Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными 9 страница
2) Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования ребенка. Дети растут капризными, упрямыми. У таких детей с возрастом развивается эгоизм, высокомерное отношение к окружающим, наплевательское отношение к обязанностям и пр.
3) Гиперопека — особый вид воспитания, при котором детей лишают самостоятельности, подавляют их инициативу. Многие из таких детей вырастают нерешительными, неприспособленными к жизни, они привыкают к тому, что кто-то за них все решает и делает.
4) Воспитание по типу гипоопеки. Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».
5) Воспитание по типу кронпринца. Данный вид уродливого воспитания известен давно и обнаруживается чаще всего
110 "
у детей из зажиточных семей, члены которых занимают высокое положение в обществе. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам и случайным людям. Вместо того чтобы получать любовь и ласку, они получают суррогаты эмоций.
6) Воспитание в условиях ограниченного социального пространства. Такой вид воспитания касается, в основном, детей, оставшихся без попечительства родителей, или детей, имеющих их, но оказавшихся в интернатных учреждениях. В учреждениях закрытого типа (домах ребенка, дошкольных и школьных детских домах или интернатах и др.) у детей, вследствие неудовлетворенных потребностей в любви и внимании со стороны родителей, в сложностях адаптации к большому числу сверстников, в связи с отсутствием навыков продуктивного общения и многих других факторов, формируются качества, отличающиеся от тех, которые прививаются в семье. У них развивается тенденция пассивного поведения, возникают нарушения в мотивационной и эмоциональной сферах, искажаются ценностные ориентации, рефлексивные качества на эмоциональные состояния другого человека и т. д.
К третьей группе относят формы смешанного в клиническом отношении и по происхождению патологического формирования личности и др. В наибольшей степени это проявляется у детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, которые попадают в условия уродливого воспитания или же в условия ограниченного социального пространства.
В подростковом периоде у детей появляются также специфические реакции на плохое к ним отношение. Эти реакции — еще один способ формирования у ребенка неправильного поведения. В числе таких реакций называют реакцию эмансипации, описанную А.Е. Личко (хочу быть свободным, родители для меня не авторитет), и реакцию группировки (стремление к групповому общению) и др.
Что нужно делать в этой связи?
Во-первых, не усугублять уже имеющуюся деформацию характера. Зная особенности ребенка, стараться уменьшить их и не дать им проявиться. Держаться по отношению к нему максимально предупредительно. Во-вторых, постараться повлиять на семью, чтобы она более гармонично относилась к сыну или дочери. Необходимо, чтобы такие дети проводили больше времени в детском коллективе.
Педагогическая запущенность. Значительная группа детей, не имеющих психической патологии, но у которых нередко
возникают аномалии в личностном развитии, — это дети с признаками педагогической запущенности. Педагогическая запущенность — это отставание ребенка в психическом и личностном развитии без видимой клинической патологии, обусловленное существенными пробелами в его воспитании.
Педагогическая запущенность — сложное явление, в этиологии которого лежат многочисленные факторы. Ее причинами могут быть недостатки в подготовке ребенка к школе, длительная и интенсивная психическая депривация, соматическая ослабленность ребенка. В клиническом плане педагогически запущенные дети могут обнаружить не всегда здоровый анамнез психического развития. Перечисленные нарушения — это своего рода факторы риска, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости.
Процесс дезадаптации ребенка к условиям школьной жизни в схематическом виде развертывается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом выступают, как правило, резкие изменения условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации.
К числу основных причин, провоцирующих формирование личностных аномалий у педагогически запущенных детей и подростков, можно отнести:
— нарушение мотивационно-потребностной сферы, изменение иерархии потребностей и мотивов поведения;
— нарушение эмоционально-личностного реагирования в процессе межличностного взаимодействия;
— возникновение, вследствие отставания интеллектуального развития, личностной примитивности, которая снижает критичность в заимствовании форм поведения и вредных привычек: сквернословия, лживости, неуважительного отношения к сверстникам и взрослым, курения, употребления наркотизирующих веществ, что неизбежно приводит к деформации структуры личности.
Признаки педагогической запущенности начинают обнаруживать себя уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Как показывает практика, при условии своевременного выявления и проведения необходимой коррекционно-разви-вающей работы педагогическая запущенность может быть нивелирована. Если же этого не происходит, то она принимает стойкий характер и становится неизбежной причиной возникновения аномалий личности.
Изучение конкретных видов аномалий личности, их этиологии и проявлений у детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья необходимо как для организации более эффективного их обучения, воспитания и социальной реабилитации, так и для разработки оптимальных психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекцион-ных мероприятий в работе с ними.
Нарушения личностного развития у детей и подростков с психической патологией
Изучением психических аномалий в детском возрасте занимается детская психиатрия. Она изучает этиологию, клинику и патогенез психических болезней на этапе онтогенеза детского развития. Но изучение психического недоразвития важно не только в медико-биологическом, но и в социально-психологическом аспектах. Известно, что чем раньше будет определено отклонение в развитии, тем скорее будет произведено лечебно-педагогическое вмешательство, тем меньшими окажутся возможные последствия имеющегося дефекта.
К основным категориям детей, имеющим психическую патологию, относят:
— детей с умственной отсталостью;
— детей с эндогенными психическими заболеваниями;
—- детей с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;
— детей с признаками задержки психического развития;
— детей с признаками психопатии.
Названные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности.
Рассмотрим кратко некоторые особенности названных психических заболеваний у детей и подростков и их влияние на личностное развитие.
1. Умственная отсталость.Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС,
и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбе-цильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
— предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
— первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами;
— ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) приводит к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их еще более отверженными в среде сверстников.
2. Эндогенные психические заболевания.К эндогенным психическим заболеваниям относят шизофрению, маниакально-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.
Шизофрения — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности и разнообразными психопатологическими расстройствами. Заболевание чаще всего связано с наследственным предрасположением и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст. К изменениям личности при данном заболевании относят снижение энергетического потенциала (амотивационность), выраженную интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное оскудение, расстройства мышления и др. Выраженность психопатологических изменений может колебаться от легких изменений личности до грубой и стойкой дезорганизации психики.
Маниакально-депрессивный психоз — эндогенное заболевание, протекающее приступами. Состояние веселости, возбужденности, активности (маниакальная фаза) сменяется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). Нередко болезнь характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. При выходе из болезненного состояния наступает практическое выздоровление. Заболевание может начаться в любом возрасте, но преимущественно в 12—16 лет. В большей степени этому заболеванию подвержены девочки на этапе препубертатного и пубертатного периодов. При данном заболевании стойких психических нарушений и значительных изменений склада личности и признаков дефекта не наблюдается.
Эпилепсия — заболевание головного мозга, характеризующееся разнообразными расстройствами в виде малых и больших судорожных эпилептических припадков. Чаще всего признаки заболевания эпилепсией возникают в возрасте до 15 лет. Классический исход генуинной эпилепсии — нарушения интеллектуальной способности вплоть до выраженного слабоумия и деформации личности.
В личностной сфере у страдающего эпилепсией наблюдается замедленность всех психических процессов, склонность заострять внимание на деталях, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного и др. По мере развития эндогенных заболеваний увеличивается риск к формированию дефектов личности, что может вызвать затруднения в психокоррекционной работе.
3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, астенииво многом обусловлены условиями обучения и воспитания детей. У одних детей в результате социальной дезадаптации,
неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у других — астении, у третьих — психопатические реакции. Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др. Перечисленные отклонения характеризуют так называемые пограничные состояния, переход от нормы к патологии. Их относят к группе болезненных состояний, в основе которых лежат психогенные невротические и астенические состояния, конфликтные переживания. Для невротических состояний у детей более всего характерны страхи (фобии), соматовегетативные (энурез, привычная рвота) и двигательные расстройства (логоневроз, тики, истерический паралич). С возрастом эти расстройства могут принимать более затяжной характер. Названные нарушения накладывают отпечаток на динамику нервно-психического состояния ребенка или подростка в виде дисгармонии в развитии личности, изменений в познавательной и потребностно-мотивационной сферах личности.
Основной путь нивелирования у детей и подростков душевных переживаний и преодоления чувства своей неполноценности — создание для них нормальных межличностных взаимоотношений и активное включение в продуктивное взаимодействие со сверстниками.
4. Аномалии личности при задержке психического развития (ЗПР).Причиной аномалий личности могут быть задержки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — это сохранение в психике и поведении подростка, юноши, взрослого свойств и особенностей, присущих детскому возрасту.
Выделяют (К.С. Лебединская) следующие основные типы ЗПР детей:
1) Конституционального происхождения или гармоничный инфантилизм. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.
2) Соматического происхождения. Основные причины задержек психического развития данного типа — хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению. Нередко наблюдается задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Для него характерны боязливость,
неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и др.
3) Психогенного происхождения. Задержки данного типа порождены неблагоприятными условиями, препятствующими нормальному формированию личности ребенка. Пси-хотравмирующие факты приводят, как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева).
4) Церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Причины: интоксикации, травмы, недоношенность и др. Встречается чаще других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах. Признаки ЗПР данного типа проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
Таким образом, личностная незрелость бывает как патологическая, так и непатологическая. Патологическая форма — предмет рассмотрения психиатрии. Непатологическая форма наиболее распространена среди детей школьного возраста. Коррекцией названной формы психической незрелости занимаются педагоги, психологи, семья, школа. Индивид, у которого наблюдается инфантилизм при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии, отличается, прежде всего, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эта особенность может выражаться в несамостоятельности решений, чувстве незащищенности, в заниженной самооценке, повышенной требовательности заботы о себе со стороны родителей, в разнообразных компенсаторных реакциях в виде фантазирования, эгоцентризма и др. Незрелые в личностном отношении дети могут хорошо учиться, однако из-за детскости, типичной для более младших детей, они неусидчивы, затрудняются выполнять волевые усилия, такие дети требуют постоянного контроля.
Выделяют два вида личностной незрелости у детей и подростков (Г.Е. Сухарева, М.И. Буянов) — гармоничный и дисгармоничный.
Гармоничный — это необычный, но нормальный характер. Данный тип инфантилизма обычно обнаруживается с 7—8 летнего возраста: ребенок ведет себя несоответственно
своему возрасту. В его поведении преобладают капризность, жажда удовольствия, игровые интересы. Такие дети отличаются неусидчивостью, неспособностью сделать вывод из ошибок и из опыта других людей. Их постоянно что-то отвлекает. Они легко смеются, а также легко обижаются и плачут. К 10—12 годам у большинства подобных детей черты психологического инфантилизма уменьшаются. К 20—25 годам — проходят, человек как бы дозревает и сравнивается со сверстниками. Одной из причин появления незрелости является изнеживающее воспитание, когда ребенка искусственно ограждают от сложностей жизни и выполняют все его капризы.
Дисгармоничный инфантилизм. Индивиды, относящиеся к данному виду незрелости, чаще всего попадают в поле зрения медицины. У дисгармоничных инфантилов встречаются те же свойства, что и у гармоничных, но какая то одна или несколько черт характера резко выделяются: у одних может преобладать возбудимость, у других — слабоволие, у третьих — склонность ко лжи и т. д. Выделяют три варианта дисгармоничного инфантилизма:
1. Возбудимый вариант. У таких детей на первый план выступает горячность, легкая взрывчатость, они очень часто во всем видят несправедливость, часто скандалят, дерутся, но потом приходят быстро в себя, раскаиваются и тут же забывают о своих обещаниях.
2. Неустойчивый вариант. Основными признаками являются болезненное слабоволие, несамостоятельность, неумение и неспособность довести до конца любое дело. Как правило, из неустойчивых инфантилов формируются пьяницы, тунеядцы, с которыми очень трудно сладить.
3. Истерический вариант. Встречается несколько реже, чем предыдущие, и свойственен только девочкам. Естественно, степень психической незрелости бывает различной. Успешность ее коррекции зависит от названного фактора и тех мер, которые принимаются по отношению к таким детям с целью коррекции их развития.
5. Дети с психопатическими формами поведения.Люди отличаются друг от друга по темпераменту, характеру, поведению, интеллекту и т. п. В процессе развития человеческой личности и психики в силу влияния различных факторов неизбежно возникает вероятность того, что некоторые личностные свойства гипертрофируются. Таких личностей с крайне выраженными и одноплановыми свойствами характера,
неспособных достаточно длительное время жить без конфликтов и выполнять каждодневные обязанности, называют психопатическими .
Психопаты — это люди, обладающие тяжелым характером, от которого страдают они сами, но в еще большей степени окружающие. Этот трудный характер приводит таких субъектов к постоянным ссорам с окружением, и впервую очередь с теми, с кем они чаще всего общаются. Они предъявляют кокружающим повышенные требования, зачастую в конкретных условиях невыполнимые. Не умеющие подчиняться, они не способны выполнять длительное время руководящую роль, вызывая к себе отрицательное отношение вспыльчивостью, нетерпимостью, высокомерием и другими резко выраженными чертами характера.
Проблема психопатий — это не проблема интеллекта, это проблема эмоций, воли и совести. Прежде всего, совести. Совесть — это внутренний судья, внутренний контролер нашего поведения. При психопатиях личность формируется таким образом, что она не может быстро усвоить то, что хорошо, а что плохо. Именно психопатам ничто, как правило, не мешает в жизни, их ничего не останавливает, они часто оказываются на виду.
Выделяют несколько форм психопатии.
Истероидная форма. Характерна эксцентричность, неестественность, театральность поведения, жажда признания. Лица с этой формой психопатии отличаются повышенной внушаемостью, наклонностью устраивать публичные сцены.
Взрывчатая эксплозивная форма. Для этой формы психопатии характерна несдержанность, невозможность тормозить свои аффекты, агрессивность, негативизм, застревание на мелочах, конкретность мышления.
Эпилептоидная форма близка к взрывчатой форме. Как следует из названия, эпилептоид, то есть похожий на эпилептика, имеет эпилептические черты характера, проявляющиеся в чрезмерной скупости, педантичности, аккуратности, въедливости ит. д.
Аффективная форма. Люди, страдающие такими психопатиями, выделяются неустойчивым настроением, которое может быть повышенным (гипоманиакальным) или пониженным (депрессивным).
Паранойяльная форма (параноики). Они недоверчивы, подозрительны, конфликтны или замкнуты, склонны к бредовым построениям, идеям, отношениям. Они часто считают
себя обойденными, ущемленными, имеют врагов, которые якобы специально действуют против них. Эти больные нередко вступают в сутяжную борьбу с окружающими, проявляя мстительность, злопамятность.
Шизоидная форма. Лица с этой формой психопатии — чудаки, «не от мира сего», странные. Часто они живут в отрыве от действительности, бывают эмоционально холодны и сверх меры рациональны, часто находятся в особых отношениях с семьей, не имеют привязанностей.
Для многих психопатических личностей характерно антисоциальное поведение. Психопатические свойства обнаруживаются в детстве; у большинства детей и подростков становятся заметными в школьном возрасте; затем, примерно у 60 процентов таких лицг психопатические свойства начинают постепенно уменьшаться. Большую роль в этом играет целенаправленное воспитание, ориентированное на компенсацию и подавление ненормальных свойств характера (спокойная обстановка дома, в школе, отсутствие примеров для дурного подражания). У остальных психопатические свойства продолжают доминировать в характере и даже обостряются в подростковом возрасте. Обычно в 25—50 летнем возрасте психопатические свойства заметно уменьшаются, но после 55—60 лет характер у многих вновь ухудшается.
При психопатиях (во всех ее формах) имеются дефекты личностного развития, в основном в моральной сфере. Такие люди отличаются жестокостью, бесчувствием, бессовестностью. Поэтому в процессе воспитания необходимо культивировать в больных детях отсутствующие у них свойства и, в первую очередь, чувство вины за совершенный проступок.
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «личность»? В каких отношениях находятся понятия «человек», «индивид*, «индивидуальность», «личность»?
2. Назовите обобщенные качества и потенциальные возможности развивающейся личности.
3. Что следует понимать под структурой личности? Назовите основные подходы к разработке структуры личности.
4. Проанализируйте структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, А.В. Петровским.
5. Перечислите основные трудности в определении понятий «норма» и «патология» в развитии личности. Назовите признаки, фиксирующие проявления нарушений в личностном развитии детей и подростков.
6. Охарактеризуйте основные причины возникновения нарушений в личностном развитии у детей и подростков.
7. Раскройте причины возникновения аномальных привычек и их влияние на развивающуюся личность.
8. Что такое акцентуации характера и как они проявляются в жизни человека? Назовите причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков.
9. Раскройте сущность отклонений в личностном развитии у детей с замедленным психическим развитием.
10. Что понимается под психопатоподобными расстройствами и патологическими чертами характера?
11. Дайте краткую" характеристику возможных аномалий личности у детей и подростков с психопатическими отклонениями.
Темы для докладов и сообщений
1. Личность и ее развитие в детском и подростковом возрасте.
2. Нарушения личностного развития у лиц без психической патологии и их преодоление в процессе социальной реабилитации.
3. Замедленное психическое развитие и его влияние на формирование личности детей и подростков. Основные направления социальной реабилитации детей с ЗПР.
Литература
1. Абульханова-Славская КА. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
5. Братусъ B.C. Аномалии личности. М., 1988.
6. Зейгарник Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
7. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонто-генеза // Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. М., 1995.
8. ЛичкоАЖ. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997.
9. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
10. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1988. № 1.
11. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
12. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.
13. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
14. Платонов КЛ. О системе психологии. М„ 1972.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
16. Улъенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей // Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. М., 1995.
17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
18. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
Глава 4 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
Понятие «социальная среда»
Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда— все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:
1. Микросреда.
2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.
3. Макросоциальные структуры — макросреда.
Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.
Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.
Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства
массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.
Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.
Кроме названной классификации выделяют виды социальной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из этого выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенности, накладывающие отпечаток на личность человека, а также группы людей.
Существует также ряд других признаков, с помощью которых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности — производственная, политическая, научная, художественная, педагогическая и др.