Семинарское занятие ХIII -ХIV
1. Общая характеристика подросткового возраста. Половое созревание.
2. Особенности когнитивного развития в подростковом возрасте.
3. Эмоциональное развитие подростка.
4. Аномалии личностного развития подростков.
Литература
1. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. С англ. М., Мирт, 1995.
2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростка: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, Беларусь, 1988.
3. Кондрашенко В.Т. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.
4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., Знания, 1990.
5. Ремшидт, Хельмут Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., Мир, 1994.
6. Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
7. Снайдер, Ди Курс выживания для подростков. Волгоград, BEDO, 1992.
8. Кон И.С. Психология ранней юности — М., 1989.
9. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие —М.,1992.
Коллоквиум III
темы:
1. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
2. Подростковый возраст
Основные понятия: пубертатное развитие; девиантное поведение; комплекс взрослости; внутренний план действий; рефлексия; иерархия мотивов
Юношеский возраст
Возрастные границы: 14-15 – 20 лет – период завершения физиологического созревания. Социальный статус все еще неоднороден. Большинство юношей и девушек еще учатся и зависят от родителей материально. Юность – завершающий этап первичной социализации. Главная задача юности – выбор профессии и типа учебного заведения.
Промежуточность и неопределенность общественного положения и статуса определяет особенности психики. Юношей все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственные психофизиологические изменения и право на автономию от взрослых, ориентацию в мире взрослых. Все это определяет развитие умственных способностей, дифференциации интересов, развитого самосознания, сложившегося мировоззрения и жизненной позиции.
Особенность психического развития в том, что оно совершается под флагом индивидуальных особенностей.
Объем внимания, способность длительного сохранения и переключаемость увеличивается, вместе с тем, оно становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Умственное развитие заключается не столько в накоплении знаний, сколько в формировании индивидуального стиля мышления (дивергентного или конвергентного).
Раскрывая особенности становления личности следует отметить как меняется роль общения со сверстниками, как изменяется отношение к своему внутреннему миру, как формируется личностная (социальная и половая) идентификация, интересы и направленность.
Контрольные вопросы
1. В чем основные отличия возрастных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста?
Семинарское занятие XVI
1. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту (анатомо-физиологические и психологические предпосылки).
2. Особенности развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы личности.
3. Развитие самосознания и образа «Я».
4. Особенности формирования мотивационной сферы личности.
5. Психосексуальное развитие.
Литература
1. Ремшидт, Хельмут Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., Мир, 1994
2. Кон И.С. Психология ранней юности — М., 1989
3. Кле М. Психология подростка. – М.,1992
Зрелость
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Хронологические рамки условны, индивидуальны, безусловно зависят от социально-экономических условий. Нижняя граница – момент завершения юности. Верхняя граница – начало старения.
Существуют попытки выделения стадий: молодость, расцвет, собственно зрелость.
Исторически сложилось, что взрослый человек (его психика, личность) является эталоном для сравнения (для детского, юношеского и периода старения).
Долгое время считалось, что это стабильный период – прекращение процессов развития. Э. Клапаред назвал этот период «периодом окаменелости»
Эбингауз – исследовал память: выделил 3 этапа в развитии:
до 25 л.– развитие
25-50 л.– неизменная память
после 50 л.– ухудшение процессов памяти
В. Джемс – после 25 лет взрослые не могут продуцировать ничего нового, т.к. «бескорыстная любознательность» проходит; умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.
В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамикиинтеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов, интересов, поисков закономерностей развития личности.
Характеристики зрелой личности, которые выделяются различными исследователями:
· развитое чувство ответственности
· потребность в заботе о других людях
· способность к активной деятельности
· способность к участию в общественной жизни
· способность к эффективному использованию своих знаний и способностей
В целом в начале периода все изменения происходят под флагом независимости от взрослых (идейной, материально–экономической), приобретением нового социального и социально–экономического статуса, который связан с новыми правами, обязанностями в разных сферах социальной жизни, с усвоением социальных ролей.
Для ранней взрослости характерно то, что на этом этапе (20-25 лет) активно формируется профессиональный статус, соответственные мотивы и интересы. Проблемы создания семьи и поиск своего пути в жизни определяют особенности становления личности в данном возрасте. На этот период приходится первый кризис зрелости. Далее (26-30 лет) еще более консолидируются факторы социального статуса и жизненного самоопределения. Следующий этап (30-33 – 40-45 лет) проходит под флагом заботы о воспитании детей, о жилищном благополучии, стремления к интересной и доходной работе. Кризис, который сопровождает данный возраст обусловлен осознанием достигнутого положения и переосмыслением своего места и роли в социально– и личностно– значимых позициях. Формирование статуса происходит постоянно, вплоть до предпенсионного возраста. Кризис 45-50 – 55-60 лет связан с изменениями в семье (уход детей), с изменением содержания жизненных планов и социальной активности.
Контрольные вопросы
1. Почему не верна точка зрения Э.Клапареда на зрелость как на «период окаменелости»?
2. Укажите и раскройте особенности протекания известных кризисов периода взрослости.