Концепции личности в зарубежной психологии
Концепции личности в психологии бихевиоризма. Основоположник Джон Уотсон ( 1878-1958). Бихевиоризм направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования. Предмет бихевиоризма – поведение, реакция на внешнее воздействие, как очевидное проявление психики человека, которое можно исследовать в условиях эксперимента. Человек рассматривается как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку (поза, мимика, интонации, дыхание, жесты и др.).
Концепции личности в Гештальт-психологии. Анализ свойств восприятия человека, которые определяют природу личности. Основоположник Макс Вертгеймер (1880-1943). Формулы восприятия в гештальт- психологии.
Концепции личности в психоанализе З. Фрейда (1856-1939) . Структура психики человека: «Оно», «Я», «Сверх –я», раскрывающая взаимодействие человека и общества. «Оно» - индивидуальное бессознательное, нереализованные желания. Форма проявления ( сны, оговорки, описки). Эго – Я, индивидуальное сознание, отвечающее за действие защитных механизмов. Сверх-Я- требования социума, культура, внутренние запреты и табу.
Стадии формирования личности по Фрейду. Оральная фаза (0 - 1,5 года), проявление желаний. Анальная фаза (1,5 - 3,5 года), формируется Сверх-Я -запреты. Фаллическая фаза (3,5 - 6 лет), стадия нарцистизма (комплексы Эдипа или Электры). Латентная фаза (6 — 12 лет), социальное самоутверждение. С 12 лет — генитальная фаза, удовлетворение сексуальных потребностей при взаимодействии с субъектом противоположного пола. Понятия «женственность», «комплекс неполноценности». Смысл этапов становления личности состоит в том, что человек у Фрейда детерминирован прошлым, указывает на один мотив жизни личности, которым выступает пансексуализм. На самом деле нет одного мотива, как источника развития личности. Если до Фрейда рассматривали единство среды и наследственности как детерминанты развития личности, то Фрейд впервые указал на конфликт как источник становления личности, конфликты среды и наследственности, сознания и подсознания, гедонизмом как стремление к гомеостазу. Гомеостаз – механизмы защиты, психологическая саморегуляция, направленная на восстановления равновесия, стремление к адаптации в обществе. Механизмы защиты психики, обозначенные Фрейдом. Сублимация – замещение одного действия, другим. Реактивное образование - преобразование негативного чувства в позитивное, либо наоборот. Компенсация - преодоление недостатков, утверждая себя в противоположной сфере. Вытеснение - мотивированное забывание или игнорирование. Отрицание событий или информации, которую субъект не может принять. Проекция – восприятие внутреннего как внешнего. Инфантилизм.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870- 1937). Человек приходит в мир, имея какой-то дефект, который вызывает комплекс неполноценности. Формой адаптации в обществе выступает мотив воли к власти, как возможность преодолеть комплекс неполноценности. Доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает количество детей в семье.
Аналитическая теория Карла Юнга (1875–1961). Коллективное бессознательное в сознании человека : поток архетипов прошлого анима, анимус, тень, маска, самость, определяющих адаптацию человека в обществе. Архетип схема поведения человека, направленная на адаптацию человека в обществе. Аполлоновский (интроверт) и дионисийский (экстраверт) типы личности.
Социокультурная концепция Карен Хорни (1885-1952). Доминирующей силой в структуре человека является чувство «коренной тревоги», которое испытывает человек, попадая в общество. Увеличению уровня коренной тревоги способствуют равнодушное или холодное отношение родителей к ребёнку или чрезмерная опека. Норма человека – «Я-образ», единство Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих. Психологические механизмы защиты в обществе. Уступчивость, тип поведения, предполагающий общественное одобрение. Агрессивность - подавление мнения окружающих, утверждение Я-идеального. Отчуждение-одиночество, уединение.
Концепция личности Вильгельма Райха (1897-1957). Ввел термин «сексуальная революция», который характеризует коренные изменения ценностей, норм, санкций, отношений в сексуальной жизни общества, нивелирование морально-религиозных норм о запрете секса вне брака, целомудрии и др.
Концепция человека Эрика Эриксона (102-1994). Адаптация человека в обществе - это согласованное взаимодействие биологических, поведенческих, эмпирических, социальных, культурных факторов.
Гуманистическая теория человека Эрика Фромма (1900–1980), синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей. Проблема свободы, пути бегства от свободы: авторитаризм как садизм и мазохизм, конформизм. Личность как продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Основная проблема личности – противоречие между собственными потребностями и социальными нормами. Критерий сущности человека - любовь. Восстановление чувства любви - задача психотерапии. Виды любви: материнская, отцовская, любовь к себе (элемент здоровой личности), эротическая, любовь к другу, любовь к Богу.
Теория мотиваций (потребностей) человека Абрахама Маслоу (1908-1970). Виды потребностей: физиологические, материальные, социальные, престижа, самореализации.
Концепция личности в когнитивной психологии, раздел психологии, изучающий, познавательные процессы человеческой психики (процессы, состояния, свойства). Вильгельм Максимилиан Вундт (1832- 1920), немецкий психолог, известен как основатель экспериментальной психологии. Джордж Миллер (1920 —2012), американский профессор экспериментальной психологии. Ульрик Найссер (1928 -2012), американский психолог, член Национальной академии наук США. Внесли существенный вклад в становление когнитивной психологии. Джером Брунер (1915 - 100 лет), американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов. Одним из первых начал исследования потребностей и ценностей как организующих факторов восприятия.
Концепция личности в психологии «символический интеракционизм» Джордж Мид (1863-1931), Гербер Блумер (1900-1987), Эрвин Гоффман (1922-1982) и др. Общественные отношения как совокупность межличностных отношений, опосредованных вербальными и невербальными средствами. Личность – персона, маска, актер, социальная роль, статус в обществе. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная психология выявляет типовые качества личности, определенные должностной инструкцией. Мотивы не должны определяться по шкале этических величин.
Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Ральф Линтон (1893-1953). Различие терминов: «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона — это место, которое индивид занимает в данной системе. Понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, роль как внешнее поведение индивида включает установки, ценности, нормы, предписываемые обществом. Социальная роль является метафорой определяющей матрицы социального поведения (отец, сын, дочь и др.). В качестве примера «принятия роли другого» рассматриваются детские ролевые игры, которые выступают важнейшим средством социализации личности. Итак, теории личности в зарубежной психологии направлены на поиск механизмов адаптации человека в обществе.