенсомо-
торный; после этого между теми же движениями, но ан-
тиципированными, — четвертый уровень, интуитивный,
оно управляет далее антиципациями как таковыми — пятый уровень, конкретно-операциональный; наконец,
уравновешиваются возможные действия, которые были
или могли быть осуществлены, — последний, шестой
уровень, формально-операциональный. В ходе развития
равновесие становится более подвижным, и уже никакая
трансформация не может его разрушить, так как каждая трансформация точно компенсируется.
Когда равновесие становится подвижным, оно при-
обретает большую устойчивость. Равновесие рефлектор-
ной системы, ее сохранение всегда связаны с совокуп-
ностью внешних раздражителей. Если они изменяются,
механизм перестает действовать. Сохранение перцеп-
тивных фигур и навыков связано также с присутствием объектов. С возникновением сенсомоторного интеллекта
сохранение воспринимаемых предметов возрастает, так
как объекты могут быть найдены, а на стадии интуи-
тивного интеллекта равновесие возрастает еще больше,
поскольку результаты действия можно представить себе
до их реального достижения. Однако только с формиро-
ванием операционального интеллекта .сохранение может быть обеспечено во всех случаях, благодаря истинной
обратимости, которая позволяет координировать прош-
лые и будущие восприятия с актуальными событиями в целостную структуру, которая дает возможность успешно
действовать в постоянно меняющемся мире.
Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, уп-
равляемая потребностью в равновесии. Понятие равнове-
сия — центральное понятие в его психологической тео-
рии. Вслед за К. Берталанфи Ж. Пиаже определяет равновесие как стабильное состояние открытой системы.
Равновесие в статическом, уже осуществленном виде
представляет собой адаптацию, приспособление, состоя-
весие никогда не достигается. В случае интеллектуальных
операций имеется система, достигающая равновесия. Это
система операций, то есть действий, подобных другим
физическим действиям, которые, однако, проявляют
специфическую особенность - обратимость. Благодаря
ей компенсация, достигнутая в процессе таких действий,
становится, в конце концов, полной компенсацией. О
достижении обратимости можно узнать по появлению у ребенка понимания принципа сохранения количества
(вещества, энергии и т.д.). Пиаже считал, что возникно-
вение этого понятия зависит от следующих факторов.
Q Нервная система должна достичь определенного
уровня функционирования, но наследственный
фактор недостаточен, так как понятие сохранения
не врожденное. Можно наблюдать его постепенное формирование под влиянием опыта.
О Этот процесс нельзя объяснить только опытом
взаимодействия с объектами. Пиаже в своих ис-
следованиях никогда не наблюдал, чтобы ребенок
сначала не верил в сохранение какого-то свой-
ства, потом проводил эксперимент, а потом уже
убеждался окончательно и навсегда в сохранении этого свойства. Сам ребенок не старается провес-
ти эксперимент для проверки. А попытка осу-
ществить обучение пониманию этого принципа
путем подкрепления, используя традиционные
эмпирические методы обучения, вообще привела
к полной неудаче. Значит, по мнению Пиаже, фи-
зический опыт, ориентирующий ребенка да результаты его действий, не играет существенной
роли в формировании этого понятия.
LI Социальный фактор также недостаточен для по-
явления понятия сохранения. Элементарная форма сохранения объекта на сенсомоторном уровне
появляется до овладения речью, фактически до
социализации (по Пиаже). Понятие сохранения
появляется, как только ребенок начинает пони-
мать необходимость логической последователь-
ности операций. Чувство необходимости не воз-
никает из непосредственного опыта действий с
вещами. Оно появляется, когда формируется по-
нимание логических отношений.
Для объяснения того, как ребенок начинает по-
нимать необходимость логической последователь-
ности операций, нужно обратиться к фактору
равновесия. Поясняя это, Пиаже использовал
следующий пример. Если превращать шарик из
пластилина или глины в сосиску, он становится
длиннее и в то же время тоньше. Происходят од-
новременно два изменения, взаимно компенсирующих друг друга. Ребенок на протяжении до-
школьного возраста ведет себя по отношению к
этим двум изменениям по-разному/ Сначала он
учитывает только одно из двух изменений, затем
внезапно открывает другой параметр, но тут же
забывает первый. Позже он колеблется, переходя
от одного изменения к другому и, наконец, начинает связывать их. Ребенок понимает, что оба па-
раметра связаны обратными отношениями и что
они уравновешивают друг друга. С момента, когда
ребенок открывает компенсацию отно-шений,
появляется понятие сохранения.
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.
Фактор равновесия не действует изолированно, он
неразрывно связан с другими факторами развития, таки-
ми, как созревание, физический и социальный опыт. Но
среди этих факторов равновесие играет доминирующую
роль. На основании теории развития, в которой основ-
ным законом служит стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о
существовании стадий интеллектуального развития. Это
следующее (после эгоцентризма) крупное достижение
Пиаже в области детской психологии.
Стадии — это ступени, или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом
уровне достигается относительно стабильное равновесие.
Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное
развитие ребенка как последовательность стадий. Уже в ранних работах развитие интеллекта рассматривалосьим
как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации.
В более поздних работах речь уже шла о четырех, иногда
шести стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор
своего учения, картина развития приобрела более определенные и устойчивые черты.
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, со-
стоит из трех больших периодов, в течение которых про-
исходит зарождение и становление трех основных струк-
тур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то
есть системы обратимых действий, выполняемых матери-
ально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных опера-
ций — это системы действий, выполняемых в уме, но с
опорой на внешние, наглядные данные. После этого от-
крывается возможность для формирования формальных
операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.