Глава 1. Интеллект как ресурс индивида

Ушаков Дмитрий Викторович

Психология интеллекта и одаренности

Москва, 2011

Оглавление

Оглавление............................................................................................................................................................... 2

Введение................................................................................................................................................................... 3

Часть 1. Интеллект как ресурс индивида и общества.................................................................................. 5

Глава 1. Интеллект как ресурс индивида................................................................................................... 5

Глава 2. Интеллект как ресурс общества................................................................................................. 19

Глава 3. Структура и генеральный фактор интеллекта....................................................................... 43

Глава 4. Наследуемое - средовое в интеллекте...................................................................................... 75

Глава 5. Межкультурная вариация структуры интеллекта................................................................ 98

Часть 2. Творчество: процессы и способности......................................................................................... 114

Глава 6. Логика и интуиция в творчестве.............................................................................................. 114

Глава 7. Принцип «этапы – уровни – ступени».................................................................................... 141

Глава 8. Механизмы логики и интуиции................................................................................................ 180

Глава 9. Сетевые модели............................................................................................................................ 204

Часть 3. Интеллектуальная одаренность................................................................................................... 219

Глава 10. Работа с одаренными детьми как социальная практика................................................ 219

Глава 11. Индивидуально-личностные свойства в развитии одаренной личности.................. 260

Глава 12. Среда и развитие одаренности.............................................................................................. 288

Глава 13. От способностей к достижениям: интеллект и самореализация.................................. 323

Глава 14. Организация таланта................................................................................................................ 343

Глава 15. Мезоуровень работы с одаренными детьми...................................................................... 354

Глава 16. Приоритетные направления развития образования одаренной молодежи в стране 372

Заключение. Интеллект, креативность и культура.................................................................................. 378

Литература.......................................................................................................................................................... 391

Приложение......................................................................................................................................................... 418


Введение

Книга содержит три части, посвященные взаимосвязанным, но сильно различающимся темам – интеллекту, творчеству (креативности) и одаренности.

Если еще десятилетие назад интеллект воспринимался как конструкт, которая значим на индивидуально-психологическом уровне, то теперь все явственнее видно его значение на надиндивидуальном уровне. В самом деле, именно интеллект, составляющий наиболее явное отличие человека от всего остального животного мира, лежит в основе возможности человеческого общества, его истории, политики, экономики. Не будь интеллекта, не состоялось бы ничего из этих человеческих феноменов. Следовательно, можно предположить, что интеллект имеет большое значение в плане не только жизненных и профессиональных возможностей отдельного человека, но и общества в целом.

Часть 1 посвящена интеллекту, анализируемому как в индивидуальной, так и «макропсихологической» плоскостях. Вначале приводятся полученные в эмпирических исследованиях факты о роли интеллекта в индивидуальных достижениях человека, а также модель, описывающая роль интеллекта в экономической жизни государств.

Затем рассматривается проблема структуры и механизмов индивидуального интеллекта. В основе подхода лежит разработанная автором структурно-динамическая теория, которая была впервые изложена в работах, опубликованных в 2002 и 2003 гг. В книге описан современный этап развития идей структурно-динамической теории, связанный как с дальнейшим осмыслением ее места в контексте психологии интеллекта, так и с анализом новых данных.

Проблемы психологии творчества рассматриваются в Части 2. Центральное место в отечественной психологии творчества занимает школа, основанная Я.А. Пономаревым и исходящая из представления о взаимодействии логики и интуиции как двух полюсов творческого процесса. Вместе с тем, в книге проводятся параллели между подходом Я.А. Пономарева и работами зарубежных авторов (в первую очередь Дж. Мендельсона, К. Мартиндейла и А. Ребера), которые, используя совершенно другую терминологию (дефокусированное внимание, активация семантической сети, имплицитное научение и т.д.) и понятийные системы, фактически приходят к близким выводам. В Части 2 соотносятся теоретические основания школы Я.А. Пономарева и зарубежных подходов, а также приводятся данные экспериментальных исследований, направленных на анализ механизмов, стоящих за работой интуитивного полюса мышления.

Наконец, Часть 3 посвящена практическим и теоретико-экспериментальным проблемам психологии одаренности. В работах по одаренности индивидуальный и общественный планы интеллекта и творчества как бы сливаются. С одной стороны, это индивидуальная работа, с другой – деятельность, имеющая государственное значение в плане развития интеллектуального потенциала страны.

Часть 1. Интеллект как ресурс индивида и общества

Глава 1. Интеллект как ресурс индивида

В современном обществе интеллект оказывается наиболее важным из всех известных науке психических свойств для успеха, как личного, так и общественного. Так, по-видимому, было не во все времена. Исторически первичное формирование элиты происходило из военного сословия, поэтому продвижение по ступеням социальной лестнице строилось в значительной мере на воинской доблести.

На экзистенциальном уровне механизм формирования воинской элиты выражен в знаменитом Гегелевском рассуждение о господине и рабе. В схватке за господство на кон ставится жизнь. Господином может стать тот, кто риском жизни способен подтвердить свою свободу[1]. Сознание же того, кто становится рабом, испытало страх «не по тому или иному поводу, не в тот или иной момент, а за все свое существо, ибо оно ощущало страх смерти, абсолютного господина. Оно внутренне растворилось в этом страхе, оно все затрепетало внутри себя самого, и все незыблемое в нем содрогнулось» (Гегель, 2000,с. 103).

Таким образом, по Гегелю, критерий первичного формирования аристократии – способность поставить на кон свою жизнь.

Интеллект, однако, не вреден и воину. По ретроспективным оценкам, валидность которых, однако, несколько проблематична, выдающиеся полководцы, такие как Наполеон, Дж. Вашингтон или шотландский король Роберт Брюс, входили в число 1-2% наиболее интеллектуальных людей[2]. Но все же, вероятно, интеллект как фактор отбора в первичную военную элиту растворялся в таких боевых доблестях, как отвага, сила и ловкость, преданность сюзерену.

С возникновением крупных государств и формированием класса бюрократии для ведения дел роль интеллекта в продвижении по социальной лестнице меняется, поскольку образование и грамотность, необходимые бюрократу, усваиваются с участием интеллектуальных способностей.

В современном обществе интеллект требуется прежде всего для решения сложных задач, из которых состоит высококвалифицированная профессиональная деятельность, а также для обучения, которое занимает большое место в жизни. В связи с этим интеллект стал качеством, от которого сильнее всего зависят профессиональные достижения, уровень образования и доходы. Об этом красноречиво свидетельствуют факты, получаемые психологами.

Интеллект и обучение

Роль психометрического интеллекта в обучении велика и бесспорна. Успешность обучения в школе коррелирует с тестами интеллекта на уровне порядка r=0,5. Так, корреляция теста Равена со школьными баллами на Западе колеблется от 0,3 до 0,72 (Дружинин, 2001). В России результаты оказываются сходными. Э.А. Голубева, С.А. Изюмова и М.К. Кабардов (см. Дружинин, 2001) сообщают о корреляции между усредненной школьной оценкой и вербальной шкалой теста Векслера в размере r=0,5. Для невербальной шкалы эта корреляция составила r=0,4, для общего балла - r=0,49.

За этими сухими цифрами, однако, стоит драматическая реальность. Человеческие различия в обучаемости очень велики. Исследования в Американских вооруженных силах показали, что обучение людей, находящихся между 10-м и 30-м процентилем по тестам умственного развития, займет от одного года до двух там, где обучение людей выше 30-го процентиля закончится за три месяца (Vineberg, Taylor, 1972). Разница в скорости составляет от 4 до 8 раз! И это еще не для крайних групп, а для соседей по оси умственного развития.

Люди, которым учиться легко, имеют тенденцию получать более существенное образование и лучше проходить через сито академического отбора. Поэтому неудивительно, что обнаруживается корреляция интеллекта (в районе r=0,55) с продолжительностью обучения в странах Запада. Аналогичная тенденция существует, по-видимому, и у нас в стране. Коэффициент интеллекта студентов, которые составляют основной контингент испытуемых в психологических экспериментах, достигает обычно в среднем около 110 баллов.

Наши рекомендации