Сущность, функции и виды внимания 26 страница

Большую роль в адаптации к пенсионному образу жизни играют личностные установки по отношению к этому периоду. Процесс приспособления к выходу на пенсию проходит легче, если человек планировал свой уход, прогнозировал свою будущую «пенсионную» жизнь.

37.3. Физические аспекты старения и проблема здоровья

Морфофункциональные изменения в поздней взрослости затрагивают фактически все телесные органы и системы организма. Изменяется внешность человека: появляется седина, углубляются морщины, меняется осанка, выпадают зубы, происходит увядание кожи. Изменения, происходящие в костно-мышечной системе, выражаются в уменьшении мышечной массы, что приводит к снижению веса человека, в сжатии межпозвоночных дисков, деминерализации костей, это в свою очередь обусловливает то, что рост людей в старости понижается на 3—5 см, возникают проблемы с оевнкой, может возникнуть остеопороз (кости становятся хрупкими, часто ломаются, хуже срастаются), работа мышц замедляется и ухудшается.

Изменения затрагивают и многие внутренние органы: происходят нарушения в сердечно-сосудистой системе, в пищеварительном тракте, ухудшается легочный газообмен, ослабевают функции почек и желез внутренней секреции, наблюдаются изменения в иммунной системе, в результате чего в старости люди меньше защищены от воздействия микроорганизмов и болезней.

Изменения, которые касаются всех внутренних органов, связаны с уменьшением их резервных возможностей. Если в ранней взрослости эти органы были способны функционировать в режиме 4— 10-кратного превышения нормы, то в позднем возрасте происходит значительное снижение резервов организма и превышение обычных нагрузок может привести к серьезным нарушениям в его работе, вплоть до летального исхода.

Исходя только из перечисленных изменений в организме пожилого человека вполне очевидно, что проблема здоровья становится одной из главных в позднем возрасте. Соматическое неблагополучие, ощущение физического недомогания составляют специфику телесного старческого существования.

Как отмечают многие геронтологи, пожилые женщины при лучших показателях физического здоровья (по сравнению с мужчинами) уделяют больше внимания своему здоровью, чаще посещают врачей, обращаются за медицинской помощью, чаще жалуются на свои недуги.

Однако необходимо помнить, что изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют хорошее здоровье и не обнаруживают значительных изменений в различных системах организма. Физическое старение, болезни, по мнению геронтологов, объясняются не только биологическим процессом, обусловленным природой, но также зависят от отношения людей к факту собственного старения, их образа жизни. Здесь имеют значение как эффект накопления пережитых болезней и стрессов, так и наличие вредных привычек.

Для процесса старения естественны не только снижение физических сил и возможностей, но и психический упадок, который выражается в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости, снижении инициативы и внутренних побуждений (Н.Ф. Шахматов). При этом могут сохраняться все личностные особенности и характерологические черты, творческие способности, критическая оценка своих сил и возможностей, способность адекватного социального приспособления. Время проявления психического упадка, скорость его развития, тяжесть и глубина также различны. Заметные признаки психического упадка чаще всего появляются у людей старше 85 лет.

37.4. Когнитивные изменения в поздней взрослости

Изменение психических функций (внимание, память, мышление) в поздней взрослости выражается в уменьшении их эффективнос-

ти, объема, активности. Одно из главных изменений заключается в снижении скорости выполнения физических и умственных операций. Это выражается в замедлении мыслительных процессов, особенно снижается скорость обработки информации, возрастает время реакции, нарушается моторика.

Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать туманные образы восприятия, все это может привести, в конечном счете, к искаженному и неадекватному восприятию, к «обманам чувств» (Н.Ф. Шахматов).

Снижение функции внимания выражается в сужении его объема, затруднении сосредоточения (если существуют другие отвлекающие стимулы), распределения и переключения внимания, а также в появлении рассеянности.

Проблеме памяти в позднем возрасте уделяется значительное место в соответстующих исследованиях. Известная жалоба многих пожилых людей на то, что их память «уже не та, что была раньше», оказывается во многом справедливой. Общая тенденция состоит в ухудшении памяти в старости, несмотря на то, что какие-то ее составляющие сохраняются без изменений. Большинство исследователей не обнаружило существенных различий в сенсорной и кратковременной памяти молодых и пожилых людей. Однако когда выдвигались какие-либо дополнительные требования (например, запомнить короткий список слов, одновременно решая, является ли простое предложение истиной или ложью), то влияние возраста в большинстве случаев становилось гораздо более заметным (Я. Стюарт-Гамильтон). Что касается долговременной памяти, то различия между молодыми и пожилыми людьми были существенными. Причиной этих различий, как правило, служили отсутствие должной мотивации и практики в таких заданиях. Пожилые люди хуже запоминают бессмысленный материал, но склонны успешно запоминать то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Память на отдаленные события (память на неавтобиографические события, которые сопровождали жизнь человека) сохраняется у пожилых людей практически полностью. Однако известно, что пожилые имеют проблемы с воспроизведением деталей информации, они также хуже помнят источник какого-то события или фразы (кто что сказал) (Я. Стюарт-Гамильтон).

Уровень интеллектуальной деятельности (словарный запас, информированность и общая осведомленность) людей позднего возраста при нормальном старении не изменяется сколько-нибудь существенно, снижается лишь скорость умственной работы. Исследо-

вание абстрактного мышления обнаружило, что ответы пожилых н старых людей становятся более конкретными, менее обобщенными и точными. Невербальный интеллект обнаруживает значительный спад в поздней взрослости. Таким образом, «текучий» интеллект ухудшается, в то время как «кристаллизованный» не поддается разрушительному воздействию времени, по крайней мере, он более устойчив.

Д. Векслер отмечает, что интеллект молодых не тождествен интеллекту старых, так как у первых он обозначает скорее умственную готовность, способность к обучению и решению новых задач, а у вторых — способность справляться с широким кругом знакомых задач на основе богатого жизненного опыта. Интеллект старых людей является скорее тем, что на обыденном языке обозначается мудростью. В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, когнитивной тренировки, определяется всем образом жизни человека.

Исследование творческой продуктивности показывает, что у большинства людей творческие способности исчезают к 60 годам (Я. Стюарт-Гамильтон). Однако анализ творческой продуктивности высокоодаренных людей (Ренуар, Бах, Тагор, Кони и др.) обнаруживает иную закономерность — отсутствие спада в творческой деятельности. Что касается роли творческих способностей в повседневной жизни, то имеются веские доказательства того, что занятия творчеством (например, живописью, сочинительством и т.д.) имеют большое значение для пожилых людей и рассматриваются как показатель высокого благополучия и самоуважения человека (Я. Стюарт-Гамильтон).

В поздней взрослости происходит определенное изменение интересов: сужение структуры интересов, замена профессиональных интересов другими. Г. Леман, например, отмечает, что для ученого в пожилом возрасте характерны интересы к религии, медицине,, к обобщениям и теоретизированию (философии).

37.5. Социальный контекст: друзья и семья

Состоящие в браке пожилые люди чаше сообщали, что они счастливы, у них выше уровень психологического благополучия, они отличаются лучшим здоровьем и живут более долго, чем одинокие, разведенные или овдовевшие. У разведенных людей преклонного возраста самая высокая смертность н процент самоубийств. Разве-

денные или овдовевшие мужчины переживают свое одиночество острее, чем женщины.

Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, родители прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Однако пожилые люди продолжают чувствовать, что обязаны помогать детям, и действительно оказывают самую разнообразную помощь — от денежной поддержки и присмотра за детьми до советов.

Внуки являются одной из самых больших радостей людей данной возрастной группы. Ряд исследований показывает, что одно только наличие внуков повышает удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте. Функции воспитателя, наставника, опекуна подрастающего поколения социально значимы и потому могут компенсировать утрату прежнего социального статуса, социальных ролей, выполнявшихся до выхода на пенсию.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, и многие пожилые люди жалуются на одиночество. Одиночество — это реакция на дефицит качества и количества социального общения. Одиночество в старости — это либо реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, либо ощущение эмоциональной изоляции, непонимания или безразличия со стороны окружающих. Переживание одиночества — индивидуальное чувство, и проявляется оно двояко: как тягостное ощущение нарастающего отчуждения от окружающих, разрыв с ними или как тенденция отгородиться от окружающих, защитить свой мир от вторжения посторонних, т.е. как стремление к уединению (тенденция «иметь свой угол»), обеспечивающее независимость (Н.Ф. Шахматов). Эти тенденции определяют сложные, противоречивые чувства пожилого человека.

У женщин в среднем больше социальных ролей, они имеют больше друзей, чем мужчины. Но женщины чаще жалуются на одиночество. Количественные аспекты межличностных связей (частота контактов и число друзей) только в умеренной степени ассоциируются у пожилого человека с его субъективным благополучием.

Люди позднего возраста более подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые. Поздний период жизни нередко называют «возрастом потерь». Наиболее тяжелой утратой, конечно, является смерть близких людей, с которой пожилому человеку в поздние годы жизни постоянно приходится иметь дело.

При повторении или наложении нескольких утрат формируется «чрезмерная нагрузка от тяжести утрат». Как реакция на потери может быть самоубийство. Мужчины кончают жизнь самоубийством в четыре раза чаще, чем женщины. Процент самоубийств

среди мужчин равномерно растет с возрастом, достигая максимума после 80 лет (Г. Крайг). Вдовы и особенно вдовцы попадают в группу риска как потенциальные самоубийцы. Этот риск очень высок в течение первого года со дня смерти супруга(и), затем он резко снижается, хотя и остается выше среднего еще в течение нескольких лет. К самоубийству в высшей степени склонны хронически одинокие нлн пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, прежде всего те из них, кто отличается повышенной тревожностью н чувством собственной неполноценности (Г. Крайг).

Как показали исследования, относительно здоровые старые люди до преклонных лет дорожат своими социальными связями и делают все возможное, чтобы удержаться на том уровне общения, который привычен и удобен для них. При расторжении социальных связей из-за болезни или смерти других они способны возмещать и замешать эти потери. Успешная социальная адаптация в пожилом возрасте — это в первую очередь принятие новых социальных ролей, которое противостоит осознанию старости как цепи утрат, а не приобретений. С точки зрения В. Нурковой, это роли консультанта, доверенного лица, добровольца в делах благотворительности, историка, хранителя традиций семьи.

37.6. Личность и старение

Существует довольно устойчивое представление, подтверждаемое многочисленными эмпирическими исследованиями, о характерологических изменениях и возрастной динамике личностных особенностей человека в позднем возрасте. Согласно этим данным, старческому возрасту сопутствуют нарастание неуверенности, тревожности, беспокойства, пессимизма, подавленности, грусти, угрюмости, появление или усиление таких черт, как мнительность, обидчивость, неуживчивость, консерватизм, раздражительность, нетерпимость, черствость. Широко распространена точка зрения о заострении или огрублении в старости прошлых личностных черт, например бережливость превращается в скупость, осторожность — в трусливость и т.п. Мужчины проявляют пассивность и другие черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся агрессивнее, практичнее и властнее.

Однако в других работах, в основном в лонгитюдных исследованиях, не были обнаружены столь кардинальные и устойчивые изменения, связанные с возрастом. Наоборот, выявляется существенное

постоянство в типе личности при переходе от средней к поздней взрослости. По мнению Н.Ф. Шахматова, нормальными проявлениями старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, какими были и раньше.

Личностное приспособление к старости в качестве составного элемента включает психологическую потребность в воспоминаниях и размышлениях о минувшем. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны «подвести итоги» и смириться со своим прошлым. Д. Ле-винсон называет этот процесс «взгляд с моста». Стоит отметить, что автобиографические воспоминания имеют лечебное воздействие. Некоторые исследователи уверены, что следует поддерживать «терапию воспоминаниями» для пожилых людей, поскольку это помогает им примириться с жизнью (Я. Стюарт-Гамильтон).

В старости, помимо основной проблемы — выработки отношения к прошлой жизни, решается и другая не менее важная задача — поиск смысла жизни в старости, собственного места и значимости в мире и обществе. Для некоторых людей пожилого возраста характерно сужение, угасание смысла жизни. Главным для них становится «выжить», сохранить здоровье, т.е. смысл жизни теряет масштабность, человек сосредоточивается на самом себе, своей индивидуальной жизни — «Я — для себя» (Г.А. Вайзер). У других главные цели жизни не только сохраняются, но и воплощаются в жизни и деятельности. В иерархической структуре смыслов жизни таких людей выделяются следующие: служить высокой идее; стремление добиться социальной справедливости; жить для людей; забота о детях; реализовать себя в труде, творчестве; сохранить духовность и проявить свои лучшие качества. Таким образом, главные смыслы этих людей связаны с широкими социальными и общечеловеческими проблемами, находятся в диаде «Я — общество».

Разными авторами не раз указывалось, что психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Отсюда — стремление выявить, описать и проанализировать различные типы личностного старения. Д. Бромлей предложила следующую классификацию типов приспособления личности к старости, которые находят отражение и в других исследованиях.

• Конструктивное отношение человека к старости (конструктивный тип), при котором пожилые уравновешенны, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими. Они в меру критичны к себе и терпимы к другим. Не драматизируют окончание профессиональной жизни, оптимистически относятся к жизни, а воз-

можность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. В прошлом они не пережили слишком много травм и потрясений, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. С уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка таких пожилых людей довольно высока. Люди этого типа адаптированы к старению, спокойны, любят жизнь и устанавливают теплые отношения с другими.

• Отношение зависимости. Зависимый тип («кресло-качалка») — это человек, полагающийся не на себя, а на помощь других, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды и связанных с работой ответственности и напряжения. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие.

• Оборонительное отношение (защитный тип). Для людей этого типа характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к самообеспеченности и неохотное принятие помощи от других. Защитными механизмами против ощущения страха смерти и обездоленности служит активность «через силу». Они с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

• Отношение враждебности к окружающим (агрессивно-оборонительный тип). Эти люди агрессивны, взрывчаты, подозрительны, стремятся переложить на других людей вину и ответственность за собственные неудачи. Они обычно придерживаются неадекватного представления о себе и мире. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами. Они с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, враждебно относятся к молодым. Для этих людей характерен сильный страх смерти.

• Отношение враждебности человека к самому себе (самообвинительный тип). Люди такого типа пассивны, не бунтуют против своей старости, безропотно принимают все, что посылает судьба, они избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. К этому присоединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение рассматривается достаточно реалистично. Заверше-

ние жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Итак, физическая старость несет в себе не только изменение объективной внешней ситуации жизни, но и изменения психологические, касающиеся всей личностной сферы, которые во многом зависят от индивидуальных особенностей человека и от всей истории его жизни.

37.7. Смерть и умирание

В позднем периоде жизни человек должен самоопределиться не только по отношению к своему прошлому (принятие — непринятие) и к своей настоящей жизни (в роли «старика»), но и к предполагаемому будущему, к концу жизни.

Пожилые обычно не боятся и не избегают разговоров о собственной смерти, беседа с пожилым человеком на эту тему не носит для него травмирующего характера. Более того, не замечено глубокого интереса к вопросам смерти у пожилых, их философия — «живи, пока живется» (Н.Ф. Шахматов). Доживших до преклонных лет страшит не столько сама смерть, сколько физические страдания, болезненные ощущения, возможность длительного и мучительного умирания. Страх смерти, сама смерть в глубокой старости (после 85 лет) как бы теряет свое значение. От очень пожилых людей нередко можно услышать заявление, что они устали жить, жизнь стала им безразлична.

Несомненно, существуют индивидуальные различия в том, что касается переживаний по поводу мыслей о смерти. Согласно некоторым исследованиям, люди психологически хорошо адаптированные и достигшие целостности личности (в понимании Э. Эриксона), сообщают о своей низкой тревоге. Но другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически достаточно здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя хозяевами жизни, смерть беспокоит больше всего.

Анализируя ситуацию, когда смерть возможна в любой момент, например в случае онкологического заболевания или другой смертельной болезни, Э. Кюблер-Росс выделила пять стадий приспособления к умиранию.

• Отрицание. На этой стадии человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих .мнений и диагнозов. Реакция— «не может быть!».

• Гнев. Как только человек осознает, что он действительно умирает, его охватывают гнев, обида и зависть к окружающим. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд. Реакция — «Почему я?».

• Торг. На этой стадии человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания. Реакция — «Если я..., то...».

• Депрессия. Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Реакция — «Жизнь все равно не имела смысла, все беспросветно...».

• Принятие. На финальной стадии человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает смерти. Реакция — «Да, я умру. Я постараюсь сохранить присутствие духа, так, чтобы спокойно принять все, что мне предстоит, и не отягощать страдания моих ближних».

Представленные выше реакции на приближение смерти—общие для всех людей. Однако существует мнение, что каждый человек по-своему справляется с приближающейся смертью и он не обязательно проходит через асе стадии или их последовательность может быть иной. На процесс умирания оказывают влияние многие факторы, включая культуру, личностные особенности, религиозные воззрения, мировоззренческие установки, продолжительность и характер заболевания и др.

37.8. Благополучная старость

Представление о старости как об исключительно негативном периоде жизни относится к разряду стереотипов, которые не всегда соответствует реальности. Действительно, многие пожилые люди не воспринимают себя беспросветно больными, немощными, бедными и одинокими, не считают свою жизнь в старости сплошными утратами и тяготами.

Возможны различные типы старения. Пожилые люди существенно различаются уровнем и направленностью активности, стратегиями совладания с трудностями жизни, отношением к миру и себе. Есть личности «пассивные», потерявшиеся, проявляющие признаки социально-психологической дезадаптации. Но есть и «активные», психологически бодрые люди, сохранившие творческий подход к жизни, нашедшие в ней обновленное содержание, ранее скрытые смыслы и ценности. Неизбежное физическое ста-

рение не означает однонаправленного процесса психологического, личностного угасания. Старость — это всего лишь преемственное продолжение предшествующих этапов жизни конкретной личности, период действия новых личностных приспособительных и компенсаторных механизмов.

Благополучная (или называемая некоторыми авторами «счастливой») старость — это максимально благоприятное, некое идеализированное представление о старости, имеющее эмоционально оценочную окрашенность. Любой возраст может субъективно оцениваться как счастливый либо несчастливый, и такая оценка не может быть однозначной. Но для периода старости это объективно усложнено мощным влиянием разнородного опыта пройденной жизни, измененными представлениями субъекта о своем недолгом будущем. В старости нарушается, изменяется некоторое, ставшее для зрелого человека привычным, «равновесие* между биологическим и социальным, физиологическим и психическим, личностным и общественным. При этом долгожительство и физическое здоровье, сохранение активного образа жизни и достойное общественное положение, наличие семенного круга и материальный достаток (и тому подобные факторы) отнюдь не являются достаточными условиями эмоционального благополучия пожилой личности. Человеку в любом возрасте нужны удовлетворенность жизнью, самодостаточность, которые невозможны без наличия и удовлетворения соответствующих потребностей, а значит, и деятельностей, направленных на это.

Отечественными и зарубежными геронтологами установлено, что бездеятельный образ жизни, пассивное времяпрепровождение отрицательно сказываются на здоровье и психическом состоянии человека. Истинное «начало» старения можно обозначить, например, строкой С.А. Есенина: «Я теперь скупее стал в желаньях». Но для достижения субъективного благополучия старость, подобно младенчеству, предполагает особое участие окружающих людей, требует целенаправленной социальной системы. «Противодействием» психологическому старению является наличие в человеке веры, надежды, любви, красоты и всех других извечных ценностей бытия, которые непреходяще значимы в течение всей человеческой жизни.

© Контрольные вопросы

1. Какие позитивные и негативные стереотипы старости существуют з нашем обществе?

2. Каковы проявления психического упадка в старости?

3. В чем заключаются изменения памяти в период поздней взрослости?

4. Как изменяется интеллект в старости?

5. Какие личностные и характерологические изменения свойственны нормальному старению?

6. При каких условиях выход на пенсию является кризисом?

ф Тестовые задания

1. Эйджкзм — это...

A. Социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости н дискриминации старых людей.

Б. Социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке старости и дискриминации молодых людей.

B. Уважительное отношение, почитание старших младшими, свойственное культурам Востока.

Г. Действия врача, имеющие целью вызвать смерть безнадежно больных людей.

2. Психическое развитие человека позднего возраста характеризуется дилеммой (Р. Пек)...

A. Продуктивность — застой.

Б. Интеллектуальная пластичность— интеллектуальная ригидность.

B. Дифференциация эго против поглощенности ролями. Г. Ценность мудрости — ценность физической силы.

3. Психический упадок в старости выражается...

A. В снижении физических сил.

Б. В ограничении круга интересов.

B. В изменении характерологических черт.

Г. В утрате критической оценки своих сил и возможностей.

4. С возрастом в наибольшей степени ухудшается...

A. Кристаллизованный интеллект. Б. Текучий интеллект.

B. Текучий и кристаллизованный интеллект. Г. Интеллект не изменяется.

Литература

Основная

1. Баттерворт Дж., Xappuc M. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000.

2. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

3. Выготский. Л.С. Собрание сочинений: В б т. М., 1984. Т. 4. Детская психология.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

6. Практическая психология в образовании / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

7. Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001.

8. Психология сарости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. М., 2003.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под. ред. А.А. Ре-ана. СПб., 2001.

10. Христоматия по детской психологии / Сост. и ред. Г.В. Бур-менская. М., 1996.

11. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

Дополнительная

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М„ 1991.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980.

3. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

4. Кле М. Психология подростка (Психосексуальное развитие). Пер. сфр. М., 1991.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения. М., 2002.

7. Крэпн У. Теории развития. Секреты формировани личности. СПб., 2002.

8. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск, 2000.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогеноза общения. М., 1986.

10. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2002.

12. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. Пер. с англ. М., 1993.

13. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

14. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.

15. Эльконин Д.Б. Психология развития. М., 2001.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Раздел IV

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 38

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

38.1. Предмет, задачи и разделы педагогическойпсихологии

Педагогическая психология является межпредметным и прикладным разделом психологической науки, возникшим в связи с реальными запросами педагогической теории и расширяющейся образовательной практики. Наличие систематического и массового образования является одним из весомых достижений цивилизации и одновременно условием самого существования и развития человечества.

В педагогическом, учебном процессе не существует какой-либо специальной, для него отведенной, особой психики, отличной от той, что описана в предшествующих главах учебника. Просто в психике и личности рельефно выделяются лишь некоторые ее аспекты, акценты функционирования и развития, обусловленные спецификой самого образовательного процесса. Но поскольку этот процесс занимает одно из ведущих, решающих мест в жизни современного человека, необходимость наличия и практического применения педагогической психологии не требует особой аргументации. Образование нуждается в отдельном психологическом сопровождении.

Наши рекомендации